К основным типичным субъективным ошибкам оценивания в школе и вузе относятся:
• великодушие, снисходительность. Проявляется в завы-
ении отметок. Крайней формой великодушия в оценках обучаемых явилась процентомания, искореняемая теперь в школах;
перенос симпатии или антипатии с ученика на оценку отметку); оценка по настроению; отсутствие твердых критериев (за слабые ответы пре-одаватель может ставить высокие отметки или наоборот); центральная тенденция (проявляется в стремлении избе-ать крайних отметок, например не ставить двоек и пятерок); неустойчивость системы (преподаватель или долго не прашивает, или весь урок ведет опрос); близость оценки той, которая была выставлена ранее например, на предыдущих экзаменах другими преподава-елями или учителю трудно сразу после двойки поставить
терку);
• ошибки ореола (проявляются в тенденции преподава-
еля оценивать только положительно или отрицательно тех
учащихся, к которым он относится соответственно либо положительно, либо отрицательно);
перенос оценки за поведение на оценку по учебному предмету;
завышение или занижение отметок; и др.
Однако за каждым намеренным завышением и занижением оценки может стоять разный смысл. Например, выставление положительной оценки слабому ученику может восприниматься как фактор психологической поддержки его в учебных продвижениях. Поэтому не все субъективные оценочные суждения следует рассматривать как ошибки.
Тема 11. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ