Таким образом, было рассмотрено понятие жизненного цикла товара и проанализировано маркетинговые стратегии компании, применяемые на различных его этапах. Примером компании, осуществляющей успешные меры по продлению жизненного цикла товара, в работе послужила широко известная не только в г. Омске, но и за его пределами, АТПП «Группа «ОША».
Создание стратегического планирования на основе жизненного цикла продукта является необходимым для стабильного длительного роста компании. Умение оперировать инструментами стимулирования сбыта в совокупности с разумным размещением товара на рынке ведет к достижению наилучшего результата.
С целью продления жизненного цикла товара и, следовательно, более длительного срока получения прибыли от его реализации, компания может применять следующие инструменты: модификацию товара, модернизацию товара, использование нового дизайна либо новой упаковки, поддержку широкомасштабной акции или организацию собственного мероприятия, введение новой услуги, запуск нового рекламного ролика или рекламной кампании, а также запуск нового продукта под той же маркой или регуляцию ценовой политики. Наиболее эффективными среди них являются модернизация либо модификация товара – он уже известен покупателям, и они будут охотно покупать знакомый и хорошо зарекомендовавший себя товар узнав, что тот приобрёл новые, полезные и нужные для потребителя свойства. Также эффективна новая рекламная кампания – как известно, яркая и запоминающаяся реклама – один из ключей к успеху продаж.
Компаниям необходимо периодически проводить анализ сбыта товаров для того, чтобы проверить, не устаревает ли он, переходя на этап спада, проводить прогнозы роста или падения продаж, чтобы в случае резкого падения интереса к товару увести его с рынка во избежание потери денежных средств.
Таким образом, в заключении можно сказать, что для каждого товара компания должна разработать стратегию его жизненного цикла. Каждый товар имеет собственный жизненный цикл с присущим ему специфическим набором проблем и возможностей. Создание стратегического планирования на основе жизненного цикла продукта является необходимой для стабильного длительного роста компании. Умение вовремя создать нужную базу для товара - это то же самое, что проложить дорогу плотному транспортному потоку, чтобы не произошло остановки и задержки, а, следовательно - убытков, может даже банкротов. Умение оперировать инструментами стимулирования сбыта в совокупности с разумным размещением товара на рынке ведет к лучшему из результатов - рождению нового успеха.
Список литературы
1. Абельский А. Прикладной маркетинг или самоучитель игры в маркетинг «Сфера малого и среднего бизнеса». - СПб., 2000.
2. Афанасьев М.C. Маркетинг: стратегия и практика фирмы. – М: Финстатинформ, 2009
3. Багиев Г.Л., Алексеев А.А. Основы проведения маркетинговых исследований..- СПб.: Питер, 2007. - 480 с.
4. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг: Учебник для вузов 3-е изд./ Под общ. Ред. Г.Л.Багиева.- СПб.: Питер, 2006.- 736 с.
5. Басовский Л. Е. Глава 9 Разработка и жизненный цикл товара // Маркетинг. — М.: Инфра-М, 2001. — С. 108-109. — 218 с.
6. Бейкер-Санд С. В России любят покупать косметику // Капитал. – 2007. – № 9. – С.16-17;
7. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник. – М.: Юрайт-М, 2007. – 384с.
8. Волкова Л.Н. Конкуренция и колесо рыночных изменений// Практический маркетинг. – 2005. – № 6. – С. 14-20;
9. Вострякова Л. Новый товар приспособить под рынок или рынок воспитать под товар? // Капитал. – 2008. – №4. – С.34-36;
10. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. – М.: Финпресс, 2010;
11. Завьялов П.С., Демидов В.Е. Формула успеха: маркетинг. – М.: Международные отношения, 1991;
12. Киреев Н.В. Исследование рекламы на жизненном цикле товара // Маркетинг в России и за рубежом. – 2011. – № 5. – С. 43-49;
13. Котлер Ф. Глава 9. Разработка новых товаров: подход к разработке новых товаров и проблемам жизненного цикла товара // Основы маркетинга / Общая редакция и вступительная статья Е. М. Пеньковой. — М.: Прогресс, 1991. — 698 с.
14. Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс. 3-е изд./ Пер. С англ. Под науч. ред. С.Г.Жильцова.- СПб.: Питер, 2007. - 480 с.
15. Крылова Г.Д., Соколова М.И. Маркетинг. Теория и 86 ситуаций: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010;
16. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учебное пособие для студентов вузов / Рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2007. – 1040с.
17. Курс экономической теории: учебник / Под общей редакцией Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – Киров: «АСА», 2007. – 848с.
18. Локоткова Ж. «Зеленый» маркетинг пришел в Россию // Маркетинг в России и за рубежом. – 2008. – № 9. – С. 21-23;
19. Мандрова Н. Исследования дороги, но бизнес еще дороже // Маркетинг в России и за рубежом. – 2011. – № 2. – С. 51-54;
20. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебник/ Под ред. проф. В.А. Алексунина.- 3-е изд., -М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009.- 716 с.
21. Маслова Т.Д., Божук С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинг.- СПб.: Питер, 2006.- 400 с.
22. Нагапетьянц Н.А., Прикладной маркетинг: Учеб. особие для вузов - М., 2000. 1. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг: Учебник для вузов 3-е изд./ Под общ. Ред. Г.Л.Багиева.- СПб.: Питер, 2009. - 736 с.
23. Нализько Т.В. Маркетинговая стратегия предприятий на продуктовом рынке. – С-Пб: Изд-во СПбГУЭФ, 2007;
24. Ноздрева Р.Б. Маркетинг: Учебник, практикум и учебно-методический комплекс по маркетингу. – М.: Юрист, 2000;
25. Одинец В.П., Тарасевич В.М., Цацулин А.Н., Ах- медова Т.А. Эластичность и ее использование в ценообразовании, анализе и прогнозировании спроса: Учебное пособие. - Л.: Изд-во ЛФЭИ, 1990. - 64 с.
26. Основы экономической теории. Политэкономия: учебник / Под ред. Д.Д. Москвина. – М.: Едиториал УРСС, 2008. – 528с.
27. Песоцкий А.А. Экономическое пространство с позиций теории жизненного цикла. – С-Пб: Изд-во СПбГУЭФ, 2008;
28. Портер Майкл. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов/ Майкл Портер; Пер. с анлг.- 3-е изд.-М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. - 453 с.
29. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Жизненный цикл товара (рус.). Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 495 с.
30. Рачек М.В. Основы выбора критериев формирования ключевых показателей деятельности предприятия. – С-Пб: Изд-во СПбГУЭФ, 2011;
31. Романов А. А., Басенко В. П., Жуков Б. М. Разработка и жизненный цикл товара // Маркетинг в структурно-логических схемах. — М.: «Академия Естествознания», 2009. — 698 с.
32. Сайт организации АТПП «Оша». – Режим доступа: http:// www.osha.ru.
33. Светунъков С.Г. Модели спроса и предложения в пространстве цена-объем-доход. - М.: ИД ФБК ПРЕСС, 2003.
34. Соловьев А.Н. Взаимосвязь маркетинговых исследований и результатов деятельности компании в современных условиях рынка. – С-Пб: Изд-во СПбГУЭФ, 2012;
35. Соловьев Б.А. Маркетинг.: Учебник – М.: М.: ИНФРА-М, 2007.- 383 с.
36. Трушникова И.О. Маслова Т.Д. Стратегическое планирование маркетинга: учебное пособие. – С-Пб: Изд-во СПбГУЭФ, 2010;
37. Фирсанова О.В. Стратегический маркетинг-менеджмент: учебное пособие. – С-Пб: Изд-во СПбГУЭФ, 2011;
38. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка. – М.: Финансы и статистика, 2000;
39. Чуровский С.Р. Применение финансовых критериев при оценке положения продукта на кривой жизненного цикла // Маркетинг в России и за рубежом. – 2011. – № 3. – С. 15-22.
40. Экономическая теория (политэкономия): учебник / Под общ. ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлёвой. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 640с.
41. Экономическая теория: учеб. пособие / под ред. А. Г. Грязновой, В. М. Соколинского. – 2-е изд. – М.: КНОРУС, 2009. – 464 с.
42. ACNielsen - глобальный маркетинговые исследования фирма - http://www.acnielsen.ru/
Приложение
Жизненный цикл продукта, ситуация компании, рыночная ситуация и структура сбыта
Ситуация компании и рыночная ситуация | Стадии жизненного цикла | ||||
Выпуск на рынок | Рост | Зрелость | Насыщение | Упадок | |
Объем продаж | Низкий | Растущий | Высокий | Постоянный | Убывающий |
Прибыли | Незначительные | Растущие | Растущие | Убывающие | Убывающие |
Денежный поток | Отрицательные | Средний | Высокий | Высокий | Средний |
Потребители | Новаторы | Массовый рынок | Массовый рынок | Массовый рынок | Опоздавшие |
Число конкурентов | Незначительное | Растущее | Высокое | Убывающее | Продолжающее убывать |
Стратегические цели, структуры сбыта | Расширение рынка | Понижение на рынке | Защита доли рынка | Защита доли рынка или ее контролируемое сокращение | Повышение эффективности |
Затраты на сбыт | Высокие | Высокие | Убывающие | Убывающие | Низкие |
Ключевые маркетинговые инструменты | Продукт/реклама | Распределение /реклама | Продукт /цена | Цена/реклама | Распределение /цена |
Продукт | Первоначальный вариант/дальней- шая доводка | Модернизированный | Дифференциация, поиск новых мест применения, расширение ассортимента | Улучшение за счет маргинальной дифференциации (упаковка, цвет и т.д.) | Рационализация, сокращение ассортимента продукта |
Цена | Высокая для «снятия сливок» или низкая для проникновения | Поддержание или снижение | Тенденция к снижению зависимости от дифференциации и конкуренции | Стабильная | Снижающаяся с целью дифференциации с новыми продуктами |
Распределение | Ограниченное | Интенсивное | Интенсивное | Интенсивной /выборочный отказ от торговых точек | Выборочное |
Цели коммуникации | Ознакомить потребителей с продуктом и сделать его принимаемым дистрибьюторами | Предпочтение торговой марке | Верность торговой марке | Верность торговой марке | Подчеркивание преимуществ продукта по надежности /цене |