Содержание, сущность и структура творческого процесса

Творчество (по Н. Бердяеву) – ответчеловека на творчество от Бога. Н. Бердяев рассматривал творчество с точки зрения научной антропологии. Условия для творчества:

1. Свобода: «Творчество детерминировано свободой».

2. Воображение.

3. Наличия конфликта (противоречия).

4. Творчество несовместимо с обыденностью: «Творчество есть уход от повседневной обыденности».

Творчеств о есть процесс создания нового, неповторимого явления или продукта духовного и материального мира.

Э. Соколов: «Творчество – самый свободный вид деятельности от отдыха, развлечения и просвещения, оно отличается своей самоцельностью и самоценностью. В нём человек выступает как универсальная сила природы, наделённая всеми способностями, которые сформировались в нём в процессе эволюции, и знаниями, которыми наделила его культура».

Новизна и оригинальность есть признаки и критерии творчества. С одной стороны, применяются уже известные способы, виды деятельности, а с другой - эти способы и виды деятельности создают новый продукт (репродуктивный/оригинальный способ).

Критерий новизны относителен, так как у него разные уровни понимания:

1. Индивидуальный;

2. Локальный;

3. Региональный (уровень страны);

4. Объективное новое для всего мира.

Творчество должно быть прогрессивным, развивающим, созидающим, преобразующим мир. Творческая форма деятельности должна состоять из 2-ух фаз:

1. Создание модели или проекта.

2. Внедрение этой модели или проекта (разработка технологии).

Алгоритм творческого процесса:

1. Постановка проекта;

2. Нахождение принципа решения проблемы;

3. Обоснование и развитие данного принципа.

4. Реализация идей в действительности.

Творчество – условие развития личности, так как в процессе творчества осуществляются функции самореализации, самоактуализации, саморазвития.

Самоактуализация – осознание человек важности его способностей, того, чем он наделён.

Виды творчества:

1. Художественное, цель которого – развитие художественной культуры человека.

2. Научное.

3. Техническое (изготовление чего-либо).

4. Социально-политическое.

Стадии творческого мышления по Г. Уоллесу:

1. Подготовка — формулирование задачи; попытки её решения.

2. Инкубация — временное отвлечение от задачи.

3. Озарение — появление интуитивного решения.

4. Проверка — испытание и/или реализация решения.

Субъект творчества – личность, группа, коллектив и т. д.

Элементы творчества (структура) по Л. Выготскому:

1. Эмоции;

2. Воображение;

3. Память;

4. Фантазия;

5. Образное мышление;

6. Воля (А. Шопенгауэр «Без воли человека ничего нельзя создать».);

7. Вдохновение – некий эмоциональный подъём, возникающий в результате чего-либо.

Творчество – процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

Творчество – это:

· деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;

· создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других;

· процесс создания субъективных ценностей.

Отраслью знания, изучающей творчество, является эвристика.

Сущность творческого процесса видят «в реорганизации имеющегося опыта по формированию на его основе новых комбинаций» (А. Матейко), как созидание чего-либо нового в ситуации, когда проблема-раздражитель вызывает образование доминанты, вокруг которой концентрируется необходимый для решения запас прошлого опыта (Бехтерев В. М.), как «создание с помощью действия нового продукта» (К. Роджерс) или как «деятельность человека по преобразованию действительности (как природной, так и социальной), завершающаяся созданием нового оригинального продукта; процесс конструктивных преобразований

информации и созидания инновационных результатов, субъективно и объективно значимых».

Подобное понимание творчества сохранялось долгое время. Однако, как отмечает С. В. Максимова (2006), в такую трактовку творчества не укладывались многие известные его феномены, такие как «проблематизация собственного мира» (Г. С. Батищев), «борьба, полет в бесконечность» (Н. А. Бердяев), «неадаптивность» (А. Г. Асмолов), «выход за границы, преодоление» (Н. Абаньяно), «бунт» (Ж.-П. Сартр) и пр. Кроме того, критерии новизны оказались размыты — «для кого? в чем? по сравнению с чем?» (А. П. Огурцов).

Д. Б. Богоявленская впервые предложила понимание творчества как выход за рамки требуемого. Однако теперь, считает Максимова, понятие творчества практически совпало с понятием «неадаптивная активность» (В. А. Петровский). В этом случае под категорию творчества должны попасть и действия хулигана, преступника, которые трудно рассматривать в одном ряду, например, с произведением искусства.

Кроме того, остается открытым вопрос о различении проявлений творчества (творчества для других, «процесс объективации») и творческого потенциала (творчества для себя, «процесс опредмечивания»).

Поэтому С. В. Максимова рассматривает творчество как единство двух его составляющих — неадаптивной и адаптивной активностей. В результате неадаптивной активности спонтанно возникает поле видимых, но еще не реализованных возможностей (не очень удачно названное автором творческим потенциалом) — появление нового образа, идеи, проблемы, а в результате адаптивной активности — реализация творческого потенциала: достижение цели, воплощение идеи, выражение образа и т. д., т. е. создание творческого продукта. В искусстве продуктом является внешний образ, который создают артисты, режиссеры, художники, композиторы. У ученых это чаще всего новая идея, мысль, новый закон; у конструкторов — новая машина, механизм; у модельера — новый фасон одежды и т. д.

Ф. Д. Батюшков выделял творчество научное, поэтическое, музыкальное, в изобразительных искусствах, творчество администратора, полководца и т. д.

М. С. Каган и А. М. Эткинд пишут об общении как творчестве, а Е. Ю. Сидоркина полагает, что необходимо говорить о «творчестве в общении», под которым понимает гибкость тактик общения, адекватность тактик собственной индивидуальности, проектирование, формирование и развитие отношений, рефлексию о людях и о себе в связи с общением. Творческими приемами и действиями в общении могут являться любые неожиданные действия, вызывающие активную встречную реакцию, разрушающие стереотипы и рутинные события.

Такой подход к творчеству имеет право на существование. Творчество, например, необходимо тренерам для оказания стимулирующего или расслабляющего воздействия на спортсменов. Вот несколько примеров такого творчества:

1) На чемпионате Европы по борьбе, проходившем за рубежом, тренер увидел, что ученик находится перед финальной схваткой в состоянии апатии. Чтобы взбодрить спортсмена, тренер повел с ним такой разговор: «Анзор, ты знаешь, что такое Евровидение?» — «Да». — «А ты знаешь, что сегодня будут транслироваться эти соревнования на всю Европу, и как ты борешься, увидят в твоем ауле?» Больше никаких слов не понадобилось. Анзор выиграл чемпионат Европы.

2) В 1970 г. для определения чемпиона СССР по футболу был проведен дополнительный матч

между московским «Динамо» и ЦСКА. Первый тайм вчистую был выигран динамовцами — 3:1.

В перерыве в раздевалке армейцев была гробовая тишина и выражение полной безысходности на лицах футболистов. В это время один из защитников полез зачем-то в свой баул и случайно нажал на резинового чертика, издавшего звук хохота. Тренер заметил, что на лицах

футболистов промелькнула улыбка. Тогда он подбежал к защитнику и сказал: «Ну-ка, нажимай

на своего чертика!» Из баула последовал непрерывный хохот, который заразил всю команду.

В это время раздался свисток судьи на выход. Армейцы вышли из раздевалки, продолжая хохотать, а навстречу им шли динамовцы, которые никак не могли понять, что же такое придумали соперники, из-за чего им стало так весело. Итог матча — 4:3 в пользу ЦСКА.

По данным Е. Ю. Сидоркиной, творческие приемы в общении особенно часто используют руководители, педагоги (вспомним заведующего детским садом в фильме «Джентльмены удачи», который придумал, как заставить малышей съесть завтрак), режиссеры театра и кино, родители. А типичными ситуациями, требующими использования творческих приемов, являются недоверие партнера, прием первого пациента, ритуальность в деловых отношениях, приводящая к рутине, необходимость стимуляции творческого мышления партнера, необходимость «снятия масок» и выхода на доверительные отношения, необходимость разрушения стереотипа.

Отсутствие строгих критериев для определения границы между творческой и нетворческой деятельностью человека сейчас общепризнанно. Вместе с тем, очевидно, что без таких критериев нельзя выявить с достаточной определенностью и сам предмет исследования. Авторы многих исследований, проведенных в последние десятилетия в США, склонны разделять точку зрения Гизелина, согласно которой определение разницы между творческой и нетворческой деятельностью остается совершенно субъективным.

Сложность структуры творчества наталкивает исследователей на мысль о необходимости множественности критериев. Однако эмпирический поиск таких критериев приводит к малоценным результатам. Выдвигаемые критерии, такие как «популярность», «продуктивность» (Смит, Тейлор, Гизелин), «широта влияния деятельности ученого на различные области научных знаний» (Лаклен), «степень новизны идей, подхода, решения» (Шпрехер, Стайн), «общественная ценность научной продукции» (Брогден) и многие другие, остаются неубедительными.

В нашей отечественной литературе творчество чаще всего определяется как «деятельность человека, созидающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью». Однако в истории науки и техники зафиксировано множество фактов, когда блестящие достижения творческой мысли людей долгое время не обретали общественной значимости. Нельзя же думать, что в период замалчивания деятельность их создателей не была творческой, а становилась таковой только с момента признания. Вместе с тем критерий общественной значимости в ряде случаев действительно имеет решающее значение в творческих актах. (Пономарев Я. А.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: