Реализм (от лат. realis – вещественный, действительный) –направление в мировом искусстве, получившее широкое распространение во второй половине ХIХ века, проявляющее себя и в последующие эпохи культурного развития.
Мировоззренческая основа реализма - идеи материализма и позитивизма.
Особенности философии и эстетики реализма:
1) стремление к объективному изображению жизни, что достигается путем следования принципам
- социального детерминизма (обусловленность образов определенной средой),
- исторического детерминизма (обусловленность образов конкретной эпохой)
- психологического детерминизма (обусловленность образов набором индивидуальных личностных качеств);
2) попытка представить мир во всей его сложности и противоречивости, но при этом сохранить его цельность;
3) стремление познать законы действительности, постичь взаимообусловленность явлений, для того, чтобы изменить мир к лучшему;
4) понимание искусства как одного из средств познания человеком самого себя и окружающей действительности;
5) отсутствие запретных тем, поскольку основные требования к искусству - достоверность, точность, правдивость отражения жизни;
6) народность;
7) историзм;
8) герой реалистического произведения – обычный человек, как правило, типичный представитель конкретной исторической эпохи, определенного социального круга.
9) психологический анализ, предполагающий исследование внутреннего мира человека.
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ГРИБОЕДОВ
(1795 – 1829)
«Горе от ума»
(1824)
Жанр: комедия (тяготение к жанру высокой комедии)
Проблема эстетической отнесенности комедии:
1) черты реализма (узнаваемый быт Москвы конца 10-х годов, яркие, правдоподобные черты характеров, манеры, привычки, речь персонажей);
2) влияние романтизма (автор придерживается принципа творческой свободы, герой поднят над средой);
3) традиции классицизма (дидактизм; четкость и интеллектуальная отточенность высказываний главного героя; стройность построения пьесы; соблюдение единства места; соблюдение единства времени; говорящие фамилии (прямолинейно-характеристические имена персонажей)).
Основные конфликты:
· любовный конфликт (движущий)
· общественно-политический конфликт между «веком нынешним» (прогрессивными идеями) и «веком минувшим» (консервативными идеями крепостнической эпохи).