Управление групповыми процессами

Вторая группа компетенций связана с необходимостью для лидера участвовать в организации групповых обсуждений проблем и в приня­тии совместных решений. Командный лидер должен уметь организовы­вать и проводить групповые совещания. Следовательно, ему необходимы навыки эмпатического (соучаствующего) и особенно рефлективного слу­шания. Поскольку высказывания лидера должны быть своевременны, ему важно уметь до поры до времени воздерживаться от пусть и содержатель­ных, но преждевременных суждений. И вместе с тем у него нет возможно­сти (как у других членов группы) просто хранить молчание — он обязан поддерживать групповой процесс.

Лидирование в команде имеет свою специфику. Руководить людьми в такого рода группе означает быть первым среди равных. Когда говорят, что команда — это то место, где существует распределенное лидерство, это не подразумевает, что все по очереди ведут сольную партию, как му­зыканты в диксиленде. Лидер в команде осуществляет лишь часть тех лидерских функций, которые в полном объеме выполняет руководитель иерархически структурированной организации. Командный лидер не обязан и не должен держать инициативу в своих руках от начала и до конца того или иного события. В то же время полная пассивность лишает его лидерского статуса. Если пустить групповой процесс на самотек, воз­никает риск получить хаос и дезорганизацию командной работы.

За командным лидером всегда остаются функции структурирования группового процесса. Его ролевой репертуар: роль супервайзера (надзи­рающего, следящего за соблюдением правил), роль модератора (преоб­разователя информации в более удобную форму), роль фасилитатора (поддерживающего обсуждение проблемы), роль генератора идей. Если лидер с самого начала четко заявит свою позицию по обсуждаемым в группе проблемам, он создаст себе трудности того рода, которые легче предупредить, чем разрешить. В случае, когда его авторитет непререкаем, сторона, которую он примет в дискуссии, выиграет, даже если эта пози­ция далека от оптимальной. В случае, когда его мнение не является не-


оспоримым, он может потерять авторитет — полностью или частично. Кроме того, всегда существует вероятность того, что другие члены группы 111 кууюжат лучшее решение проблемы, чем оно предварительно оформи-лосьу лидера. И, соответственно, появляется возможность присоединиться и нему или поучаствовать в развитии перспективной идеи.

Таким образом, единственное, что остается делать лидеру, — это на­поминать группе о принятых ею повестке дня и регламенте, а также при­менять технику активного слушания и модерации, что позволяет уча­ствовать в процессе обсуждения проблемы и одновременно находиться над ним.

С технической (методической) точки зрения это означает необходи­мость тренинга активного слушания с акцентом на отработку не столько навыка владения парафразом, сколько владения техникой эха (повторе­ния ключевых моментов высказываний других) и резюмирования. Мо-дерация содержания высказываний должна подкрепляться использова-п нем средств визуализации. Фиксация содержания фломастером на дос­ке или флип-чарте, помимо прочего, дает возможность притормозить ход дискуссии, прервать часто наблюдающийся и явно непродуктивный «сло-иссный пинг-понг». И вдобавок зафиксированная на бумажных носите­лях информация позволяет сохранить последовательность работы над проблемой и отслеживать весь процесс обсуждения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: