Источник звука | Дата | Расстояние (метры, см) | Дата | Расстояние (метры, см) | Дата | Расстояние (метры, см) |
Шарманка | ||||||
Погремушка | ||||||
Дудка | ||||||
Гармошка | ||||||
Барабан | ||||||
Шепот | ||||||
Голос разговорной громкости |
* Голос разговорной громкости 50 см 30 см У/Р.1
Ребенок более старшего возраста сидит за столиком на руках у матери. Наблюдатель в этом случае садится напротив и привлекает внимание ребенка к игрушкам (пирамидкам, стаканам-вкладышам, бирюлькам). При этом важно, чтобы его внимание не было полностью занято игрушками. Это можно проверить, дунув слегка малышу в затылок. Если он не оборачивается, то надо сменить игрушки или вовсе от них отказаться. Первоначальный сигнал подается помощником со спины с расстояния 5–6 м. Те сигналы, которые ребенок услышал на расстоянии более 1 м., предъявляются ему затем справа и слева. Нужно ответить на вопрос, может ли ребенок определить источник звука, с какого расстояния, т. е. локализовать звучание. В остальном методика проведения обследования этих детей аналогична, описанной выше.
|
|
При исследовании реакций на тоны аудиометра ребенок сидит на коленях у матери между акустическими колонками. Первоначальный сигнал подается на частоте 500 Гц интенсивностью 30 дБ. При отсутствии реакции интенсивность увеличивается шагом в 5 дБ до появления реакции. Затем исследуются реакции и на других частотах: 1000, 2000, 4000, 6000 Гц.
В результате такого обследования получают сведения о характере реакций ребенка на неречевые звуки, голос и тональный сигнал.
Узнают:
§ звучание каких игрушек и с какого расстояния слышит ребенок, может ли он определить, откуда идет звук (локализовать звучание), с какого расстояния от источников сигнала он может это сделать;
§ реагирует ли ребенок на шепот, на голос разговорной или повышенной громкости, с какого расстояния и может ли локализовать этот стимул;
§ на тональный сигнал какой частоты и какой интенсивности ребенок реагирует, может ли его локализовать.
По совокупности полученных данных можно выделить четыре уровня состояния слуха: слух в пределах возрастной нормы, тугоухость, значительная тугоухость, глухота.
Обследование слуха с помощью речи (2,6-3 года).
Слух детей, уже владеющих в той или иной степени речью, следует проверять при предъявлении им хорошо знакомых слов шепотом с расстояния 6 метров.
Наибольшие трудности возникают при обследовании ребенка второго-третьего годов жизни. Если ребенок уже говорит, то, наладив с ним контакт, проверить слух можно в ходе выполнения им простых игровых упражнений. Необходимо выяснить у мамы, какие слова и фразы понимает ребенок, как сам называет предметы, действия. Можно поместить перед ребенком игрушки: куклу, зайку, мишку, собачку и шепотом произносить фразы типа: «Покажи мишку. Где собачка? Покажи у куклы ручки (рот, глазки). Покажи у собачки хвостик». Сначала фразы произносятся около ребенка, а затем с расстояния 6 метров (или 3 метра, если ребенок стоит спиной). Если при произнесении шепотом заданий (или назывании игрушек, предметов) ребенок их не выполняет, то поручения (слова) произносятся голосом разговорной громкости на небольшом расстоянии от него. В случае успеха аналогичная фраза произносится шепотом опять с расстояния 6 метров.
|
|
Если уровень речевого развития ребенка не позволяет обследовать его слух словами и простыми фразами, следует выработать условную двигательную реакцию на звучание слогов типа папапа, пупупу, сисиси. Ребенка учат в момент произнесения слогов бросать пуговицу (горошину) в бутылку, ставить кубик на кубик. Проверяется слышит ли ребенок слоги, произносимые шепотом с 6 метров.
В том случае, если в связи с низким уровнем общего и/или речевого развития обследовать слух ребенка речью не удается, его следует направить в сурдоцентр для исследования слуховой функции объективными методами.
Если ребенок (при обследовании и правого, и левого уха) адекватно реагирует на звучание низко - и высокочастотных слов, произносимых шепотом с расстояния не менее 6м, это является показателем того, что у него слух в пределах физиологической нормы.
Если ребенок реагирует на шепот на меньшем расстоянии или не реагирует на него, можно заподозрить наличие у него снижения слуха. Такой ребенок должен быть направлен на обследование в сурдологопедический кабинет (центр).