Доказательство.
Пусть а < с < b и функция f (x) неотрицательна на [a, b]. Согласно геометрическому свойству определенного интеграла,
, есть площади соответствующих криволинейных трапеций.
А площадь всей криволинейной трапеции - это
Тогда S = S 1 + S 2.
6. Если - нечетная функция, то
Доказательство (геометрически)
7. Если - четная функция, то
Доказательство (геометрически)
Приложения интеграла (Башмаков).
16. Изучение производ-ной функции в средней школе.
Цели темы:
1.Сформу-ть у уч-ся понятие произ-водной функции в точке.
2.выработать умение находить произ-ные пользуясь прав-ми и форм-ми диффер-ния.
3.сформ-ть умение применять производную для решения задач,нах-ть т экстремума.
4.научить решать задачи с испол-ем графика производной
Содержание: Приращение функции, по-нятие о производной, пра-вила вычисления произ-водной и т.д.
Различные подходы к определению: 1.Логический-Определение с помощью предела функции в точке. Вводим определение предела на языке и на языке последова-тельностей. -предел разност отношения(вуз, а в школе в программах с 1968-1986)
2.Исторический(с 1986)
Не изучается понятие пре-дела, но символ может использоваться как замена слову «стремле-ние». Данный подход реа-лизуется в школе. Этот подход назван истор, тк в мат-ке как известно,вначале были сформ-ны произ-ая и интеграл и позднее,обобщение этих понятий.
Введение понятия произ-водной:
1.Башмаков в определении производной использует знак .
2.Колмогоров не исполь-зует этот знак.
Схеме введения и изучение производной.
1.Рассмотреть подводя-щую задачу, раскрыва-ющую физический смысл производной(нахождение мгновенной скорости свободного падения тела). 2.Сформулировать опр-ие понятия производной. 3.Конкретизировать поня-тие производной (примеры вычисления производной по определению физичес-кого смысла).
4.Рассмотреть приложе-ния производной.
Пример подводящей задачи.
Задача о нахождении мгновенной скорости.
Дано:S=S(t)-зависимость пути от времени.”?”Как охарактеризовать(найти)V в каждый данный момент времени.
Скорость в данный момент времени в физике наз мгновенной скоростью.Будем нах-ть ее с помощью понятия-средн. Скорость.
Зафиксир момент времени t0.Тело нах-ся в т.А Находим чему равна скорость тела в тВ. По рис. ∆S=S2-S1-расст которое прошло тело от Адо В.∆t-затрачен временной промежуток на этом участке.
.Такая хар-ка будет оч грубой, тк Vср успела бы сильно уменьш.Будем уменьшать,если взять
Мгновенная скорость- это число, к которому стремится отношение при стремлении к 0.
Дано:y=f(x).найти:скорость изменения функции в нек-рой точке.
Сравнить скорости изменения фун по графику.
1)выберем приращение ∆х.
2)найдем f(х0+∆х)
3)найдем приращение f= f(х0+∆х)-f(x0)
4)найдем средн скорость изменения функции ∆f/∆x
5) называемое производной функции в точке.
Опред: Производной функции f в точке x0 называется число, к которому стремится разностное отношение
Можно предложить уч-мся и другие привод задачи(колм,мордк).
Алгоритм нахождения производн:
1)х0 придаем приращ ∆х
2)находим ∆f(изменен функ)
3)нах ∆f/∆x(сред скорость)
4)берем ∆х—0 и нах число, к котор стрем ∆f/∆x.
Пример:найдем произв функ y=x^3 в т х0.
1)х0 задаем приращ ∆х
2)∆f=(х0+∆х)^3-х0^3= х0^3+3х0^2∆х+3x0(∆х)^2+∆х^3-x0^3=3х0^2∆х+3x0(∆х)^2+∆х^3
3) ∆f/∆x=подставл
4)3х0^2постоянно, 3х0, ∆х—0 при ∆х---0 (∆х)^2—0 при ∆х—0,
) ∆f/∆x---3х0^2 при ∆х—0.
Если к гр функ y=f(x) в т.с абсциссой х=а можно провести касат непаралл оси Y,то f//(а) выраж углов коэф касат.
равен .
Физич:если s(t)-закон прямол движения тела, то производ выражает мгновен скорость в момент времени t.
Применение производной к исследованию функции. Схема:
1.D(f)
2.Исследование на четность. 3.Вычислить производную. 4.Критические точки(). 5.Промежутки монотонности ()
6.Точки экстремума
7.График.
Приложения производной:
1.Уравнение касательной:
2.Нахождение числа корней уравнения.
3.Приближенные вычисления:
Следует разделять понятия: производная функции в точке- это число, а производная функции- это некоторая функция, которая обозначается , D1- мн-во точек, где функция дифференцируема.
| Виды тригонометрических уравнений и методы их решения.
Тема изучается в 10 классе (Колмагоров, Башмаков, Мордкович).
Цели темы:
ü Сформировать навык решения простейших триг. уравнений по формулам, с помощью ед.окружности.
ü Познакомить с видами и методами решения сложных триг. уравнений.
ü Сформировать понятие “арксинус числа”, “арккосинус”, “арктангенс”, “арккатангенс”.
Тригонометрическим называют уравнение, в котором переменная содержится только под знаком тригонометрической функции.
Решение тригонометрических уравнений связано с введением следующих понятий:
а) арксинусом числа а(|a|≤1) называется такое число из промежутка [ ] синус которого равен а.
()
б)) арккосинусом числа а(|a|≤1) называется такое число из промежутка [0; ] косинус которого равен а.
(arccos a=α(|a|≤1)⟺ )
в) арктангенсом числа а(|a|≤1) называется такое число из промежутка (-π/2; π/2) тангенс которого равен а.
г) арккотангенсом числа а(|a|≤1) называется такое число из промежутка (0;π) котангенс которого равен а.
1)Простейшие тригоном. уравнения- это уравнения вида:
sinx=a; cosx=a; tgx=a; ctgx=a.
где х- переменная, а- любое действительное число.
Способы решения: простейшие триг.уравнения решаются с помощью формул, а так же с помощью ед.окружности.
Общая формула:
Частные формулы: sinx=0⟹х= πn
sinx=1⟹х=
cosx=-1⟹х= -π/2+2πn, n∈Z.
Общая формула:
cosx=a⟹ x=±arccosa+2πn,n∈Z
cosx=0⟹х= π/2+ πn, n∈Z
cosx=1⟹х= 2πn,n∈Z
cosx=-1⟹х= π+2πn, n∈Z.
Общая формула:
tgx=a⟹ x=arctga+πn, n∈Z
ctgx=a⟹ x=arcctga+πn, n∈Z.
2) Триг. уравнения сводимые к квадратному(метод решения- введение новой переменной)
3)Однородные уравнения а)1-ой степени: asin(x)+bcos(x)=0,б) 2-ой степени:asin2(x)+bsin(x)cos(x)+ cos2(x)=0.
Метод решения: 1-ой степени: деление на cosx≠0 (Проверяем не потеряны ли корни: пусть cosx=0, подставим в уравнение:
⟹sinx=0
А это не возможно в силу основного триг.тождества
б) 2-ой степени: делим на , т.к. в противном случае sinx=0, что невозможно.
|:
, tgx=a
в) уравнения сводимые к однородному
asin(x)+bcos(x)=d, где d=d∙1=d∙(
4) Уравнения решаемые разложением на множители
cos5x(2sinx-1)=0
cos5x=0 или 2sinx-1=0
5x= π/2+ πn, n∈Z sinx=1/2
x= π/10+ πn/5 x=
5)Уравнения вида:asin(x)+bcos(x)=c
3 метода решения:
· Введение вспомогательного угла
· Метод универсальной подстановки
· Сведение к однородному
c=c∙1=c∙()
Рассмотрим решение уравнений методом вспомогательного угла:
asin(x)+bcos(x)=c, a,b,c≠0
условие уравнения
, cos φ=a, sin φ=b⟹
;
(cosφ sinx+ sinφ cosx)=c
,
6) Уравнения решаемые с использованием различных тригонометрических формул(понижение степени, преобразование суммы триг.функций в произведение)
(sinx+ sin3x) + sin2x =0
2sin2x∙cos(-x)+sin2x=0
sin2x(2cosx+1)=0
7) Уравнения решаемые оценкой левой и правой части
Замечаем, что |cos3x|≤1, |sin |≤1⟹ |2cos3x+4sin |≤6⟹ уравнение не имеет решений.
Методы решения триг.уравнений:
ü Введение новой пременной
ü Разложение на множители
ü Метод введения вспомогательного угла
ü Метод универсальной подстановки
ü Метод деления левой и правой части
ü Метод оценки левой и правой части
Виды: однородные, приводимые к квадратному, и asinx+bcosx=c
| 14. Изучение тригонометрических функций в средней школе.
Учащиеся переходят к новому классу функций, которые играют важную роль в изучении математики, они применяются в теории чисел на практике.
Цели: 1)Сформировать понятие тригонометрической функции числового аргумента; 2)Сформировать знание о свойствах тригонометрических функций и умение исследовать тригоном-е функ-и; 3)научить строить графики тригоном-х функ-й; 4)содействовать в формировании мировоззрения учащихся с помощью сведений из истории математики.
2) Содержание: понятие тригоном-х функ-й числового аргумента на примере y = sinx, построение графика функции y = sinx, изучение свойств функ-и y = sinx, исследование и построение графиков более сложных функций.
3) Пропедевтика. Впервые встречается на уроках геометрии в 8 классе, когда рассматривается прямоугольный треугольник(рассматриваются триг-е функ-и углового аргумента)
(косинус угла зависит от величины угла , а не от размеров треуг.).
Т.о, триг фун-ия определяется от углового аргумента (300 –угол, ½ - число)
Такие фун-ии неудобны для исследования, т.к. учащиеся умеют исследовать фун-ии числового аргумента.
4) Введение тригоном-й функции числового аргумента:
Прежде всего надо повторить понятие «ед. окружность»
Рассмотрим возможные введения триг-ой функции числового аргумента:
1.Делается переход от измерения углов в градусной мере к радианной. Радианную меру считают числом(Колмогоров).
«sin(x)» означает sin угла в x радиан.
2.Обосновывается, что радианную меру угла можно считать числом в ед. окружности.
Угол в 1 рад – центральный угол в окружности который опирается на длину дуги равную радиусу окружности.
2.Определяем синус угла в ед. окр.: пусть т.А имеет корд (х0,у0), синусом числа в единичной окружности наз. ордината точки единичной окружности, изображающей угол в радиан. sin =у0
3.Строим зависимость: каждому числу Х соответствует точка ед. окр. С определённой ординатой, т.е. sin(x) => имеем зависимость х -> sin(x).
4.Опр: Числовая функция, заданная формулой y = sin(x) наз. синусом.
5. Строится график функции y = sin(x). 1способ: с помощью ед. окр. (Колмаг, Башм, Алимов)
2способ: по таблице значений синусов для некот-х чисел
(Мордкович)
Обратить внимание при первом построении графика ф-ии:
1. Использ некот св-ва ф-ии (ооф,озф,чет,нечёт, известные формулы)
2. Обосновать выбор ед отрезка в системе корд 1ед = 2 клетки (для удобства)
3. Показать нахождение точек на оси ОХ: П/6, П/3, П/4, П, 2П. П≈6 клеток.
5)Все тригонометрические функции обладают свойством периодичности.
Опред: Функцию f наз. периодической с периодом
2 - наименьший положительный период для y = sin(x), y=cos(x), - наименьший положительный период для y=tg(x), y=ctg(x).
Если функция f периодическая и имеет период Т0, то функция A f(kx+b), где A,k,b- постоянные и , также периодична и ее период =
6) Монотонность: очень важно, чтобы учащиеся запомнили промежутки монотонности триг функций, близких к нулю:
1. возрост. на промеж.
2. убыв. на пром.
3. возр. на интерв.
4. убыв. на интерв. .
7) Исследование тригонометрической функции на примере:
График…
1.D(f)=R; E(f)=[-2;2];
2. Функция общего вида.;
3. Период
4.Нули функции:
5.Точки пересечения с (Ох): ;
с (Оу):
6. у возр на , у убыв на
7. Промежутки знакопостоянства:
У>0 при х принадл
У<0 при х принадл , n принадл Z
8. Точки экстремума:
Хмах= ; хмин= n принадл Z
9. Экстремумы: умах=2, умин=-2
8. Наиб и наим знач: унаиб= 2, унаим=-2
|
|