Политическое сознание – это часть духовного мира личности или общества, политическое же поведение характеризует реальные практические поступки, действия, функции человека или той или иной социальной общности. В политическом поведении проявляется политическое сознание, хотя это отношение сложное. Мы привыкли говорить о единстве слов и дел, знаний и убеждений. Здесь можно выстроить цепочку зависимостей: "знания - убеждения - слова - дела".
Если знания и убеждения относятся к духовному миру человека, к его политическому сознанию, то слова и дела, т.е. языковые и практические формы реализации сознания относятся к политическому поведению. Значит, важно, чтобы политические знания человека превраг. члись в его политические убеждения (установки, ориентации), а его словесные заверения, декларации - в его политические дела, в поступки, в действия. У политически зрелого человека существует это необходимое единство знаний и убеждений, слов и дел, хотя на практике мы можем видеть все многообразие сочетаний: убеждения расходятся со знаниями, слова с убеждениями, дела со словами.
|
|
Поступок - центральное понятие поведения вообще и политического поведения в частности. В поступке практически реализуется позиция личности. Устное или письменное заявление, выступление на собрании, в прессе, по телевидению - это тоже поступок, как и политическое действие (участие в стачке или в забастовке, голодовка, участие в демонстрации или выборах).
Характеризуя типы политического поведения, прежде всего можно выделить людей политически активных и политически пассивных (индифферентных). Политическая апатия, безразличие, пассивность может быть и следствием политической безграмотности и следствием такой политической осведомленности, которая отторгает человека от политики ("политика - грязное дело").
Политическая активность тоже имеет два основания в установках, позициях личности: ее пропозиции и ее контрапозиции. В пропозициях выражаются положительные, позитивные взгляды и убеждения личности, ее позитивное кредо: за что я выступаю. В контрапозициях выражаются отрицательные, негативные взгляды и установки, негативное кредо: против чего я выступаю. У каждого человека, как правило, существует система пропозиций и система контрапозиций, т.е. диепозиционная система. В обыденной практике мы все это хорошо ощущаем:
- "скажи мне, кто твои друзья (т.е. за что ты), и я скажу кто ты";
- "скажи мне, кто твои враги (т.е. против кого ты), и я скажу, кто ты".
Политическое поведение населения может приобретать хаотические формы (психология толпы), приводить к созданию экстремальных ситуаций. В этих условиях решающее значение имеет появление и поведение лидера. Лидер может быть как формальным (избранным, утвержденным, назначенным), так и неформальным (самовыдвиженец или выдвиженец толпы). Главное, что к его голосу, к его авторитету прислушивается масса: лидер может управлять движением людей, пресекать или сеять панику, звать к радикальным действиям или к успокоению.
|
|
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА окультуре вообще говорилось в курсе философии. Большинство авторов склоняется к пониманию культуры как совокупности ценностей, т.е. всего того, что имеет положительное, благотворное значение для человека и человечества. Культура - это все то, что приводит к развитию, возвышению, а антикультура - это все разрушающее бытие людей, все, приводящее к деградации.
Понятие политической культуры вполне уместно здесь для объединения одноименным термином двух понятий: политическое сознание и политическое поведение. Политическая культура характеризует как духовный мир личности, ее сознание, так и практическое поведение личности, ее деятельность, ее поступки.
Политическая культура - это адекватное, правильное отражение личностью политической жизни и эффективное, адекватное же практическое включение в нее. Политическая культура является результатом политической социализации личности, т.е. передачи ей обществом и усвоением содержания политического образования, обучения и воспитания, о чем говорилось в теме 5. Следовательно, политическая культура личности включает в себя соответствующие политические знания, умения и политические установки, которые и реализуются в реальном политическом поведении личности.
Формирование политической культуры личности осуществляется в двух основных формах: педагогической и практической. Педагогическая система общества со всеми ее учреждениями, институтами включает в себя такие учебные циклы, дисциплины и предметы, которые формируют политические знания, умения и установки: всеобщая история, история отечества, граждановедение, история и теория мировой и отечественной культуры, мир человека, социология, политология, философия, социальная экология, основы права и др. Политической культурой может овладеть личность и в ходе практической деятельности, связанной с общественными организациями, движениями, партиями, политическими кампаниями, митингами, демонстрациями, манифестациями и т.д. Идея "деполитизации" и "деидеологизацпи" общества, средней и высшей школы, трудовых коллективов и пр. является иллюзорной, неадекватной реальному состоянию общественной жизни: идут политические процессы, дискуссии, создаются политические партии, функционирует огромная политическая система государства и т.д. И во все это объективно включен каждый человек, каждый гражданин. Все - от президента до будущего мэра или депутата, от газет, радио, телевидения до отдельных деятелей искусства ~ призывают каждого гражданина принять участие, например, в такой политической кампании, кате выборы. Но чтобы грамотно действовать политически, надо обладать политической культурой. Человек не может быть вне политики и вне идеологии, Другое дело - какие они: ложные или истинные, демократические пли консервативные, честные или демагогические, прогрессивные или реакционные Во всем этом надо разбираться, чтобы не быть "винтиком", "пассивной пешкой" в руках демагогов, политиканов, олигархов или новых фюреров