СОДЕРЖАНИЕ
ВСТУПЛЕНИЕ.. 6
РАЗДЕЛ І ДОНЕЦКАЯ ОБЛАСТЬ И ЕЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
§ 1. Понятие «краеведение». Объект изучения краеведения. 8
§ 2. Географическое положение Донецкой области.. 13
§ 3. Положение области в пределах часовых поясов.. 19
§ 4. Изображение Донецкой области на географических картах. 24
§ 5. Использование топографии при изучении родного края.. 28
§ 6. История образования Донецкой области.. 33
§ 7. Исследование территории Донецкой области.. 39
РАЗДЕЛ ІІ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЙ И ПРИРОДНЫХ.. 47
РЕСУРСОВ.. 47
§ 8. Основные формы рельефа. 47
§ 9. Особенности тектонического и геологического строения.. 50
§ 10. Полезные ископаемые. 55
§11. Развитие форм рельефа. 62
§ 12. Основные климатообразующие факторы... 67
§ 13. Характеристика климата Донецкой области.. 72
§ 14. Сезонные изменения погоды... 78
§ 15. Неблагоприятные погодные явления.. 84
§ 16. Изменение климата. Климатические ресурсы... 89
§ 17. Внутренние воды. Реки Донецкой области.. 96
§ 18. Озера. Водохранилища. Каналы. Болота. 102
§ 19. Подземные воды... 107
§ 20. Водные ресурсы... 113
§ 21. Почва. Формирование почвы... 119
§ 22. Типы почв Донецкой области.. 124
§ 23. Земельные ресурсы... 128
§ 24. Растительный мир Донецкой области.. 136
§ 25. Животный мир Донецкой области.. 141
§ 26. Биологические ресурсы. Красная книга. 145
РАЗДЕЛ ІІІ ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ.. 153
§ 27 Природные комплексы Донецкой области.. 153
§ 28. Физико-географическое районирование Донецкой области.. 158
§ 29. Степная природная зона. 163
§ 30. Азовское море. 167
§31. Современные ландшафты... 173
РАЗДЕЛ ІV ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ.... 181
§ 32 Геоэкологическая ситуация в Донецкой области.. 181
§ 33. Охрана природы... 188
§ 34. Природоохранные объекты... 198
ВСТУПЛЕНИЕ
3 xOIdfe8wytlXuuxxlHLX6ntjHrXDhmWhxo42NRWn3dlZeB1xXD8kz8P2dNxcvvbzt89tQtbe3kzr J1CRpvgXhh98QYdcmA7+zGVQrQV5JP6qeMvFYg7qICFjQOeZ/g+ffwMAAP//AwBQSwECLQAUAAYA CAAAACEAtoM4kv4AAADhAQAAEwAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAW0NvbnRlbnRfVHlwZXNdLnhtbFBL AQItABQABgAIAAAAIQA4/SH/1gAAAJQBAAALAAAAAAAAAAAAAAAAAC8BAABfcmVscy8ucmVsc1BL AQItABQABgAIAAAAIQAD+B3lXgIAAMwFAAAOAAAAAAAAAAAAAAAAAC4CAABkcnMvZTJvRG9jLnht bFBLAQItABQABgAIAAAAIQCK0DEY2wAAAAQBAAAPAAAAAAAAAAAAAAAAALgEAABkcnMvZG93bnJl di54bWxQSwUGAAAAAAQABADzAAAAwAUAAAAA ">
«С любви к родному краю, к матери-земле, начинается человек»
М. Стельмах Донецкий край – наша Родина, родная земля. Здесь жили наши предки. Они защищали ее от врагов, чтобы передать нам. Здесь мы родились и сделали свои первые шаги. Эта земля кормит нас и согревает. Сюда мы возвращаемся из путешествий по другим странам и областям.
Донецкий край… Для кого-то это родной дом, теплый майский ветерок, буйные травы степи и беззаботное детство. Для кого-то – лучи яркого солнца, режущего глаза после мрака забоя угольной шахты, а для кого-то – городской пейзаж с терриконами и заводскими трубами. Есть в нашем крае и множество живописных мест, где можно отдохнуть от городской суеты, побыть наедине с природой.
Нам выпало счастье жить на этой земле, любоваться ее красотой, пользоваться ее дарами. И в наших силах сделать ее еще прекраснее, сохранить ее для своих детей и внуков.
Чтобы стать настоящим хозяином родной земли, нужно научиться понимать ее, узнать законы, обеспечивающие ее гармонию, и никогда не нарушать их. И поможет нам в этом наука о родной земле – география родного края, или краеведение.
Курс географии родного края состоит из таких разделов: «Донецкая область и ее географические исследователи», «Общая характеристика природных условий и природных ресурсов», «Физико-географическое районирование», «Взаимодействие человека и природы». Эти разделы расскажут о прошлом и настоящем края, его географическом положении и природных условиях, ресурсах и влиянии человека на них.
Чтобы эффективно работать с учебником, необходимо знать последовательность изложения материала. Каждая тема включает в себя такие части:
1. Основной материал.
2. Материал для повторения и запоминания – «Предлагаем повторить».
3. Вопросы и задания – «Проверьте свои достижения».
4. Дополнительный материал – «Географический блокнот».
Советуем вам внимательно прочитать основной текст параграфа и выписать в тетрадь новые понятия. Все географические названия отыщите на карте, в учебнике или атласе. Внимательно рассмотрите рисунки и схемы. С помощью рубрики «Предлагаем повторить» постарайтесь запомнить главное. Ответив на вопросы и выполнив задания, вы можете проверить свои учебные достижения. Если какой-то вопрос вызывает затруднения, еще раз вернитесь к тексту параграфа и отыщите там ответ. Много интересных фактов содержит рубрика «Географический блокнот». С его помощью вы можете расширить свой кругозор и удивить друзей и родных своими познаниями. В конце каждой темы предлагаются вопросы тестового контроля. Работа над итоговыми вопросами даст возможность еще раз повторить и закрепить пройденный материал.
Успехов в учебе и в жизни!