1. Сущность педагогического анализа. Анализ - метод научного исследования, состоящий в мысленном расчленении целого на составные элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение для установления существенных свойств.
Педагогического анализа – функция управления, направленная на изучение состояния и тенденции развития педагогического процесса и объективную оценку его результатов с последующей выработкой на этой основе рекомендаций по упорядочению управляемой системы и ли переводу ее в более высокое качественное состояние.
Цель анализа – содействовать улучшению работы школы, служить основой для планового перспективного и оперативного управления деятельностью педколлектива, стимулировать качество обучения и воспитания.
Задачи педанализа:
1. Изучение состояния управляемой системы за определенное время и в целом.
2. Изучение результатов работы школы и ее подразделений за определенный период.
3. Выявление факторов, влияющих на уровень воспитанности и обученности школьников.
|
|
4. Определение причин рассогласованности в деятельности структурных подразделений школы, между звеньями учебно-воспитательного процесса.
5. Анализ взаимоотношений школы с окружающей средой.
6. Выявление и обоснование внутренних и внешних для школы педагогических резервов повышения качества преподавания знаний, умений и навыков учащихся и уровня воспитанности.
7. Изучение, выявление передового педагогического опыта.
8. Анализ эффективности управления школой.
2. Роль и принципы педагогического анализа:
1.В совершенствовании школьного планирования (анализ – модель
состояния, план – модель движения вперед).
2.В повышении действенности внутришкольного контроля.
3.Влияние анализа на различные стороны управления учебно-воспитательным процессом.
Ю.А. Конаржевский выделяет следующие принципы анализа:
1. Объективность: а) отделение существенного от несущественного; б) учет не только количественных характеристик, но и качественных; в) признание всей сложности развития педагогических явлений и процессов; г) исследование источника противоречия в развитии предмета педагогического анализа.
2. Принцип детерминизма – установление причинно—следственных связей.
3. Принцип развития. То есть любое педагогическое явление надо рассматривать в трех состояниях: прошлом, настоящем и будущем.
4. Принцип взаимодействия: если одновременно проявляются два педагогических явления, то на основе выявления их взаимодействия всегда можно определить какое из них является причиной, а какое – следствием.
5. Принцип системного подхода.
6. Принцип главного звена.
7. Принцип единства анализа и синтеза.
7. Принцип комплексного подхода.
8. Полидисциплинарная компетентность субъекта анализа