Перед строителями и ученными поставлена задача максимального повышения эффективности и качества строительного производства. Важное значение в решении поставленной задачи имеет совершенствование организации и управления производством.
Практика работы строителей показывает, что эффективность производства в значительной мере определяется принятием своевременных и качественных управленческих решений.
Целью настоящей работы является разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления производством работ и формированием структуры управления, отвечающей требованиям современного технического уровня, новой системы планирования и экономического стимулирования строительства, широкого внедрения поточного ведения специализированных работ с ориентацией на конечный результат.
Достижение поставленной цели предполагается осуществить, положив в основу следующие принципы:
- изучение проблемы управления строительством базируется на элементах системного анализа;
- управление строительным производством рассматривается как процесс, осуществляемый непрерывно и равномерно, так что в любой момент времени имеется организационно - технологическое решение по выполнению заданных объемов работ;
- содержание управления определяется исходя из необходимости выполнения комплекса взаимоувязанных организационно - технических, финансово - экономических мероприятий для обеспечения заданной программы строительства с максимальной эффективностью;
- организационная структура управленческой системы обеспечивает непрерывный контроль за выполнением процессов строительства в полном объеме, в установленные сроки и с надлежащим качеством;
- полученные результаты представляются в форме, позволяющей использовать их при внедрении автоматизированной подсистемы строительного производства.
На основании вышеперечисленных принципов могут быть сформулированы следующие основные укрупненные задачи:
1. Разработка методологических основ организации управления строительного производства как системы, функционирующей в условиях определенных ограничений.
2. Выбор организационной структуры служб, обеспечивающих подготовку производства с учетом возможных изменений условий производства, возникающих в процессе строительства.
3. Оптимизация и контроль потоков информации при формировании документов по подготовке производства.
4. Разработка системы показателей для оценки уровня организации управления производством и стимулирования его повышения.
5. Исследование и разработка принципов надежности управления производства.
6. Технико-экономическая оценка эффективности управления строительным производством.
В условиях рыночных отношений, резкого возрастания зависимости результатов деятельности строительной организации от внешних факторов и появления множества элементов риска роль традиционного управления производством, являющимся документальным выражением административных методов руководства, падает.
Поэтому для постановки и решения проблемы управления строительным производством предлагается использовать следующие концептуально-методологические положения:
- вероятностно – статистическая методология комплексного исследования проектирования систем, что в отличие от применяемого детерминистического подхода позволяет конструировать модели, более адекватные изучаемым явлениям, а также исследовать надежность принимаемых решений;
- теория математического моделирования сложных систем и, в частности, имитационно-ситуационное моделирование, позволяющее имитировать на ЭВМ реальные ситуации возведения строительных объектов и выбор на этой основе оптимального варианта решения;
- теория экспертных оценок, позволяющая с наименьшими затратами труда и времени исполнителей устанавливать наиболее приемлемые параметры исследуемых процессов и объектов;
- теория функциональных систем, предполагающая заданный результат как главный системообразующий фактор и позволяющий формировать функциональные системы из взаимодействующих элементов, ориентированных на достижение заданного результата;
- теория производственных отношений, позволяющая проектировать структуру предприятий с учетом стимулирования сотрудников к выработке оптимальных решений.
Создание и совершенствование системы управления должно основываться на следующих основных принципах: комплексность, мобильность и системный подход. Кроме того, в условиях широкого внедрения автоматизированных систем управления необходимо учитывать модульно - блочный принцип построения единой комплексной математической модели управления строительством (ЕКММУС) и диалоговый режим функционирования модели.
Только сочетание этих принципов обеспечит значительное снижение трудоемкости на проектирование системы управления и повысит оперативность и качество самого управления.
Организационная структура любого строительного подразделения должна рассматриваться не изолированно, а в среде. При этом может быть чисто функциональная, чисто целевая или матричная организация. Уровень организации не следует отождествлять со степенью одаренности и компетентности руководителей. Для рационального подбора и расстановки кадров весь проект разделяется на задачи и подзадачи так, чтобы он представлял набор рациональных, взаимоувязанных и выделенных элементов работ.
Критерии для характеристики выходных результатов подбираются из условий количественной и качественной характеристики степени достижения конечных целей организации.
Системный подход позволит установить границы работы каждого сотрудника с учетом связи между людьми (кто с кем работает).
Сущность модульно-блочного принципа заключается в том, что моделирование процессов и функций в системе управления проводится с выделением в любой из ее ступеней и звеньев типовых процедур обработки информации, для которых описываются рациональные математические методы оптимизации, и все это представляется в виде типового блока, который называется типовым модулем.
Использование модульно-блочного принципа позволяет отказаться от разработки сотен задач, а ограничиться десятками типовых модулей, из которых формируется та или иная частная ЕКММУС,
Для реализации каких-либо моделей выбирают только те модули, которые необходимы в данном конкретном случае с учетом степени детализации и корректировки. Это осуществляется на основе диалога человек – ЭВМ.
В качестве типовых могут быть приняты модули:
- учета наличия и динамики состояния материально-технических ресурсов, машин и оборудования;
- расчета потребности в материально-технических ресурсах, машинах, оборудовании по принятым нормам;
- распределения ресурсов по принятым критериям (время, стоимость или комплексному);
- контроля хода выполнения работ (строительства) и поставки ресурсов;
- оценки выполнения планов;
- ввода и контроля информации;
- формирования выходных данных и документов.
Состав и количество типовых модулей, применяемых в строительстве, возможные варианты сокращения видов деятельности, взаимоотношения полномочий, о проектирование рациональной структуры управления производится производятся на основе разработки линейных карт распределения ответственности (ЛКРО).
Карты ЛКРО – это форма графического построения организационной информации с учетом свойственным ей ограничениям и недостаткам. С помощью ЛКРО выявляют функциональные разрывы в выполняемой работе и взаимосвязи между функциями и должностными обязанностями.
Однако ЛКРО не показывают действия и взаимодействия сотрудников в процессе решения задач. Вместе с тем взаимосвязи и взаимодействия между людьми, участвующими в выполнении определенной задачи, можно установить, используя ЛКРО в системном подходе. Задача создания схем подсистемы управления на основе ЛКРО решается в три этапа:
1. Определение расположения и формы входов («должностные посты»).
2. Установление расположения выходов («трудовые задачи» и «виды деятельности»).
3. Описание и определение символов элементов матрицы (отношение «трудовая задача» - «должностной пост»).
Результатом решения этой задачи является систематизированная в форме ЛКРО модель подсистемы управления, которая сообщает следующие характеристики и информацию о подразделении организации:
- информация о соподчиненности должностей;
- задачи и виды деятельности в подсистеме труда, расположенные в соответствии с некоторым планом хода функциональной деятельности;
- точки контактов в отношении «трудовая задача – должность» между сотрудниками, которые воздействуют на подсистему труда, т.е. на сотрудника, должность которого предусматривает фактическое выполнение работ и другими лицами, имеющими отношение к данной трудовой задаче;
- как система управлений взаимодействует с системой труда.
В целом вся модель дает перспективную картину того, как статистическая формальная организация в комбинации с пассивной подсистемой организации труда дает динамически функционируемое целое, которое поддерживает постоянное равновесие со средой путем преобразования входов в выходы, соответствующие постоянно изменяющимся целям и задачам организации.