Задания и методические указания по СУРС

СУРС 1. Трудоспособное население и трудовые ресурсы.

Учебные вопросы:

1. Трудоспособное население: понятие и структура.

2. Трудовые ресурсы: понятие и структура.

3. Количество и качество трудовых ресурсов.

Контрольные вопросы

1. Какие возрастные группы относятся к населению в трудоспособном возрасте?

2. В чем различие понятий «население в трудоспособном возрасте» и «трудоспособное население»?

3. По каким признакам можно группировать и анализировать численность трудоспособного населения?

4. Какие группы относятся к «экономически активному населению?

5. Что такое «индустриальное население»?

6. Что включается в понятие «трудовые ресурсы»?

7. По каким признакам рассчитывается структура трудовых ресурсов?

8. В чем выражается количество трудовых ресурсов?

9. В чем выражается качество трудовых ресурсов?

10. Что такое «оптимальное качество» трудовых ресурсов?

Литература

1. Труд и занятость в Республике Беларусь. Мн.. 2001. С. 25-32.

2. Республика Беларусь в цифрах. Мн., 2002. С. 55-56.

СУРС 2. Опыт зарубежных стран в управлении социальным развитием.

Учебные вопросы:

1. Концепция качества трудовой жизни США.

2. Социальная политика ФРГ.

3. Принцип «социальной солидарности» Швеции.

4. Система управления персоналом в Японии.

Контрольные вопросы

1. Каковы особенности управления социальным развитием в организациях США?

2. Что представляет собой концепция качества трудовой жизни?

3. Какие подходы к социальной деятельности используются в Западной Европе?

4. Каковы специфические моменты социального развития корпораций Японии?

5. Что есть общего и особенного в западной и восточной моделях управления социальным развитием?

6. Почему невозможно непосредственное применение интересных моделей социального развития предприятий и управления в белорусских условиях?

Литература

1. Волгин Н. А., Волгина О. Н. Оплата труда: японский опыт и российская практика:

Учеб. пособие. - М.: ИТК «Дашков и Ко», 2004.

2. Ворожейкин И. Е. Управление социальным развитием организации. - М.: ИНФРА-М, 2001.

3. Кузнецов А. Л. Социальные стратегии предприятия. - Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2000.

СУРС 3. Проблемы управления структурой трудовых ресурсов.

Учебные вопросы:

1. Понятие и показатели структуры трудовых ресурсов.

2. Структура трудовых ресурсов по полу.

3. Структура трудовых ресурсов по возрасту.

4. Структура работающих по квалификации, отраслям, формам собственности и функциям.

Контрольные вопросы

1. Что понимается под структурой трудовых ресурсов?

2. Какими показателями можно выразить структуру трудовых ресурсов?

3. Охарактеризуйте структуру трудовых ресурсов по полу?

4. Что такое возрастная структура занятости?

5. Какие особенности присущи молодежной группе трудовых ресурсов?

6. В чем своеобразие работников старших возрастных групп?

7. Охарактеризуйте квалификационную структуру занятых.

8. Что такое отраслевая структура трудовых ресурсов?

9. Проанализируйте структурные изменения занятости по формам собственности.

Литература

1 Статистический ежегодник. 2001. Мн., 2001. С. 102-113.

2. Социальные и социокультурные процессы в современной Беларуси: социологический анализ. Мн., 2001. С. 130-137.

СУРС 4. Демографические аспекты формирования трудовых ресурсов.

Учебные вопросы:

1. Демографические факторы трудовых ресурсов.

2. Половозрастная структура населения как фактор формирования трудовых ресурсов.

3. Баланс трудовых ресурсов как способ управления.

Контрольные вопросы

1. Что понимают под естественным движением населения?

2. 11то понимают под старением населения?

3. Какова численность населения Беларуси?

4. Что такое депопуляция и чем вызвано это явление в нашей республике?

5. В чем проявляется мобильность населения?

6. Что такое эмиграция и иммиграция населения?

7. Какие показатели используются для расчета структуры населения?

Литература

1. Куропятник И.И. Демографические аспекты трудовых ресурсов // Актуальные проблемы экономики, управления, права и человека. Мн., 2001. С. 17-21.

2. Куроиятник ИИ. Сколько нас и какие мы? // Профсоюзы и экономика. 2000.

№ 1. С. 77-82.

3. Ткаченко С.С, Артюхин М.И. Потенциал внешней трудовой миграции Республики Беларусь // Белорусский экономический журнал. 1999. № 3. С. 41-46.

4. Население Республики Беларусь: Статистический сборник. Мн., 2001. С. 200-201.

Для сдачи СУРС необходимо самостоятельно изучить данную тему в соответствии с приведенными учебными вопросами, выполнить в установленный преподавателем срок письменное задание и пройти устное собеседование по контрольным вопросам темы.

Письменное задание: в соответствии со своим вариантом сформулировать основное содержание и значение вопросов темам СУРС.

На титульном листе письменного задания кроме общепринятых сведений об учебном заведении и студенте необходимо указать: дисциплину, тему СУРС, номер варианта, суть задания.

Распределение письменного задания между студентами производится согласно указаний преподавателя.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: