Несколько мыслей в заключение

Независимо от того, верите ли вы в Бога или нет, считаю, что нужно жить так, будто бы Бог есть.

Существует два вида веры в Бога.

Первый:

Господи, верую, поэтому ДАЙ.

Здоровья, богатства, дочери муж|, сыну детей. Это – вера

огромного количества людей.

Но есть иной вид веры:

Господи, верую, поэтому ВОЗЬМИ. Ты УЖЕ дал так много, что я боюсь только одного: не успеть воспользоваться Твоими подарками. Такова была вера И. С. Баха и Рембрандта, Ахматовой и Пушкина.

О творческом мышлении

Я думаю, что творческая способность – это возможность многозначного восприятия жизненных сфер, явлений, мыслей, событий и возможность передавать эту многозначность в образах созидания.

В истории мышления существует немало мифов, указывающих на эту способность и формы ее проявления.

Для нетворческого мышления вода, выливающаяся из ванной, в которую мы садимся, – всего лишь основание для переживаний, для Архимеда – вопрос.

И вместо того чтобы, ругаясь, бежать за тряпкой, он задается ненужными (с точки зрения одномерного мышления) вопросами:

«Почему вода вылилась, сколько воды вылилось, почему и что толкнуло вверх его (Архимеда) тело, погруженное в жидкость?» «С какой силой толкнуло?»

То же – с яблоком и Ньютоном. Почему яблоко полетело вниз, а не вверх?

Творческая личность не довольствуется положением вещей и пробует добраться до сути явлений. При этом проявляется многогранность восприятия, вплоть до парадоксов.

А ведь «гений – парадоксов друг».

Необходимость поставить вопрос.

Вопрос важнее ответа. Мы не можем добраться до истины, ибо не можем правильно сформулировать вопрос.

Есть такая притча

Один ребенок приходит из школы домой, а папа его

спрашивает:

«Ты сумел правильно ОТВЕТИТЬ на все вопросы?»

Другой ребенок приходит и его спрашивают:

«Ты сумел правильно ПОСТАВИТЬ все вопросы?»

И эта притча – о двух типах познания, из которых первый – пассивный, а второй – активный. Ведь когда вопрос поставлен, вступает в действие сократова выкладка на песке.

О двух кругах познания

Сократ рисует на песке два круга. Один – большой, а другой – маленький.

Большой круг – знания Сократа, а маленький – его учеников. Все, что за пределами круга – незнание. Линии обоих кругов отделяют знание от незнания. Таким образом, у Сократа линия незнания больше, чем у его учеников.

Творческий человек, поставив вопрос, вызывает этим миллионы новых вопросов. Появляющаяся многозначность изменяет картину вещей и явлений.

И в этом случае творчество – это возможность переставить вопрос в иную плоскость, в иное измерение, где может существовать подобие ответа.

Когда Мандельштам пытался определить форму «Божественной комедии» Данте, то понял, что литературоведение ему не в помощь.

Он стал искать недостающую сферу познания. И... нашел: Кристаллография!!!

При помощи этой науки он определил кристаллическую суть формирования творения Данте.

Музыка же в этом смысле – не наслаждение просто, а измерение, которое может дать невербальные ответы на вопросы.

Следующая стадия мышления – возможный перевод в вербальность.

Таким образом, еще одна особенность творческой личности – умение действовать и соотносить разные сферы. И чем личность более творческая, тем этих разных сфер больше и тем они полярнее.

Давид Юм в «Трактате о человеческой природе» написал: «Человеческий ум обладает способностью соединять все идеи, между которыми не наступает противоречия».

Таким образом, знаменитый символ нелепицы:

«в огороде – бузина, а в Киеве – дядька» –

не бессмыслица, ибо предлагает много толкований. От бытовых до философских.

Давайте попробуем творчески поработать над этой нелепицей. Сколько различных вариантов толкования мы можем найти?

Вариант первый: отлынивание от работы

Дядька вместо того чтобы заниматься огородом, фланирует по Киеву.

Вариант второй: социальный

Дядька, живущий в Киеве, где столько возможностей, даже и не подозревает, как сложно жить здесь, где в огороде только бузина.

Вариант третий: биолого-социальный

Эта фраза – аллегория многообразия форм жизни во Вселенной:

от бузины в огороде до дядьки в Киеве.

Дядька произрастает в Киеве, а бузина – в огороде. Или: дядька живет в Киеве, а бузина – в огороде.

Вариант четвертый: лингвистический

Огород – город. Слово «город» опущено, ибо его заменяет название города.

Заменим слово «Киев» словом «город»

Дядька – в городе, а бузина в огороде.

Вариант пятый: саркастический

Радоваться ли от того, что дядька в Киеве, когда весь огород в бузине?!

Вариант шестой: эзотерический (имеющий скрытый, тайный смысл)

Язык довел дядьку до Киева, а бузина останется в огороде.

Каждому – свое.

Вариант седьмой: ностальгический

Дядька – в Киеве, и не может увидеть бузину в огороде, не может попить киселя из бузины, не может насладиться бузинными блинами.

Миллионы людей используют «киевского дядьку»

как символ бессмыслицы, а ведь

можно написать целую книгу, используя эту блестящую

мысль в градациях

от лингвистики до философии,

от народного юмора до зашифрованной высшей мудрости.

И все по очень простой причине.

Дело в том, что бессмыслицей это высказывание станет, если убрать из него противительный союз «а». Ведь как известно их, этих противительных союзов, три – «а», «но» и «да» и они взаимозаменяемы. Попробуем заменить: «В огороде бузина, но в Киеве дядька».

Чувствуете что произошло?

Еще один вариант:

«В огороде бузина, да в Киеве дядька»

А если вы займетесь изучением качеств бузины, и посмотрите в словаре у Даля, то поймете, почему в этой гениальной сентенции участвует именно бузина. Ведь она и красива, как черемуха, и использовалась в кулинарных целях.

(Продолжение следует)



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: