Педагогичекий анализ как функция управления

1. Сущность педагогического анализа. Анализ - метод научного исследования, состоящий в мысленном расчленении целого на составные элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение для установления существенных свойств.

Педагогического анализа – функция управления, направленная на изучение состояния и тенденции развития педагогического процесса и объективную оценку его результатов с последующей выработкой на этой основе рекомендаций по упорядочению управляемой системы и ли переводу ее в более высокое качественное состояние.

Цель анализа – содействовать улучшению работы школы, служить основой для планового перспективного и оперативного управления деятельностью педколлектива, стимулировать качество обучения и воспитания.

Задачи педанализа:

1. Изучение состояния управляемой системы за определенное время и в целом.

2. Изучение результатов работы школы и ее подразделений за определенный период.

3. Выявление факторов, влияющих на уровень воспитанности и обученности школьников.

4. Определение причин рассогласованности в деятельности структурных подразделений школы, между звеньями учебно-воспитательного процесса.

5. Анализ взаимоотношений школы с окружающей средой.

6. Выявление и обоснование внутренних и внешних для школы педагогических резервов повышения качества преподавания знаний, умений и навыков учащихся и уровня воспитанности.

7. Изучение, выявление передового педагогического опыта.

8. Анализ эффективности управления школой.

2. Роль и принципы педагогического анализа:

1.В совершенствовании школьного планирования (анализ – модель

состояния, план – модель движения вперед).

2.В повышении действенности внутришкольного контроля.

3.Влияние анализа на различные стороны управления учебно-воспитательным процессом.

Ю.А. Конаржевский выделяет следующие принципы анализа:

1. Объективность: а) отделение существенного от несущественного; б) учет не только количественных характеристик, но и качественных; в) признание всей сложности развития педагогических явлений и процессов; г) исследование источника противоречия в развитии предмета педагогического анализа.

2. Принцип детерминизма – установление причинно—следственных связей.

3. Принцип развития. То есть любое педагогическое явление надо рассматривать в трех состояниях: прошлом, настоящем и будущем.

4. Принцип взаимодействия: если одновременно проявляются два педагогических явления, то на основе выявления их взаимодействия всегда можно определить какое из них является причиной, а какое – следствием.

5. Принцип системного подхода.

6. Принцип главного звена.

7. Принцип единства анализа и синтеза.

7. Принцип комплексного подхода.

8. Полидисциплинарная компетентность субъекта анализа


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: