В.С. Лазарев


Источником инноваций является проблема. Решить проблему – значит изменить систему, привести ее в соответ- ствие с желаемой. Если изменения имеют качественный ха- рактер, то в результате решения проблемы происходит раз- витие системы.

В общем смысле развитие – это «…необратимое, на- правленное, закономерное изменение материальных и иде- альных объектов. Только одновременное наличие всех трех указанных свойств выделяет процессы развития среди дру- гих изменений: обратимость изменений характеризует про- цессы функционирования (циклическое воспроизведение постоянной смены функций); отсутствие закономерности характерно для случайных процессов катастрофического типа; при отсутствии направленности изменения не могут накапливаться, и потому процесс лишается характерной для развития единой, внутренне взаимосвязанной линии. В ре- зультате развития возникает новое качественное состоя- ние объекта, которое выступает как изменение его состава или структуры». По направлению различают прогрессивное развитие (движение от низшего к высшему, от менее совер- шенного к более совершенному), и в противовес ему –ре- грессивное развитие (обратное движение). В дальнейшем, говоря о развитии, я буду иметь в виду только прогрессив- ное изменение.

Исходя из приведенного общего понятия, развитие школы можно определить как процесс качественных из- менений в составляющих ее компонентах и ее структуре,

29 Лазарев В.С. Характеристики инновационной деятельности // Инновации и экспери- мент в образовании. 2008. № 1, С. 3–4


вследствие которых школа приобретает способность до- стигать более высоких, чем прежде, результатов образо- вания.

Развитие школы может быть управляемым или стихий- ным. Управляемое развитие всегда предполагает выработку и реализацию решений об освоении (внедрении) каких-то новшеств, т. е. таких компонентов или таких связей, кото- рых раньше в педагогической системе школы не было.

Новшества различаются:

– по предмету изменений (то есть тому, что преобразу- ется с помощью этого новшества);

– глубине преобразований (то есть, степени радикаль- ности изменения);

– масштабу преобразований;

– ресурсоемкости новшества (то есть, объему необхо- димых для его освоения материальных и человеческих ре- сурсов).

– уровню разработанности (то есть, степени подготов- ленности новшества к внедрению).

Предметом изменений могут быть цели, условия, со- держание, средства, методы, формы организации учебно- воспитательного, управленческого и др. процессов в шко- ле. Одни новшества могут предусматривать изменения в одном-двух перечисленных выше компонентов, а другие быть комплексными и предусматривать изменения во всех или большей части компонентов.

По глубине преобразований новшества делят на моди- фицирующие и радикальные. Модифицирующие новшества обеспечивают усовершенствование, частичное изменение того, что уже используется (программы, методики, алгорит- мы и т. п.). Радикальные новшества – предполагают освоение принципиально новых идей. Радикальность новшеств отно- сительна: изменения, которые для одних школ имеют харак- тер радикальных, для других могут и не быть таковыми.


Масштаб новшества определяется объемом охватывае- мой им части школьной системы, а также степенью вовле- ченности в его осуществление коллектива. По масштабу из- менений различают локальные, модульные и системные нов- шества. Локальные новшества предусматривают неболь- шие изменения модифицирующего характера в узком участ- ке школы. Примерами локальных нововведений являются разработка и использование учителями математики компью- терных программ-тренажеров, позволяющих совершенство- вать вычислительные навыки учащихся; использование ЭВМ как демонстрирующего средства в процессе обучения. Мо- дульные новшества предусматривают целостные изменения какой-то подсистемы школы. К системным новшествам отно- сят те, которые предполагают либо перестройку всей школы под какую-то общую идею, концепцию, либо создание ново- го образовательного учреждения на базе прежнего, например создание гимназии, лицея, колледжа.

По уровню разработанности различают новшества, полностью подготовленные к использованию, т. е. прошед- шие апробацию и имеющие положительный опыт их ис- пользования в других школах, и новшества, недостаточно подготовленные к использованию.

Ресурсоемкость новшества определяется объемом вре- менных материальных, трудовых, финансовых и иных за- трат, необходимых для его освоения.

В научной литературе различают новшество и нововве- дение. Последнее определяют как целенаправленное измене- ние, вносящее в среду внедрения новые стабильные элемен- ты, вследствие чего происходит переход системы из одного состояния в другое. Из этого следует, что нововведение по- нимается как процесс внедрения новшества. Наряду с этим используется термин инновация (лат. in – в, novus – новый), который чаще всего трактуется как понятие, тождественное нововведению.


Исходя из такой трактовки понятий новшество и инно- вация, инновационный процесс определяют как такие изме- нения в целях, условиях, содержании, средствах, методах, формах деятельности, которые:

во-первых, обладают новизной;

во-вторых, обладают потенциалом повышения эффек- тивности этих процессов в целом или каких-то их частей;

в-третьих, способны дать долговременный полезный эффект, оправдывающий затраты усилий и средств на вне- дрение новшества;

в-четвертых, согласованы с другими осуществляемыми нововведениями.

<…>


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: