Упражнение 1. На основании данных трех понятий постройте
правильный силлогизм, определите его фигуру и модус.
1 Логика; Иван; зачет.
2 Биатлон; зимний вид спорта; олимпийский вид спорта.
3 Студент; Иван; не опаздывать на пары.
Упражнение 2. Проверьте логическую состоятельность следующих
силлогизмов, определите его форму.
1 В зимние месяцы идет снег. В марте идет снег. Значит, март – зимний
месяц.
2 Все педагоги воспитывают кого-нибудь. Иван – не педагог. Значит, он
никого не воспитывает.
3 Все аудитории нуждаются в проветривании. Это помещение не является
аудиторией. Это помещение не нуждается в проветривании.
Упражнение 3. Определите посылки и заключение в следующих,
условно категорических умозаключениях, постройте схему вывода, определите
модус и проверьте правильность умозаключений по их форме.
1 Если дует попутный ветер, то лодка идет быстро. Попутного ветра не
было. Значит…
2 Если человек знает логику, то ему не составит труда выполнить это
упражнение. Этот студент не может выполнить это упражнение. Значит…
|
|
3 Если правило фигуры соблюдается, то вывод достоверный. В данном
случае правило фигуры соблюдается. Значит…
Упражнение 4. Используя условную посылку, постройте
умозаключение: а ) по утверждающему модусу, б ) по отрицательному модусу.
1 Если птицы появились над морем, близко земля.
2 Если не ухаживать за зубами, то возникнет кариес.
3 Если друзья соперничают, то они от этого выигрывают.
Упражнение 5. Восстановите пропущенную часть силлогизма.
1 Увидеть летучую мышь непросто, так как она – ночной зверек.
2 Иван не является сильным баскетболистом, потому что он не знает теорию
баскетбола.
3 У Ивана аллергия, поэтому ему запрещено сладкое.
ВАРИАНТ № 4