1. Инновации и их сущностные характеристики. Традиция – устойчивый и значимый компонент культуры, который передается из поколения в поколение с помощью механизма преемственности; традиции - констатирующий и системообразующий элемент человеческого общества.
Противостоящим понятию «традиция» является понятие «инновация».
Инновация - вновь созданная посредством творческой деятельности духовная реальность, основное содержание которой находится в определенном противоречии с существующей традицией.
В теоретической и практической педагогике нередко конфликтной является проблема соотношения инновации и нормы, хотя и та, и другая одновременно необходимы. Норма хранит существующее, инновационная деятельность его меняет. Их подвижное взаимодействие делает возможным сосуществование процессов функционирования и развития образовательной системы того или иного уровня.
Традиция и инновация являются взаимосвязанными и взаимопереходящими категориями: инновация зарождается в недрах традиции как ее отрицание и, по мере формирования, становления и развития, переходит в новую традицию, отрицая тем самым себя как инновацию и создавая предпосылки для зарождения «новой» инновации.
|
|
Новшества – такие компоненты или такие связи, которых раньше в педагогической системе ОУ не было.
Нововведение – целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы, вследствие чего происходит переход системы из одного состояния в другое. Иначе, нововведение – это процесс внедрения новшества. Инновация тождественна нововведению.
Педагогические инновации (нововведения) можно рассматривать как комплексный, целенаправленный процесс создания, распространения и использования новшества, целью которого является удовлетворение потребностей и интересов субъектов образовательной системы, что предполагает ее качественные изменения, связанные с ее эффективностью, стабильностью и жизнеспособностью.
Сущностные характеристики инноваций:
- ориентация на актуальные противоречия образовательной практики, порождающие проблемное поле инновационного развития;
- инициативно-творческий характер возникновения и развития инноваций;
- диалектическая взаимосвязь инноваций и традиций, что конкретно проявляется в зарождении инновации в «недрах» традиции и последующем перерастании инновации в «новую» традицию;
- единство содержательного и процессуального в инновации, то есть органическая взаимосвязь конкретного содержания инновации с проблематикой процесса ее внедрения в образовательную практику;
- разновекторность инноваций, что означает направленность на решение разнообразных задач инновационного развития;
|
|
- непрерывность развития инновационной проблематики, что означает возникновение инновации как средства решения той или иной проблемы и существование инновации как объекта, порождающего новое проблемное поле развития.
Инновационный процесс – такие изменения в целях, условиях, содержании, средствах, методах, формах деятельности, которые: обладают новизной; обладают потенциалом повышения эффективности этих процессов в целом или каких-то их частей; способны дать долговременный полезный эффект, оправдывающий затраты усилий и средств на внедрение новшества; согласованы с другими осуществляемыми нововведениями.
Педагогическая система образовательного учреждения (ОУ) – совокупность особым образом связанных между собой человеческих, материально-технических, информационных, нормативно-правовых и других компонентов входа, образовательного процесса и результатов образования. Педагогическая система ОУ обеспечивает функционирование ОУ.
Развитие ОУ может быть управляемым или стихийным. При управляемом развитии создается специальная инновационная система ОУ.
Инновационная система ОУ – это совокупность особым образом связанных между собой идей изменений, человеческих, материально-технических, информационных, нормативно-правовых и других компонентов входа, процессов целенаправленных изменений и педагогической системе ОУ, а также результатов этих изменений.
При освоении новшеств приходится реализовывать разные по структуре действия, но существует и ряд общих этапов, образующих единичный инновационный цикл, в число которых: определение потребности в изменениях; сбор информации и анализ ситуации; предварительный выбор или самостоятельная разработка нововведения; принятие решения о внедрении (освоении); само внедрение, включая пробное использование новшества; институализация (установление) или длительное использование новшества, в процессе которого оно становится элементом повседневной практики.
2. Типологизация педагогических инноваций.
Основания типологизации (классификации) | Примерные виды педагогических инноваций | |||
Источник возникновения | Внутрисистемные (возникающие в образовательных системах всех уровней) Внешние (по отношению к данной образовательной системе) Комбинированные (возникают в ходе взаимодействия образовательных систем с другими системами, иначе – в ходе межсферного взаимодействия) | |||
Объект изменений | Содержание учебного материала Технологии образовательного процесса Технологии воспитания и развития личности Технологии управления Ресурсное обеспечение образовательных систем (материальное, финансовое, кадровое, информационное и др.) Взаимодействие социума и образования | Модернизация… Разработка… Совершенствование… Переструктурирование… Обогащение новыми элементами… Изменение функционирования… Координация… | ||
Масштаб изменений | Единичные Локальные Системные Метасистемные | |||
Субъекты инновационной деятельности | Педагоги Учащиеся Управленцы Родители Представители социума Комбинированный состав | Изменение роли, позиций, статуса, характера взаимодействия, стратификационные изменения, повышение социально и профессиональной мобильности, изменение уровней компетентностей (коммуникационной, информационной, социокультурной, текстовой и др.) | ||
Таблица 15 - Типологизация педагогических инноваций.
3. Примерная структура программы эксперимента. Необходимость проведения педагогического эксперимента возникает при внедрении инноваций в образовательно-воспитательный процесс ОУ.
|
|
№ пп | Пункт программы | Содержание | Вопрос для ответа |
1. | Тема эксперимента | Название эксперимента | Как называется эксперимент? |
2. | Исполнитель эксперимента | Фамилия, имя, отчество, должность, звание | |
3. | Научный руководитель эксперимента, консультант, эксперт, управляющий | Фамилия, имя, отчество, должность, звание, место работы, телефон | |
4. | Актуальность темы | Затруднения, проблемы, противоречия практики, из которых вытекает необходимость эксперимента по данной теме | Что не устраивает, в чем состоит проблемная ситуация? Почему данную проблему нужно в настоящее время изучать? |
5. | Идея эксперимента | Наиболее общее представление о проблемной ситуации, направлении деятельности исследователя, образе желаемого изменения в ученике | Какое обстоятельство вызывает у Вас потребность в действиях, направленных на изменения в ученике? Что хотите изменить в ученике, за счет чего и как? |
6. | Замысел эксперимента | Конкретизация идеи эксперимента через определенные формы, методы, логику разворачивания содержаний, учет конкретных условий класса и пр. | Как Вам видится процесс воплощения идеи эксперимента? Как воплотить идею эксперимента на практике? |
7. | Объект экспериментирования | Границы исследования и изменения практики | Что исследуется? Каковы границы педагогического воздействия? Какова область изменения практики? |
8. | Предмет экспериментирования | Свойства, отношения, функции, выделяемые в объекте; часть объекта, раскрываемая в данном экспериментальном исследовании | О чем в объекте экспериментирования будет получено новое знание? На что в объекте экспериментирования будете воздействовать? Как рассматривается объект: какие свойства, части, отношения, функции выделяются в объекте? |
9. | Педагогическая цель. Цель эксперимента | Ожидаемый результат педагогической деятельности, который выражен в позитивных изменениях в ученике, появившихся благодаря экспериментальной разработке. Ожидаемый результат, представляемый в форме методических рекомендаций, разработок уроков, планов, авторских программ, концептуальных положений, принципов, педагогических технологий и пр. | Что хотите изменить в ученике? Какие качества личности хотите воспитать в Вашем ученике благодаря экспериментальным действиям, какие способности хотите развить? Какие изменения в обученности ученика предполагаете получить за счет экспериментальных действий? Что хотите разработать и апробировать? Что хотите создать в результате эксперимента? Какой текстовой результат намерены получить в эксперименте? |
10. | Задачи | Действия по достижению промежуточных результатов, направленных на достижение цели | Какие действия необходимо совершить для того, чтобы достичь цели эксперимента? Какие промежуточные результаты необходимы для достижения цели? Какие шаги нужно сделать для достижения цели эксперимента? |
11. | Гипотеза | Научно обоснованное логическое предположение относительно способа реализации идеи и замысла эксперимента, совокупность воздействий, система мер по реализации задач эксперимента, максимально подробно изложенная модель-нововведение, благодаря которому ожидается получить определенную эффективность учебно-воспитательного процесса | Что будете проверять? В чем состоит Ваше предположение о том, как возможно реализовать идею и замысел эксперимента? Какие управляющие воздействия предполагаете по реализации задач эксперимента? |
12. | Диагностический инструментарий | Средства оценивания результатов эксперимента: анкеты, типы интервью, тексты контрольных работ, тесты, экспериментальные дидактические материалы | С помощью чего будет осуществляться контроль за результатами? |
13. | Критерии оценки ожидаемых результатов | Признаки или параметры, на основании которых производится оценка эффективности экспериментальной разработки | С помощью каких признаков параметров будет оцениваться эффективность экспериментальных материалов: программ, методик, принципов и др.? |
14. | Сроки эксперимента | Время начала и предполагаемого завершения эксперимента | Каковы продолжительность эксперимента? |
15. | Этапы эксперимента | Части, определяющие промежуточные результаты эксперимента и последовательность их достижения | Какие промежуточные результаты и в какой последовательности предполагаются для достижения цели? |
16. | Прогноз возможных негативных последствий | Замедление темпов прохождения тем, отклонения от базового компонента содержания образования, изменение образовательных целей и пр., провоцирующие негативные изменения в учащихся | Какие возможны отрицательные последствия? |
17. | Способы коррекции, компенсации негативных последствий | Управляющие воздействия со стороны экспериментатора, устраняющие негативные последствия | Какие конкретные действия могут компенсировать отрицательные последствия эксперимента? Как можно компенсировать отрицательные последствия? |
18. | Состав участников эксперимента | Педагогический коллектив, участвующий в эксперименте по данной теме | Кто участвует в эксперименте? |
19. | Функциональные обязанности | Распределение функциональных обязанностей всех лиц, участвующих в эксперименте | Кто и за что отвечает в эксперименте? |
20. | База эксперимента | Группа учащихся, класс, параллель классов, вся школа | На каком контингенте проводится эксперимент? |
21. | Масштаб эксперимента | Продолжительность эксперимента во времени и охват по объему материала: один урок, несколько уроков темы, четверть, год, несколько лет | Каков объем учебного материала, вводимого в поле эксперимента, и какова его продолжительность? |
Тип эксперимента | Констатирующий, поисковый, формирующий | Какой тип эксперимента Вы осуществляете? | |
23. | Статус эксперимента | Правовое положение эксперимента, его состояние: внутришкольный - индивидуальный или коллективный, муниципального уровня, федерального уровня | Каковы индивидуальные притязания экспериментатора на статус эксперимента? |
24. | Форма представления результатов эксперимента для массовой практики | Статья, отчет, методические рекомендации, программ и пр. | В какой форме будут описаны итоги эксперимента? |
25. | Научно-методическая обеспеченность эксперимента | Перечень экспериментальных материалов для педагогов, управленцев, обучаемых | Какова обеспеченность эксперимента научно-методическими разработками? |
Таблица 16 - Примерная структура программы эксперимента
|
|