Социогенетическая концепция

Введение

Молодость охватывает период жизни от окончания юности от 20-23 лет до примерно 30 лет, когда человек "более или менее утверждается во взрослой жизни" (А.В.Толстых). Верхняя граница молодости некоторыми авторами продлевается до 35 лет. Молодость - время создания семьи, время освоения выбранной профессии, определения отношения к общественной жизни и своей роли в ней. Молодость - пора оптимизма. Человек полон сил и энергии, жизнерадостен, коммуникабелен и полон желания осуществить свои цели и идеалы. В молодости наиболее доступны самые сложные виды профессиональной деятельности, наиболее полно и интенсивно происходит общение, наиболее легко устанавливаются и развиваются отношения дружбы и любви. Молодость считается самым оптимальным временем для самореализации.

Если в период 30-35 лет человек так и не смог самореолизоваться в жизни (отсутствие желаемой должности, личной жизни, детей и т.д.) то наступает переломный момент, который называется кризисом. Самым частым кризисом называют кризис среднего возраста. В данной работе я рассмотрела понятие о кризисе и понятие, о кризисе 30 лет.

Социогенетическая концепция

Социогенетическая концепция рассматривает развитие личности как результат прямых воздействий окружающей социальной среды, как слепок со среды. Если следовать социогенетической концепции, то остается необъясненным, почему в одной и той же социальной среде вырастают подчас столь разные люди. Социогенетический подход акцентирует внимание на социальных факторах развития, процессах социализации. Так, например, теория К. Левина связывает проблемы юношества с факторами окружающей среды, считая поведение человека функцией одновременно личности и ее среды.

Основное содержание социогенетического подхода наиболее ярко представлено в концепции Э. Эриксона. Данная концепция представляет собой стадии развития, определяющиеся той кризисной ситуацией, которая должна быть разрешена с целью дальнейшего беспрепятственного процесса развития. По его мнению, развитие личности обусловлено результатами преодоления кризиса, возникающего в узловых точках процесса развития. Ниже приведены и описаны стадии по возрастам.

Первая стадия - установление доверия ребенка к внешнему миру; наличие чувства доверия является основой формирования положительного самоощущения (период стадии от рождения до года).


Вторая стадия – задача дать ребенку почувствовать себя самостоятельным. Для этой стадии характерно противоречие между продолжающейся зависимостью ребенка и развивающейся у него автономией (период от 1 года до 3 лет).

Третья стадия - определяет разворачивание конфликта между инициативой и чувством вины. У ребенка в начале этой стадии появляются первые представления о том, каким человеком он может стать. В связи с этим он ставит перед собой определенные задачи и пытается их решить (возрастные границы от 3 до 6 лет).


Четвертая стадия - освоению действий, которые выполняют родители, но для того, чтобы получить физическую возможность выполнять их самому, он должен трудиться. На этом этапе у него складывается чувство трудолюбия и способность к самовыражению (период от 6-12 лет).


Пятая стадия -основа трудности этой стадии состоит в конфликте между формирующимся чувством идентичности и ролевой неопределенностью. Главная задача подросткового периода, на который приходится эта стадия,– поиск ответа на вопросы «Кто я?» и «Каков мой дальнейший путь?». Опасность, которой должен избежать подросток,– это размывание чувства «Я» (возрастные границы от 13 до 18 лет).


Шестая стадия - конфликт между близостью и изоляцией. При этом под близостью понимается не только и даже не столько сексуальная близость. Близость по Эриксону – это способность человека отдать часть себя другому человеку, не боясь потерять при этом собственную идентичность, то есть, не боясь потерять свое «Я», растворить его в «Я» другого человека (период ранней взрослости от 30-40 лет).


Седьмая стадия - развитие у себя целеустремленности, которая делает жизнь продуктивной. Это возможно при условии удачного разрешения предыдущих конфликтов. Целеустремленный человек способен бесконфликтно направлять свою энергию на решение социальных проблем, он может уделять больше внимания и оказывать помощь другим людям. Неудачи при разрешении предыдущих конфликтов могут приводить к излишней поглощенности самим собой, сосредоточению на непременном удовлетворении своих личных психологических потребностей, что, безусловно, ведет к регрессу в развитии личности.


Заключительный этап - осознание своей жизни по-новому. Человек испытывает удовлетворение, если, по его мнению, она была наполнена смыслом. Он принимает свою жизнь, полагая, что она была прожита не зря, что ему удалось полностью реализовать себя. Или наоборот, он отвергает ее, у него возникает чувство отчаяния оттого, что жизнь кажется ему чередой упущенных возможностей и напрасной траты сил.

В Таблице №1 обобщенный вид этапов развития. В ней представлены нормальные линии развития и аномальные. Аномальная линия развития приводит к кризису того или иного возраста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: