Современный преподаватель должен знать как теоре- тические инновационные подходы к системе обучения, так и практические технологии, которые можно использовать не только в учебном процессе, но и во внутрифирменном корпоративном обучении и в обучении на рабочем месте.
Практика свидетельствует: сегодня учить студентов нужно не только менеджменту, педагогике или маркетингу, экономике или управлению персоналом, но и многому тому, на что раньше не было спроса: сотрудничеству, партнер- скому взаимодействию, умению постоянно учиться, уме- нию работать в команде, коллективному принятию реше- ний, умению быстро устанавливать контакты и вести пере- говоры, умениям осуществлять презентацию и самопрезен- тацию, формировать имидж, быстро перестраиваться в свя- зи с изменяющимися требованиями. Таким образом, речь идет не столько о базовых навыках, сколько о метанавыках.
Метанавыки – основной инструмент генеративного обучения. Они позволяют индивидуумам и организациям коллективно управлять своими базовыми навыками в усло- виях непредвиденных обстоятельств. Метанавыки, как пра- вило, не имеют отношения к профессиональной специали- зации. Зато они позволяют тем, кто ими овладел, адаптиро- вать имеющиеся у них знания к новым обстоятельствам, це- лям и задачам. В перспективе к кампании, где по услови- ям труда требования к знаниям и опыту сотрудников изме- няются практически ежедневно, первостепенную роль все больше будут играть не знания сотрудника, а его способ- ность к обучению.
|
|
Таким образом, ценность метанавыков в обучающей- ся организации будет на чуть не меньше ценности базовых (профессиональных навыков). Следовательно, и преподава- телю нужно владеть не только базовыми знаниями, умени- ями и навыками, но и ключевыми метакомпетентностями, включающими коммуникативную, интерактивную и игро- техническую компетентность.
Метанавыки призваны обеспечить следующие три спо- собности:
– повышенную адаптивность индивидуальных и груп- повых навыков;
– повышенную предрасположенность к автономному принятию решений;
– эмоциональную предрасположенность к работе в условиях перемен.
Новизна ситуации состоит в том, что метанавыки раз- виваются только лишь при использовании интенсивных тех- нологий обучения и способствовать формированию метана- выков должны все преподаватели – преподаватели самых разных дисциплин. Используя на разных курсах упражне- ния, игры и задания в командном режиме, каждый препода- ватель вносит свой вклад в развитие метакомпетентностей выпускника и его готовности к практической работе в но- вых условиях.