Политическое поведение

Политическое сознание – это часть духовного мира личности или общества, политическое же поведение характеризует реальные практические поступ­ки, действия, функции человека или той или иной социальной общности. В политическом поведении проявляется политичес­кое сознание, хотя это отношение сложное. Мы привыкли гово­рить о единстве слов и дел, знаний и убеждений. Здесь можно выстроить цепочку зависимостей: "знания - убеждения - сло­ва - дела".

Если знания и убеждения относятся к духовному миру че­ловека, к его политическому сознанию, то слова и дела, т.е. языковые и практические формы реализации сознания отно­сятся к политическому поведению. Значит, важно, чтобы по­литические знания человека превраг. члись в его политические убеждения (установки, ориентации), а его словесные завере­ния, декларации - в его политические дела, в поступки, в дей­ствия. У политически зрелого человека существует это необ­ходимое единство знаний и убеждений, слов и дел, хотя на практике мы можем видеть все многообразие сочетаний: убеж­дения расходятся со знаниями, слова с убеждениями, дела со словами.

Поступок - центральное понятие поведения вообще и поли­тического поведения в частности. В поступке практически ре­ализуется позиция личности. Устное или письменное заявле­ние, выступление на собрании, в прессе, по телевидению - это тоже поступок, как и политическое действие (участие в стачке или в забастовке, голодовка, участие в демонстрации или вы­борах).

Характеризуя типы политического поведения, прежде всего можно выделить людей политически активных и политически пассивных (индифферентных). Политическая апатия, безраз­личие, пассивность может быть и следствием политической без­грамотности и следствием такой политической осведомленнос­ти, которая отторгает человека от политики ("политика - гряз­ное дело").

Политическая активность тоже имеет два основания в уста­новках, позициях личности: ее пропозиции и ее контрапозиции. В пропозициях выражаются положительные, позитивные взгля­ды и убеждения личности, ее позитивное кредо: за что я высту­паю. В контрапозициях выражаются отрицательные, негативные взгляды и установки, негативное кредо: против чего я высту­паю. У каждого человека, как правило, существует система про­позиций и система контрапозиций, т.е. диепозиционная систе­ма. В обыденной практике мы все это хорошо ощущаем:

- "скажи мне, кто твои друзья (т.е. за что ты), и я ска­жу кто ты";

- "скажи мне, кто твои враги (т.е. против кого ты), и я скажу, кто ты".

Политическое поведение населения может приобретать ха­отические формы (психология толпы), приводить к созданию экстремальных ситуаций. В этих условиях решающее значе­ние имеет появление и поведение лидера. Лидер может быть как формальным (избранным, утвержденным, назначенным), так и неформальным (самовыдвиженец или выдвиженец тол­пы). Главное, что к его голосу, к его авторитету прислушива­ется масса: лидер может управлять движением людей, пресе­кать или сеять панику, звать к радикальным действиям или к успокоению.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА окультуре вообще говорилось в курсе философии. Большинство авторов склоняется к пониманию культуры как совокупности ценностей, т.е. всего того, что имеет положительное, благотворное значение для че­ловека и человечества. Культура - это все то, что приводит к развитию, возвышению, а антикультура - это все разрушающее бытие людей, все, приводящее к деградации.

Понятие политической культуры вполне уместно здесь для объединения одноименным термином двух понятий: полити­ческое сознание и политическое поведение. Политическая культура характеризует как духовный мир личности, ее созна­ние, так и практическое поведение личности, ее деятельность, ее поступки.

Политическая культура - это адекватное, правильное отра­жение личностью политической жизни и эффективное, адекват­ное же практическое включение в нее. Политическая культура является результатом политической социализации личности, т.е. передачи ей обществом и усвоением содержания политичес­кого образования, обучения и воспитания, о чем говорилось в теме 5. Следовательно, политическая культура личности вклю­чает в себя соответствующие политические знания, умения и политические установки, которые и реализуются в реальном политическом поведении личности.

Формирование политической культуры личности осуществ­ляется в двух основных формах: педагогической и практичес­кой. Педагогическая система общества со всеми ее учрежде­ниями, институтами включает в себя такие учебные циклы, дисциплины и предметы, которые формируют политические знания, умения и установки: всеобщая история, история оте­чества, граждановедение, история и теория мировой и отече­ственной культуры, мир человека, социология, политология, философия, социальная экология, основы права и др. Поли­тической культурой может овладеть личность и в ходе прак­тической деятельности, связанной с общественными органи­зациями, движениями, партиями, политическими кампани­ями, митингами, демонстрациями, манифестациями и т.д. Идея "деполитизации" и "деидеологизацпи" общества, сред­ней и высшей школы, трудовых коллективов и пр. является иллюзорной, неадекватной реальному состоянию обществен­ной жизни: идут политические процессы, дискуссии, создают­ся политические партии, функционирует огромная политичес­кая система государства и т.д. И во все это объективно вклю­чен каждый человек, каждый гражданин. Все - от президента до будущего мэра или депутата, от газет, радио, телевидения до отдельных деятелей искусства ~ призывают каждого граж­данина принять участие, например, в такой политической кам­пании, кате выборы. Но чтобы грамотно действовать полити­чески, надо обладать политической культурой. Человек не мо­жет быть вне политики и вне идеологии, Другое дело - какие они: ложные или истинные, демократические пли консерва­тивные, честные или демагогические, прогрессивные или ре­акционные Во всем этом надо разбираться, чтобы не быть "винтиком", "пассивной пешкой" в руках демагогов, полити­канов, олигархов или новых фюреров


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: