Не было гвоздя — подкова упала, подкова упала — лошадь захромала, — говорит английская баллада.
Подкова дребезжит, если нет гвоздя, — говорит испанская поговорка.
Связь отвергаемых и компенсирующих чрезмерных цветовых программ Люшер определил афоризмом — напряженность
Скрывает страх.
Попытка заменить программу другого цвета заведомо неудачна и похожа на старания актера сыграть роль, совершенно не соответствующую его природе.
Вариант чрезмерности проявлений программы синего цвета Люшер определяет образом Ангела.
Вот слова, определяющие такое состояние:
1) конформизм;
2) смирение перед жизнью;
3) сентиментальность, стремление к удовольствию;
4) стремление к простым радостям.
Еще раз напомним, что чрезмерность синего цветовыбора возникает, если он занимает первое место, а другие основные цвета отрицаются. Если Синий цвет на первом месте, но красный отрицается — человек отказывается от борьбы, стремится к мирной обстановке (Представим артиста Вицина в роли Сталина.) Синий цвет заботливо обеспечивает уставшему красному герою мирное
существование.
Синий цвет на первом месте, а желтый цвет отвергнут — в ответах Клара появляются слова: «Хочет спастись в гармоничных отношениях» (пессимизм отрицания желтого цвета «синий» пытается заменить общительностью — ключевой чертой «желтой программы».)
Кроме того, возможен уход в простые радости — возникает опасность пищевого алкоголизма, «синдром принцессы Дианы», обращения к алкоголю, наркотикам. Вспомним, что в синюю бумагу
в старину оборачивали сахар. Такой вариант цветовыбора Люшер назвал алкоголик. Недаром алкоголиков народный юмор окрестил образом синяки.
На фоне пессимизма, неверия в будущее, которое несет отрицание желтого цвета, человек уходит в простые радости, напоминая защиту Фрейда — регрессия в простые радости орального периода жизни ребенка.
Цветовая психология освещает возможные механизмы алкоголизма — в боязни будущего и желании уйти от жестокого мира в простые радости жизни.