Вторая группа компетенций связана с необходимостью для лидера участвовать в организации групповых обсуждений проблем и в принятии совместных решений. Командный лидер должен уметь организовывать и проводить групповые совещания. Следовательно, ему необходимы навыки эмпатического (соучаствующего) и особенно рефлективного слушания. Поскольку высказывания лидера должны быть своевременны, ему важно уметь до поры до времени воздерживаться от пусть и содержательных, но преждевременных суждений. И вместе с тем у него нет возможности (как у других членов группы) просто хранить молчание — он обязан поддерживать групповой процесс.
Лидирование в команде имеет свою специфику. Руководить людьми в такого рода группе означает быть первым среди равных. Когда говорят, что команда — это то место, где существует распределенное лидерство, это не подразумевает, что все по очереди ведут сольную партию, как музыканты в диксиленде. Лидер в команде осуществляет лишь часть тех лидерских функций, которые в полном объеме выполняет руководитель иерархически структурированной организации. Командный лидер не обязан и не должен держать инициативу в своих руках от начала и до конца того или иного события. В то же время полная пассивность лишает его лидерского статуса. Если пустить групповой процесс на самотек, возникает риск получить хаос и дезорганизацию командной работы.
|
|
За командным лидером всегда остаются функции структурирования группового процесса. Его ролевой репертуар: роль супервайзера (надзирающего, следящего за соблюдением правил), роль модератора (преобразователя информации в более удобную форму), роль фасилитатора (поддерживающего обсуждение проблемы), роль генератора идей. Если лидер с самого начала четко заявит свою позицию по обсуждаемым в группе проблемам, он создаст себе трудности того рода, которые легче предупредить, чем разрешить. В случае, когда его авторитет непререкаем, сторона, которую он примет в дискуссии, выиграет, даже если эта позиция далека от оптимальной. В случае, когда его мнение не является не-
оспоримым, он может потерять авторитет — полностью или частично. Кроме того, всегда существует вероятность того, что другие члены группы 111 кууюжат лучшее решение проблемы, чем оно предварительно оформи-лосьу лидера. И, соответственно, появляется возможность присоединиться и нему или поучаствовать в развитии перспективной идеи.
Таким образом, единственное, что остается делать лидеру, — это напоминать группе о принятых ею повестке дня и регламенте, а также применять технику активного слушания и модерации, что позволяет участвовать в процессе обсуждения проблемы и одновременно находиться над ним.
|
|
С технической (методической) точки зрения это означает необходимость тренинга активного слушания с акцентом на отработку не столько навыка владения парафразом, сколько владения техникой эха (повторения ключевых моментов высказываний других) и резюмирования. Мо-дерация содержания высказываний должна подкрепляться использова-п нем средств визуализации. Фиксация содержания фломастером на доске или флип-чарте, помимо прочего, дает возможность притормозить ход дискуссии, прервать часто наблюдающийся и явно непродуктивный «сло-иссный пинг-понг». И вдобавок зафиксированная на бумажных носителях информация позволяет сохранить последовательность работы над проблемой и отслеживать весь процесс обсуждения.