1. Разработка мероприятий по выполнению решений, подбор исполнителей.
2. Отдача распоряжений о выполнении решения.
3. Организация условий труда для исполнителей.
4. Обеспечение исполнителей (если необходимо) ресурсами (средствами) для реализации решений.
5. Инструктаж исполнителей о порядке исполнения решении.
6. Расстановка исполнителей, согласование их действий во времени и пространстве.
7. Организация контроля в процессе исполнения решений.
8. Регулирование процесса исполнения, корректировка исполнения.
9. Завершающий контроль, учет, анализ, оценка, подведение итогов исполнения.
Стиль принятия решения. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
1. Всегда ли Вы информируете учащихся (подчиненных) о задачах, итогах работы и принятых решениях?
2. Часто ли Вы поручаете учащимся (подчиненным) разработку решений?
3. Часто ли Вы советуетесь с учащимися (подчиненными) перед принятием решений?
Стили руководства в зависимости от характера решения:
12. Да, Да, Да – делегирующий
13. Нет, Нет, Нет – директивный
14. Да, Нет, Нет – разуверившийся
15. Да, Да, Нет – самоуверенный
16. Нет, Нет, Да – неуверенный
17. Нет, Да, Да – недооценивающий
18. Нет, Да, Нет – консультационный
19. Да, Нет, Да – скованный ответственностью
Варианты принятия управленческого решения определяют стиль руководства.
Первый вариант: руководитель принимает решение, опираясь в основном на указания сверху.
Второй вариант: руководитель ищет ответ на вопрос, как выйти из положения, опираясь на некоторый здравый смысл. Получил название этот вариант «решение здравого смысла».
Третий вариант: руководитель может принять только профессиональное решение, которое опирается на использование научных средств в руководящей работе систематизацию информаций.
Решения могут носит разный характер:
- указующий или директивный, характерной чертой которого является единоличное определение руководителем содержание проблемы, стоящей перед школой, рассмотрение им набора возможных решений, выбор одного из них и отдача указаний по его реализации;
- убеждающий, при котором руководитель принимает решение единолично, но разъясняет подчиненным его значение, объясняет, почему выбран именно этот вариант, и убеждает их в том что выполнение этого решения наилучшим образом соответствует интересам как всей организации, так и каждого сотрудника;
- консультативный, когда руководитель рассматривает членов руководимого им коллектива как консультантов, способствующих выработке рациональных решений, привлекая их к выработке решения, представляя всю информацию, имеющую отношении к возникшей проблеме, рассматривает предложенные варианты по своему усмотрению выбирает наилучший;
- объединяющий, или коллективный, когда руководитель рассматривает членов коллектива как равных партнеров и поэтому заранее согласен на проведение в жизнь коллективного решения;
- доверяющий, когда руководитель формирует проблему и определяет в каких должно лежать возможное решение, а затем доверяет подчиненным выбрать это решения.
7.Структура годового плана работы школы. Обязательные условия успешного планирования работы школы:
- краткость;
- содержательность;
- конкретность;
- научная обоснованность.
Существуют различные подходы к выбору структуры: традиционные, нетрадиционные.
Традиционный отбор разделов по направлениям деятельности школы: работа по обеспечению всеобуча; система работы с педагогическими кадрами; система внеклассной воспитательной работы; совместная работа школы с родителями и общественностью; финансово-хозяйственная деятельность; система внутришкольного контроля; организационно-педагогические мероприятия и др.
Нетрадиционный отбор компонентов: по коллективам; по процессам; по видам деятельности; по формам организации; по другим основаниям.
По коллективам: система работы с педагогическими кадрами; система работы с учащимися; система работы с родителями и общественностью; система работы с руководителями школ и т.д.
По процессам: учебно-воспитательный процесс; внеурочный воспитательный процесс; внешкольный воспитательный процесс; процесс управления школой и т.д.
По видам деятельности: педагогическая деятельность; диагностико-коррекционная деятельность; познавательная деятельность; развивающая деятельность; игровая деятельность; научная деятельность; трудовая деятельность; управленческая деятельность и т.д.
Процесс структурирования годового плана работы школы не регламентируется. Главное в плане работы школы - его содержание. Наиболее эффективным является конструирование по коллективам.
СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ
1. Сущность планирования. Именно планирование отличает социальную организацию от прочих открытых систем. Планирование - это система заранее принятых решений.Планирование сорганизует все другие функции, придавая им, а значит и всему управлению в целом, необходимую степень организованности. Планирование — это интегрирующая деятельность, направленная на достижение максимальной эффективности организации как системы в соответствии с ее целями.
Понятие планирования по отношению к управленческой деятельности имеет два основных значения:
1) «широкое ». В своей широкой трактовке функция планирования включает в себя ряд иных управленческих функций - выработку целей, прогнозирование, а также организацию исполнения и др.;
2) «узкое». Планирование рассматривается как этап, фаза управленческого цикла, локализующаяся между этапами прогнозирования и организации исполнения.
Цели планирования: устранить отрицательный эффект неопределенности и изменений, сосредоточить внимание на главных задачах, добиться экономичного функционирования и облегчить контроль.
Основная функция планирования - пространственно-временное упорядочивание деятельности, выработка общих ориентиров деятельности и конкретных средств реализации ее целей и подцелей.
Функции планирования: обеспечить ясность ожиданий от конкретных людей; создать предпосылки для успешности совместных усилий людей; облегчить достижение целей и задач образовательного учреждения.
В понятие плана, как определенного заранее направления действий входят три основных момента: ориентация на будущее; необходимое действие; элемент, указывающий на определенное лицо или организацию, имеющие отношение к планированию и выполнению
Сущность планирования состоит в том, что оно позволяет оптимальным образом согласовать индивидуальные усилия членов организации и ее подразделений для достижения ее целей.
Согласование имеет два основных аспекта:
- планирование по содержанию - функциональное разделение обязанностей между отдельными членами педколлектива и направлениями деятельности образовательного коллектива, определение их основных задач и их сопряжение с общеорганизационными целями.
- планирование по времени, или процессуальное планирование - хронологическое распределение задач подразделений и отдельных исполнителей во времени, определение рациональной последовательности их выполнения.
Таким образом, функция планирования обеспечивает основную задачу управления - организационную и составляет, поэтому суть управления в целом.
2. Стратегическое и тактическое планирование. Стратегическое планирование - поиск новых возможностей и продуктов, тактическое планирование - предпосылки для известных возможностей и продуктов, оперативное планирование - реализация данной возможности.
Основными признаками стратегического планирования являются :
- цель планирования - долгосрочное обеспечение существования и выполнения основной цели организации,
- носитель идеи планирования - высший менеджмент,
- проблемы планирования - отсутствие надежности и структурирования,
- горизонт планирования - долгосрочное,
- охват - глобальный, широкий спектр альтернатив,
- принципы - изменение окружающей обстановки (контролируемые факторы.)
Это планирование включает:
- выработку стратегии,
- стратегическое планирование программы развития,
- планирование развития потенциала,
- планирование развития структуры потенциала.
Тактическое планирование осуществляется на основе стратегического и является ядром осуществления стратегических планов (горизонт 1-5 лет), касается в первую очередь финансирования, инвестиций, средних сроков сбыта, персонала.
Отличительными чертами оперативного планирования являются:
- - носитель идей планирования - средние и низшие уровни менеджмента,
- задача планирования - обеспечение относительной надежности и относительного структурирования,
- горизонт - короткие и средние сроки,
- глубина - детализация планов,
- диапазон - ограниченный спектр альтернатив,
- основа - созданный потенциал.
Оперативным планированием охватываются отдельные функциональные области организации.
Содержание процесса стратегического планирования - включает несколько основных этапов:
- определение миссии организации;
- формулировка основных целей организации, конкретизирующих избранную миссию;
- анализ внешней среды.
Основные задачи внешнего анализа:
- выявляются и характеризуются те особенности внешнего окружения, которыми обусловлена необходимость выработки новой стратегии функционирования или модификации уже использующейся в текущий момент стратегии;
- определяются и исследуются внешние факторы негативного плана, представляющие угрозу для реализации стратегии или являющиеся источником трудностей;
- определяются внешние факторы позитивного характера, которые могут способствовать реализации формулируемой стратегии.
Внешняя среда подразделяется на: среду непосредственного действия и среду косвенного действия.
Все основные факторы, входящие в их состав, обозначаются понятием ключевых переменных планирования. В ходе стратегического планирования приоритет отдается глобальным факторам среды «косвенного» воздействия.
Возможные угрозы и возможности, которые необходимо учитывать на данном этапе: экономические, политические, рыночные, технологические, международные факторы, а также факторы социального плана.
Социальный план - система постоянно изменяющихся и господствующих в данный момент в обществе социальных мнений, установок, взглядов, стереотипов.
Задачи управленческого обследования внутренних сильных и слабых сторон организации (внутриорганизационная диагностика):: определение внутренних резервов и особенностей организации, способствующих или препятствующих реализации тех, возможностей, которые предоставляет внешняя среда. Здесь определяются ресурсы организации по противодействию негативным характеристикам («угрозам») среды.
Изучение стратегических альтернатив включает и формулировку системы плановых предположений.
Основные типы стратегических альтернатив:
А) стратегии ограниченного роста. Характеризуется установлением «целей от достигнутого», скорректированных с учетом прогнозируемого изменения обстоятельств. Характерна для зрелых организаций с развитой технологией и представляет собой наиболее легкий и удобный (и наименее рискованный) путь развития;
Б) стратегия роста предполагает выбор установки на значительное превышение уровня развития образовательного учреждения над достигнутым в предшествующий период. Характеризуется большей рискованностью, чем первая, но одновременно - и большими потенциальными возможностями;
В) стратегия сокращения наименее часто выбирается руководителями; к ней прибегают, как правило, как к вынужденному средству при неблагоприятных внешних и внутренних условиях (ее поэтому еще называют стратегией «последнего средства»). Характеризуется более низким уровнем планируемых целей, чем, нежели уровень достигнутого в прошлом;
г) комбинированная стратегия развития. Реализуется в крупных организациях. Отдельные подразделения развиваются при этом по разным сценариям.
3.. Типология и принципы планирования.
Критерии классификация:
- процессуальный, означающий связь того или иного типа плана с определенной фазой планирования;
- иерархический, вскрывающий соотношение выделяемых типов планов по их значимости.
Эта классификация содержит типы, обозначаемые понятиями политика, тактика, методы, процедуры, курс действий, правила и программы.
1. Стратегия - общие положения и понятия, которыми руководствуются, когда принимают решения, или которые ограничивают альтернативы при принятии решений.
2. Политика - общее руководство действий и ключевых ориентиров для принятия решений в организации. Это - своеобразный «метаплан», задающий собой характер, способы и определяющий общий стиль реализации всех иных планов в данной организации. Политика как стиль воплощает в себе «дух компании», ее имидж, общий подход к способам достижения ее целей и задач.
3. Тактика – «краткосрочная стратегия», но одновременно и способ, которым реализуется общая стратегия. В своей совокупности согласованные в рамках общей стратегии тактики образуют целостный курс действий, представляющий собой, согласованные и синхронизированные индивидуальные деятельности (отдельных исполнителей и подразделений организации) в направлении достижения ее целей.
4. Курс действий - использование ряда основных методов организации, учитывающих не только ее цели и задачи, но и специфику сферы и содержания ее деятельности.
5. Процедура - последовательность правил, ориентиры для действий, которые указывают, как надо выполнять определенную деятельность (процедура аттестации, процедура начисления КТУ).
6. Правила - закрепленные в документах положения, которые требуют, чтобы были или не были приняты некоторые действия в конкретных ситуациях. Программа - выстроенная вдоль оси времени конкретная цепь действий, их алгоритм. Программа, таким образом, отличается от плана тем, что она имеет одномерную, а не иерархическую структуру.
На основе программы оказывается возможным переход от плана к собственно исполнительским действиям.
Программы могут быть различными по масштабам (программа повышения квалификации персонала, программа внедрения нововведения).
Наиболее широкой в этом смысле является генеральная программа действий, которая представляет собой распределение приоритетов и ресурсов для достижения целей. Такая генеральная программа называется стратегией.
И, наконец, наивысший уровень в этом списке занимают цели и задачи организации. Это те рубежи, к достижению которых направлена деятельность организации.
Другие классификации типов планов:
1) долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные;
2) планы взаимодействий с внешней средой и внутриорганизационные планы;
3) планы качественных изменений и количественных показателей;
4) глобальное (общеорганизационное) и локальное (относящееся к какому-либо подразделению) планирование;
5 ) «жесткое» (конкретно указываются все цели и мероприятия) и «гибкое» (учитывается возможность возникновения неоднозначных условий и пересмотра плана с их учетом);
6 ) «первичное» и «вторичное » планирование (во втором случае планы составляются не на основе оценки наличной ситуации, а на основе плановых предположений относительно ее изменения в ближайшей перспективе);
7) детерминистское (рационалистическое) и стохастическое (вероятностное) планирование;
8) последовательное планирование (план составляется по истечении срока действия предыдущего);
9) скользящее планирование (по истечении части срока действия предыдущего плана производится его ревизия на оставшийся период и составляется новый на период после окончания всего срока предыдущего).
Типы планирования в зависимости от того, на деятельность каких подразделений и (или) сфер деятельности организации оно направлено: финансовое, маркетинговое, технологическое, кадровое планирование и др.
Общеорганизационные принципы рационального (оптимального) планирования:
- принцип ограничивающего фактора. Чем в большей степени при планировании выделяются и учитываются факторы, которые являются ограничивающими или критическими для достижения поставленных целей, тем более обоснованным, четким и конструктивным будет выбор стратегических альтернатив, планов;
- принцип взятых обязательств. Рациональное планирование должно быть ограничено (определено) таким периодом времени в будущем, который необходим и достаточен для выполнения обязательств, предусмотренных тем или иным плановым решением;
- принцип гибкости. Чем большую гибкость можно придать планам, тем меньше вероятность убытков, связанных с наступлением непредвиденных событий;
- принцип содействия достижению целей;
- принцип эффективности планов. Эффективность плана измеряется тем, насколько он способствует достижению целей, если учитывать расходы и нежелательные последствия, связанные с самим процессом планирования;
- принцип первичности планирования. В широком смысле стратегическое планирование логически предшествует выполнению всех иных управленческих функций;
- принцип структуры, стратегии и политики. Чем лучше будут поняты стратегия и политика, тем более эффективной и взаимоувязанной будет структура планов организации;
- принцип иерархичности планов;
- принцип согласования во времени. Чем в большей степени планы будут направлены на разработку согласованной по времени сети производственных и вспомогательных программ, тем более эффективны и результативны они будут по отношению к достижению поставленных целей.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА ПЛАНИРОВАНИЯ
1. Специфические особенности деятельности руководителя по планированию: оно перестает быть только планированием индивидуальной деятельности самого руководителя; важнейшей становится задача планирования совместной деятельности: план разрабатывается не «для себя» (точнее - не только для себя), а «для других».
Основные способы планирования:
1. Элементарный способ планирования - работа «по ориентирам ». В этом случае действия строятся и сорганизуются по принципу реактивных ответов на внешние события. При этом выраженность самого планирования как разработки идеальной, предварительной схемы деятельности здесь минимальна. Деятельность в значительной мере подчинена ходу внешних событий.
2. Способ планирования более высокого уровня сложности - это «работа по образцам». При этом человек имеет достаточно четкий предварительный, но стандартный (жесткий) план и стремится к его неукоснительному выполнению в установленном порядке. Возникающие «нештатные ситуации», трудные условия могут в этом случае полностью дезорганизовывать деятельность. Такой способ характерен для консервативно-репродуктивного стиля управления.
3. Наиболее эффективный способ - это планирование деятельности с
учетом предполагаемых изменений условий, в том числе вероятного возникновения тех или иных событий. В этом случае намечается общая стратегия деятельности без ее чрезмерной детализации, что дает возможность гибкого переформулирования, изменения планов в зависимости от изменения условий деятельности.
Основным противоречием процесса планирования и потому главной его трудностью является антагонизм между двумя основными параметрами планов: детализация и «свобода».
С одной стороны, чем более детальным будет планирование как процесс и сам план как его продукт, тем, при прочих равных условиях, будет выше и эффективность развертывающейся на его основе деятельности. Это требует максимальной детализированности и конкретности планов.
Но, с другой стороны, прогностическая информация, на основе которой формулируются планы, является принципиально неопределенной, а потому - неполной, неточной, ненадежной. Следовательно, план должен быть достаточно свободным, гибким, допускать возможности его трансформации в случае необходимости.
Уметь найти оптимальную грань между конкретностью и обобщенностью, жесткостью и гибкостью - главное требование к планированию в управленческой деятельности, одно из важнейших качеств руководителя.
2. Условия эффективного планирования в деятельности руководителя.
1. Способность к быстрой генерации ряда альтернативных планов.
2. Выработка общей стратегии поведения на основе анализа и сравнения нескольких планов.
3. Наличие в структуре плана как бы двух уровней - стратегического и тактического.
4. Сочетание гибкости планов на стадии разработки с их твердостью на стадии реализации.
5. Способность не только видеть ряд планов, ведущих к выходу из ситуации и являющихся, поэтому приемлемыми, но также - к поиску и нахождению лучшего из них.
6. Способность согласования нескольких планов в непротиворечивую систему
Планы должны «выстраиваться» как по значимости, так и по очередности (что надо сделать в первую очередь; что можно или нужно отложить).
Главным из этих критериев является не «срочность», а именно значимость. В менеджменте сформулировано в связи с этим общее правило: «начала надо делать важное, а потом – срочное».
Одной из отличительных особенностей планов в целом и плана руководителя в особенности является их иерархичность.
Практика зарубежного менеджмента показывает, что руководители достаточно успешно используют структурные (организационные) факторы, в то время как готовность применять психологические, связанные с действием человеческого фактора, остается низкой.
Организационные структурные факторы | Действие человеческого фактора | Достижение целей управления |
- четкие цели; - принятие решений; - планирование координирование работы персонала; - целенаправленный контроль | - мотивирование; - информирование; - руководство персоналом; - стратегия сотрудничества в работе; - принятие общих целей организации; - психологический климат в группах; - возможность самовыражения личности работника |
Таблица 11 – Взаимодействие факторов достижения целей
На психологическом уровне проблемы планирования: п роблемы изменения стереотипа подхода к планированию, смены установки директивных планов стратегиями сценарного планирования, вероятностным моделям в планировании.
Действия | Оценки в баллах | |
слабые | сильные | |
Пытается оградить себя от вмешательства вышестоящего руководителя в работе | 2,2 | 3,3 |
Стремится выработать собственную позицию по проблемам, стоящим перед его участком | 1,4 | 2,8 |
Стремится иметь ясные цели работы и развития подчиненного ему участка | 1,7 | 3,2 |
Таблица 12 – Деятельность «сильных» и «слабых» руководителей
по планированию
Отличия между успешными и менее успешными руководителями значительны.
3. Организационные факторы как предпосылки возникновения психологических проблем при реализации планирования:
1) различные по типологии задачи, решаемые руководителем в процессе составления и реализации планов;
2) особенности механизмов, детерминирующих процессы выработки планов;
3) смыслообразования в деятельности руководителя, механизмы формирования личностного смысла в деятельности руководителя в зависимости от особенностей спектра его интересов;
4) зависимость механизмов индивидуального планирования от особенностей спектра его интересов.
Внешние по отношению к субъекту деятельности факторы, влияющие на осуществление планирования:
- ограничение в составлении и реализации планов всевозможными нормативно закрепленными правилами, процедурами, режимами, графиками, стратегиями, принятыми курсами действий и т.д.
Планирование осложняется рядом факторов неопределенности:
1) отсутствие необходимой документации; неукомплектованность оборудованием,
2) выполнение внеплановых работ,
3) вертикальные или горизонтальные конфликты,
4) нарушение членами коллектива трудовой дисциплины,
5) аварийные ситуации, выход из строя оборудования,
6) неукомплектованность штата и т.д.
Особое место в структуре планов должна занимать установка на осуществление опережающего контроля, что позволяет минимизировать неопределенность, столь разрушительную для реализации функции планирования.
4. Психологические механизмы снижения эффективности планирования и некоторые приемы коррекции ориентировочной основы выполнения этой функции
Отмечено, что у руководителей среднего звена управления чаще всего наблюдаются:
1. Снижение мотивации планирования в связи с постоянным давлением «сверху».
2. Снижение мотивации планирования в связи с деструкцией планов на фоне текущих событий.
3. Преобладание краткосрочных оперативных планов.
4. Формальное существование долгосрочных планов
Вывод: в первую очередь это проблемы мотивации и волевой регуляции деятельности.
А. Установка на жесткие планы становится основой переживаний, на фоне которых теряется личностный смысл планирования.
Устоявшийся стереотип поведения состоит в том, что если нечто выступает в роли плана, то любое отступление переживается и оценивается в отрицательном свете! Так, американские педагоги, работавшие в советских пионерских лагерях, указывали, что наши педагоги выглядят очень уставшими, в частности, от постоянного напряжения в связи со страхом не выполнить намеченный план
Б. Психологические механизмы снижения мотивации планирования.
Программа собственных действий при определенных условиях может выступать как система намерений. Невозможность полноценно реализовать намерения в сфере претворения в жизнь собственных планов приводит к тому, что в этой ситуации руководитель не ощущает себя полноправным хозяином собственных намерений, что отражается на смыслообразования в отношении реализации данной управленческой функции. Выходом из этого положения является формирование установки на гибкое планирование: прогнозировать изменения, и, в связи с прогнозом иметь вероятностные планы деятельности.
Изменение мотивации планирования — не единственный тип нарушений в реализации этой функции. Оно сочетается с ущербностью самих планов, программ действий.
Если же рассматривать реальные планы руководителей среднего звена, то типичные их погрешности состоят:
1. В нерациональной декомпозиции целей (совокупность выделенных подцелей не в полном объеме покрывает цель или подцели пересекаются).
2. В выдвижении в качестве цели процесса, а не продукта.
3. В смещении фокуса внимания к второстепенным целям.
Наши руководители недостаточно часто устанавливают приоритеты между делами, различно характеризующимися по параметрам «важность» и «срочность».
В. Слабая прогностичность замыслов. Как правило, прогнозируются прямые следствия, но прогноз на «два шага вперед» уже не осуществляется, особенно в социальной сфере.
Руководителю достаточно задать вопрос «Что произойдет, если...», чтобы расширить круг рассматриваемых последствий принимаемых решений. Благодаря подобному вмешательству улучшается учет среднесрочных и долгосрочных последствий.
С психологической точки зрения, подобный вопрос представляет собой внешнее средство для создания ориентировочной основы функции планирования с существенной ориентировкой на прогноз развития ситуации.
Г.Роль интересов личности в реализации функции планирования. В том случае, когда устойчивый интерес специалиста реализуется средствами управленческой деятельности и может удовлетворяться при решении задач, отражающих актуальные цели подразделения, наблюдается активизация планирования: расширение зоны и временной глубины планирования.
Причины потери личностного смысла управленческой деятельности в рамках бюрократической системы:
1) неполное делегировании полномочий,
2) чрезмерная регламентация,
3) установка на обесценивание активности.
Итог: психологические сложности, связанные с реализацией функции планирования в деятельности руководителя, проявляются как на операциональном, так и на мотивационном уровне. Как первое, так и второе является следствием нерациональной ориентировочной основы деятельности. Это проявляется:
- в несформированности установки в отношении необходимости осуществлять планирование в ситуации неопределенности и изменений;
- в несформированности рациональных стратегий осуществления функции управления в этих условиях;
- в изменениях как побудительной, так и смыслообразующей функции мотивов осуществления планирования;
- в отсутствии установки на дифференциацию задач в связи с необходимостью противостоять текучке, в неполноценном прогнозе развития ситуации.
5. Эффективные способы выполнения функции планирования.
Методика Л.Зайверта (осуществляемые руководителем дела, решаемые задачи) рассматривает:
- А - важнейшие задачи, 15% количества дел, которыми занят руководитель, но значимость вклада этих дел в достижение цели может составлять 65%.;
- Б — важные задачи (соответственно 20% и 20%,);
- В — менее важные задачи (соответственно 15% и 15%,).
Принцип Парето гласит: внутри группы или множества отдельные малые части обнаруживают намного большую значимость, чем это соответствует их относительному удельному весу в этой группе.
Было получено соотношение 80:20. Таким образом, говоря о работе, можно интерпретировать это соотношение следующим образом: 80% затрачиваемого времени приносит 20% общего итога и наоборот.
Вместе с тем, в среднесрочных и оперативных планах реальный перевес имеют дела срочные, хотя и оцениваемые как менее важные.
Дела | Кто, с кем | Часы |
П | Инновационный проект, исполнители | |
Ч | Новое постановление о налогах | 0,5 |
ПР | Петров - родитель (письмо) | 0,5 |
ПК | Аубакирова – управление (отчет) | |
К | Группа Сидорова | |
Д | Рабинович | |
Б | (бухгалтер) | |
ИТОГО 10 |
Таблица 13 - Вариант 1 (без деления на срочные и важные дела)
Сокращения: П - в процессе, задача уже выполняется, Ч - чтение (отчетов, инструкций, газет), ПР - письменная работа, деловые письма, диктовка, ПК - поездки, командировки, К - контроль, Д - делегирование (поручение кому-либо) дел, Б – беседа ….
Дела | Кто, с кем | Приоритеты | Часы | Поручить |
П | Инновационный проект, исполнители | А | ||
Ч | Новое постановление о налогах | Б | 0,5 | (Б.) |
ПР | Петров- родитель (письмо) | Б | 0,5 | (С.) |
ПК | Аубакирова – управление (отчет) | В | Завтра | |
К | Группа Сидорова | А | ||
Д | Рабинович | Б | ||
Б | (бухгалтер) | А | ||
ИТОГО |
Таблица 14 - Вариант 2 (с делением на срочные и важные дела)
Часто руководителей срочность идентифицируется с важностью, что не всегда оправдано.
К эффективному способу выполнения функции планирования относится принцип Эйзенхауэра, который состоит в том, что дела классифицируются по двум основаниям: «срочность» и «важность».
В результате этой процедуры выделяются четыре категории дел или задач.
Делегирование полномочий по их выполнению определяется тем, к какой категории относятся соответствующие задачи.
Дела срочные и важные считаются приоритетной категорией и их делегирование не допускается.
Срочные и менее важные должны делегироваться.
Важные и менее срочные могут быть осуществлены позднее.
- Менее важные и менее срочные должны делегироваться, но могут быть и сокращены.