Итак, основанный на модели психотигюв принцип комплектации проектных групп относительно прост. Нужно, по возможности, обеспечить участие в проектной группе сотрудников с различными психотипами. Для,ного необходимо надежными и экономичными средствами диагности-| к)iщть психотипы потенциальных участи иков проекта.
Диагностировать психотип можно с помощью следующих процедур:
? самодиагностика психотипа;
? использование опросников (опросник Кейрси, MBTI);
? биографическое интервью;
? ситуационно-поведенческое тестирование.
Самодиагностика психотипа проводится в групповой форме. Потенциальным членам команды сообщают информацию о психотипах, в частности, предлагают выбрать в каждой паре одну из двух функций (Е—I, S N, Т—F, Р—J). Фактически эта процедура позволяет ввести объяснительную модель, с помощью которой участники в дальнейшем смогут помять и особенности друг друга. Участникам могут быть предложены небольшие задания, направленные на актуализацию необходимого опыта.
I 1апример, закрыть глаза и вспомнить комнату, в которой проходит сове
щание, а потом записать все, что приходило в голову. S-тип будет склонен
более адекватно описывать детали и обстановку («Восемь кожаных кре
сел расставлены у стола полукругом, на стене висит репродукция карти-
мы Рембрандта, настенные часы чуть смещены в сторону...»), в то время
как N-тип склонен к привнесению не заданной в явном виде информации
(«Это Г-образная переговорная в офисном здании») и более абстрактно
му описанию деталей.
Самодиагностика может являться исходной точкой исследования, i ю не должна быть завершающей процедурой. На следующем этапе участ-
I1 ики могут заполнить опросник, который попадет, таким образом, на бо
лее подготовленную почву. Консультанты в области командообразования
обычно используют один из двух опросников — Кейрси или MBTI. Оп
росники выявляют 16 психотипов Майерс—Бриггс / Кейрси, но могут
быть использованы и для диагностики четырех основных психотипов,
составляющих ядро концепции Д. У. Кейрси (NT, NF, SP, SJ).
Опросники построены по единому принципу — они включают ком-Пи нации из двух-трех высказываний, из которых респонденту нужно пыбрать наиболее предпочтительное. Опросник Кейрси в русском варианте состоит из 70 вопросов, MBTI — из 94. При этом в MBTI ответ 11 редполагает выбор не только из законченных предложений, но и из двух альтернативных слов (осторожный / доверчивый, изменяющийся / постоянный и т.д.). Оба опросника не имеют защиты от социальной жела-
тельности (шкалы лжи или других средств контроля ответов): человек отвечает так, как он считает нужным вести себя в данных обстоятельствах. Это затрудняет адекватное использование опросников в социально значимых ситуациях (например, при приеме человека на работу). Тем не менее, в процессе командообразования опросники очень удобно использовать на начальных этапах работы с проектной группой: они углубляют знакомство членов проектной группы с моделью, заполнение тестов занимает всего 20-25 минут, а обработку данных каждый может осуществить самостоятельно. В идеале хорошо иметь предварительно диагностированный с помощью опросника психотип и затем проверить, насколько он адекватен и чем могла быть вызвана трансформация, в ходе биографического интервью, уточняя исходные предположения.
Полуструктурированное биографическое интервью (приложение 3) служит более надежным, чем опросники-самоотчеты, диагностическим средством. Его целесообразно использовать в случае, если формируемая проектная группа будет работать с задачами высокой важности и требуется исключить возможные риски, связанные с человеческим фактором.
Интервью дает очень точные результаты, если оно организовано вокруг единой интерпретационной модели. Продолжительность процедуры составляет около 1,5-2 часов. Для ее проведения требуется обязательное участие консультанта по командообразованию или опытного психодиагноста.
Юнгианская модель утверждает, что психотип человека складывается в раннем детстве. Ранний опыт человека определяет главную и дополнительную психические функции. Именно поэтому в ходе диагностики так важно актуализировать воспоминания детства, обращая внимание не только на то, что человек говорит, но и на то, как он говорит, на чем делает акценты. Уделяет ли он внимание эмоциональным отношениям? Помнит ли свои мечты и разочарования, и в чем они заключаются? Вспоминает ли свои детские коллекции? Тоскует ли по периоду учебы и о чем именно (о времени интеллектуального поиска или о беззаботной студенческой жизни)?
Биографическое интервью позволяет определить, какой психотип был присущ человеку изначально и как он трансформировался в ходе жизненной истории. Выбранная профессия и сфера деятельности, а также тип профессиональной социализации и требования бизнес-культуры могут усиливать или ослаблять исходные особенности. Важно понять, чувствует ли человек себя комфортно в своем нынешнем состоянии или в течение жизни он был вынужден изменить своим душевным склонностям. Подобная информация способна помочь человеку разобраться с текущими конфликтами и жизненными приоритетами, поэтому интервью
может проходить в духе самоисследования. Безусловно, для этого необходимы доперительные отношения между интер-иыосром и респондентом, но интервью — хорошее средство установить и закрепить леи отношения.
При диагностике всегда выявляются индивиды как с относительно однозначными психотипами, так и с промежуточными психотипами, когда человек имеет некоторый выбор. Рисунок 5 иллюстрирует примеры взаимоотношения психических функций.
В случае а главная функция F задает бессознательную функцию Т. Если главную функцию сложно в ходе интервью установить, ее всегда можно реконструировать по «тени». Например, человек, у которого в «тени» Т, будет мгновенно отвергать логическое рассмотрение альтернатив, если они не устраивают его эмоционально. Человек, у которого в «тени» S, будет испытывать затруднения с запоминанием конкретных имен, фактов, ориентировкой в пространстве или другим построенным на ощущениях опыте. Противоречивые результаты диагностики складываются обычно из-за второй пары претендующих на дополнительную позицию функций. Эти функции (никогда в ходе биографии не являвшиеся главными) могут находиться в разном соотношении.
У этого человека функции S и N развиты относительно равномерно. Например, он склонен к идеализации, построению собственных концепций и размышлениям о будущем, в детстве тяготел к NF-типу. При этом в ходе биографии он последовательно выбирал сферы, усиливающие функцию S, — например, получил инженерное, затем маркетинговое образование, выбирал деятельность связанную с поставками, развивал свое и без того высокое внимание к обстановке и окружению. При этом развитая N-функция дает о себе знать в выборе книг, хобби и увлечениях. Фактически такой человек несколько раз в жизни будет иметь выбор между S и N и, как следствие, может склониться в сторону SP-или NF-типа. Он может долгое время жить как SP-тип, а в момент кризиса переметнуться в сторону NF, либо последовательно раскачивать свою жизнь от SP- к NF-периодам. Стоит обратить внимание, что он не будет иметь выбора с функцией Т, т.е. способ его мышления будет всегда определяться его эмоциональным отношением к объекту. Он может компенсировать или развивать Т-функцию, но она никогда не станет до конца сознательной, иначе
человек ослабит собственные адаптивные механизмы. Однако в случае с дополнительными функциями S и N он будет иметь некоторый выбор, отчего результаты такого индивидуума по опросникам будут нестабильны. Интервью же поможет не только разобраться в фактическом положении дел, но и обсудить с человеком то, в какой ситуации он сейчас находится и в какую сторону ему хотелось бы двигаться.
Другая схема (б) дает более однозначную картину. По сути, у такого человека две функции находятся в «тени»: S и F. Это выраженный NT-тип. Результаты опросника и биографического интервью для такого человека, вероятно, будут совпадать, и его судьба, скорее всего, будет складываться так, чтобы оказались востребованы его сильные NT-функции.
Обычно процедура биографического интервью строится следующим образом. Интервьюер начинает с довольно нейтральных вопросов, потом переходит к вопросам, вызывающим регрессию в детство, и последовательно проходит через ряд ключевых точек в биографии, которые вызывают эмоциональный отклик у респондента. Если на момент интервью уже присутствуют результаты опросника, самодиагностики или данные наблюдения, интервьюер постепенно проверяет гипотезы, задавая не все вопросы по схеме интервью, а именно те, которые дают хорошее различение ответов по уточняемой паре функций (например, F—Т или Р—J). Опытный интервьюер может констатировать вероятный психотип человека уже в процессе интервью и понять, является ли он акцентуированным или менее однозначен.
Интервью хорошо заканчивать предъявлением участнику типового портрета установленного психотипа и совместным его обсуждением. Участник вычеркивает из стандартных формулировок все, что считает нехарактерным и комментирует, что именно он вычеркнул. Консультант по командообразованию сохраняет использованный портрет вместе с пометками респондента и делает на нем собственные пометки, поскольку отвергаемые человеком характеристики могут быть в высшей степени информативны. Далее остается наметить путь самоисследования, поскольку опыт показывает, что после запуска процесса диагностики психотипов респонденту требуется некоторое время (иногда до месяца), чтобы окончательно утвердиться со своим типом. К этому моменту обычно уже происходят процессы командной сыгровки и участник понимает, как ему позиционировать себя в проектной группе, а также становится способен оценить и принять вклад других. Основы же для этого понимания устанавливаются в процессе исследования, запущенном при комплектации команды и индивидуальной диагностике.
Ситуационно-поведенческое тестирование — это краткая стандартизованная оценочная процедура, в которой по поведению человека в
проблемных ситуациях эксперты оценивают заданные качества. Здесь требуется организовать деятельность проектной группы таким образом, чтобы в ходе нее участники могли проявиться (в индивидуальной и груп-иоиой работе, а желательно также в межгрупповом взаимодействии), а ко! к'ультанты-наблюдатели — зафиксировать особенности восприятия и работы с информацией, принятия решений, способов самоорганизации и организации других.
Надежность ситуационно-поведенческих тестов считается высокой, гели оценки различных групп экспертов в достаточной степени подобны (и противном случае их корректируют). Методическое обеспечение тестирования включает описание тестовых процедур, описание поведенческих индикаторов для каждого из диагностируемых психотипов, бланки наблюдения, бланки оценок и руководство для наблюдателей. Важно отметить ключевое отличие этих процедур от биографического интервью. 11 реимущество биографического интервью состоит в возможности установить с участником эмоциональную связь и помочь разобраться в том, сеть ли у него в этой команде выбор и в чем он может заключаться.
В случае интервью консультанты имеют дело с интерпретирующей оценкой. Они реконструируют жизненный путь человека, понимают, к чему он был склонен в прошлом и на этом основании прогнозируют, к чему он будет иметь склонность в будущем. Такой подход хорош, если принять it качестве аксиомы, что человек развивается последовательно и поступательно.
В случае ситуационно-поведенческого тестирования поведение человека квалифицируется. При этом не пытаются узнать, почему человек стал SJ и насколько это «крепко», а констатируют, что он ведет себя как SJ, что он, как SJ, решает задачи, организует деятельность группы — например, демонстрирует устойчивость и верность нормам, правилам, субординации и принятым решениям. Если в момент оценки деятельность проектной группы имитируется адекватно, такая квалификация может быть в высшей степени информативна. Она не дает понимания истоков и причин, но может обладать очень высокой прогностической силой. Преимущество ситуационно-поведенческих тестов заключается в том, что они могут иметь самодостаточный развивающий эффект, проводятся обычно в групповой форме и могут быть встроены в процедуры командной сыгровки.
Итак, с помощью выбранных диагностических процедур можно уста-I к)вить психотипы потенциальных членов проектной команды. Психотип человека достаточно постоянен (с принятыми ранее оговорками насчет дополнительных психических функций), поэтому произведенная один раз диагностика сохраняет значение в будущем. Таким образом, имея некоторую психодиагностическую информацию о сотрудниках функцио-
нальных подразделении, можно комплектовать различные проектные группы, сохраняя гетерогенность состава их участников. Гетерогенный состав даст каждой новой проектной группе преимущества при работе с информацией, принятии решений, координации в ходе проекта и снизит риски, связанные с человеческим фактором.
Можно ли как-то иначе сформировать команды и какова будет специфика комплектации, если это уже не проектная команда, а постоянно действующая организационная субъединица, наделенная функциями самоуправления? На эти вопросы даст ответ следующая глава.
Вопросы для обсуждения
1. Каковы основные социально-психологические особенности деятель
ности проектных групп?
2. Может ли участие в проекте ослабить организационную привержен
ность, идентификацию со своим функциональным подразделением?
3. Какие из задач, связанных с управлением персоналом и коммуника
цией, вы считаете наиболее важными для руководителя проекта?
4. Чем проектная группа отличается от самоуправляемой команды?
5. Каковы основные противоречия внутри гомогенной / гетерогенной груп
пы?
6. Когда гомогенная группа может быть эффективной?
7. Определите с помощью опросника свой психотип. Каковы ваши глав
ная и дополнительная психические функции? Какая функция являет
ся бессознательной? Подумайте, мог ли ваш психотип измениться в
течение жизни?
8. Как проявился ваш психотип в вашей биографии (профессиональном
пути, жизненной истории)? Какие из присутствующих у вас привы
чек и пристрастий нехарактерны для вашего психотипа?
9. Как особенности вашего психотипа проявились бы при устройстве на
работу / выборе места работы?