Им. Н. А. Римского-Корсакова» (техникум)
Методическое пособие
по
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНе
ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
ОД.02.01
Краткий курс лекций
преподаватель Солодкова Т.М.
2014 г.
ПОСОБИЕ, ЧАСТЬ 6.
ЛЕКЦИЯ № 1. Культура Средневековья........... 3
1. Общая характеристика культуры.............
2. Образование и наука........................
3. Мировосприятие. Литература. Театр.........
4. Живопись Средневековья...................
5. Архитектура...............................
6. Готическое искусство. Скульптура...........
ЛЕКЦИЯ № 3. Культура эпохи Возрождения.......6
1. Особенности культуры Возрождения.........
2. Наука, литература и общественная мысль.....
3. Живопись.................................
4. Крупнейшие живописцы Северного Возрождения.....
5. Архитектура и скульптура...................
ЛЕКЦИЯ № 3. Культура эпохи Нового времени.... 9
1. Особенности культуры Нового времени......
2. Наука и техника............................
3. Духовная жизнь человека...................
4. Литература. Общественная мысль. Музыка. Мода..
5. Живопись, архитектура и скульптура.........
|
|
ЛЕКЦИЯ № 4. Культура ХХ в....................11
1. Общая характеристика культуры.............
2. Образование и наука.......................
3. Музеи. Кино...............................
4. Живопись.................................
5. Архитектура...............................
6. Скульптура................................
Пособие по дисциплине История мировой культуры предназначено для студентов музыкального училища им. Н.А. Римского - Корсакова. Оно содержит
Краткий конспект лекций, соответствующий тематическому плану. Информация, приведенная в пособие, не является исчерпывающей, но позволяет структурировать знания при подготовке к тестированию и зачетам. Дополнительный материал имеется на сайте преподавателя http://imk-solo.ucoz.ru, и кабинете ИМК в электронной форме.
Студенты могут использовать при выборе тем для самостоятельных и творческих работ.
ЛЕКЦИЯ № 1. Культура Средневековья
Общая характеристика культуры
В IV столетии началось Великое переселение народов — вторжение племен из Северной Европы и Азии на территорию Римской империи. Западная Римская империя пала; другой ее части —Византии — предстояло просуществовать еще некоторое время. Наступило Средневековье — историческая эпоха, следующая за Древним миром и предшествующая Возрождению. Истоки средневековой культуры во многом берут начало в эпохе античности. Кроме христианства, Средневековье восприняло от античности некоторые художественные формы, а также ремесленные навыки.
Образование и наука
В VII—VIII вв. существовали школы при монастырях, где учителями были монахи, а учениками, которых было очень немного, — дети рыцарей. Здесь обучали богословию и «семи свободным искусствам», а также письму и счету. Позже образование было расширено (но не для всех, а только для знати) — изучали латынь, право, медицину, арабский язык. Из этих школ возникли университеты (от слова universum— «сообщество»):
|
|
1) в Болонье (Италия, 1088);
2) Кордове (Испания, IX);
3) Оксфорде (1209 г.);
4) Сорбонна в Париже (1215 г.);
5) Вене (1348 г.) и т. д.
Университеты пользовались внутренним самоуправлением (избирали ректора и т. д.). Обучались здесь широкие слои населения. Формы обучения — лекция (чтение специализированного текста и комментарий к нему) или диспут (открытый спор участников семинара), по окончании учебы выдавалась грамота. Существовали и учебники. Науку Cредневековья открыли богословы IV—V вв. — так называемые «отцы церкви»:
1) Августин Блаженный;
2) Амвросий;
3) философ Боэций;
4) историки Иордан и Беда Достопочтенный.
Центром «каролингского ренессанса» стала так называемая академия — ученый кружок при дворе Карла Великого, созданный в 794 г. по образцу античной школы. Лидером академии стал богослов и поэт Алкуин.
В XII—XIII вв. наука продолжает активно развиваться. Основой ее становится схоластика — учение, при котором действительность постигалась с помощью логики разума. При этом схоласты часто увлекались словесной формой, за которой плохо угадывалось содержание, т. е. писали и говорили тяжелым малопонятным языком.
Выдающимся ученым Средневековья был Фома Аквинский (1225—1247), преподаватель, автор 18 трудов по богословию и философии. Другим знаменитым ученым был Роджер Бэкон (1214—1294) — естествоиспытатель, преподаватель математики и философии.
Мировосприятие. Литература. Театр
Варвары поклонялись силам природы; огромную роль в их жизни играли магические обряды. С возникновением и развитием в Европе государств, стержнем жизни и мировосприятия человека становится христианская религия. Вся жизнь рассматривается
только как короткий отрезок, полный опасностей для человеческой души. Идеалом становится жизнь без излишеств и порочных радостей, искренняя вера в Бога, соблюдение ритуалов, а также такие качества натуры, как смирение, терпение, добродетель, вера, надежда и т. д. Неограниченную власть, — как духовную, так и материальную и политическую, — приобретают церковь и духовенство. Если трактаты раннего Средневековья не были обращены к конкретным слоям населения, то литература Средневековья была сословной. Исследователи выделяют:
1) крестьянскую;
2) городскую;
3) рыцарскую литературу.
Основные жанры:
1) романы;
2) стихи;
3) поэмы;
4) эпос (дворянский);
5) повести;
6) жизнеописания;
7) рассказы;
8) песни;
9) воспитательные сочинения и др.
Выдающиеся произведения:
1) эпос «Песнь о Роланде»;
2) «Песнь о нибелунгах»;
3) «Песнь о Сиде»;
4) роман «Тристан и Изольда»;
5) цикл романов о короле Артуре и рыцаре Ланселоте;
6) серия романов о Лисе Ренаре;
7) басни;
8) новеллы.
Резко увеличилось число увеселительных и образовательных мероприятий. Перед соборами выступали проповедники, проводили дискуссии профессора и студенты. Устраивались и театрализованные религиозные представления. Соборы строились городскими мастерами (а не монастырскими, как прежде). Сами горожане часто являлись заказчиками или создателями произведений искусства для украшения соборов.