Предложения по устранению недостатков в бухгалтерском учете
Проанализировав финансово-хозяйственное состояние ООО «Эксперт», мы увидели, что предприятие занимается двумя разными видами деятельности: 1) оказание услуг в сфере экспертизы проектной документации; 2) оказание услуг комиссионера по приобретению и доставке взрывчатых материалов.
В процессе ознакомления с бухгалтерскими и финансовыми документами мною были обнаружены некоторые негативные аспекты, влияющие на деловую репутацию предприятия, а именно:
- при оформлении первичных документов для комитентов не соблюдается статья 999 Гражданского Кодекса РФ о предоставлении отчета комиссионера, что может повлечь признания договора комиссии договором реализации взрывчатых материалов и возместить в бюджет налог на добавленную стоимость со всей суммы договора, а не с комиссионного вознаграждения;
- при формировании расходов комитентов и определении вознаграждения комиссионера в расчет не включаются суммы произведенных затрат без налога на добавленную стоимость, которые списываются на счет 26 «Общехозяйственные расходы», что противоречит ПБУ 10/99 «Расходы организации» и статье 990 Гражданского кодекса.
|
|
Для решения этих недочетов предлагаю следующее.
Разработать самостоятельно и утвердить общую форму «Отчета комиссионера» для всех комитентов, т.к. приобретение продукции и ее доставка происходит для сразу для всех комитентов (например 23 комитентов). Отчет комиссионера включает в себя:
1. «Реестр принятых счетов-фактур подтверждающих доставку взрывчатых материалов для комитентов»;
2. «Расчет себестоимости единицы продукции»;
3. «Справка-расчет» доходов и расходов при передачи ВМ комитентам и полученному вознаграждению.
«Реестр, принятых счетов фактур подтверждающих доставку ВМ для комитентов» включает в себя графу с перечнем поставщиков продукции и предприятий, оказавших услуги по доставке, погрузке, сопровождению грузов, а так же авансовые отчеты. Вторая графа содержит номер полученных счета-фактуры, третья - сумму по этим фактурам, четвертая – сумму без НДС счет-фактур с налогом на добавленную стоимость, пятая – сумму без НДС, счет-фактур без налога на добавленную стоимость, шестая графа – сумму НДС и седьмая графа краткое описание содержащихся в счете-фактуре услуг и продукции. Такой реестр должен выглядеть в виде следующей таблицы (таблица 3.1)
Таблица 3.1
«Реестр принятых счетов-фактур подтверждающих доставку взрывчатых материалов для комитентов»
Поставщик | № сч-ф | Всего, руб. | Сч/ф без НДС, руб. | Общая сумма сч/ф без учета НДС, руб. | НДС, руб. | Наименование товаров (работ, услуг) | |
Контрагент 1 | 18737041,28 | 15878848,54 | 2858192,74 | СВ | |||
1103038,92 | 934778,75 | 168260,17 | Транспорт | ||||
19328193,97 | 16379825,40 | 2948368,57 | ВВ | ||||
1219071,81 | 1033111,70 | 185960,11 | Транспорт | ||||
Контрагент 2 | 526584,67 | 446258,19 | 80326,48 | хранение, разг, погруз | |||
4948,37 | 4193,53 | 754,84 | пленка п/э, рукав | ||||
2/166 | 335564,27 | 284376,50 | 51187,77 | ремонт контейнеров | |||
Контрагент 3 | 27-П | 2203389,83 | 396610,17 | Перевалка ВМ | |||
Контрагент 4 | 600,00 | 13388,14 | 2301,86 | А/б до Охотска | |||
Контрагент 5 | 44209,97 | 37466,08 | 6743,89 | Услуги крана | |||
Контрагент 6 | 3239745,76 | 583154,24 | фрахт за т/х "Тюмень" | ||||
Контрагент 7 | 1102579,14 | 934389,10 | 168190,04 | Погрузка на т/х | |||
Контрагент 8 | 573972,00 | 573972,00 | Грузовые перевозки ВМ | ||||
Контрагент 9 | 17295,17 | 14656,92 | 2638,25 | Доставка ВП и соединителей | |||
Контрагент 10 | 239136,78 | 202658,29 | 36478,49 | выгрузка контейнеров в порту | |||
Контрагент 11 | 238677,97 | 42962,03 | Доставка контейнеров для отправки | ||||
Контрагент12 | 4988,21 | 4227,30 | 760,91 | Хранение порожн.конт-ов | |||
23100,00 | 277591,53 | 45808,47 | Морская, ж/д доставка конт-ов | ||||
Контрагент 13 | 424/17 | 62831,46 | 53247,00 | 9584,46 | Предоставление спецпирса | ||
Контрагент 14 | 141030,51 | 25385,49 | Транспортное сопровожд. | ||||
Контрагент 15 | 390969,9 | 331330,42 | 59639,48 | Доставка контейнеров | |||
2274/1 | 25740,00 | 25740,00 | Организация отправки | ||||
1717,25 | 1455,30 | 261,95 | Хранение контейнеров | ||||
Контрагент 14 | 215638,93 | 192038,93 | 212038,93 | 3600,00 | Разные сборы | ||
Контрагент 14 | 2471,49 | 2094,48 | 377,01 |
Продолжение таблицы
|
|
Поставщик | № сч-ф | Всего, руб. | Сч/ф без НДС, руб. | Общая сумма сч/ф без учета НДС, руб. | НДС, руб. | Наименование товаров (работ, услуг) | |
Контрагент 18 | 72536,02 | 61471,20 | 11064,82 | Сопровождение автоколон | |||
Контрагент 19 | 97742,9 | 82832,97 | 14909,93 | Охрана | |||
Авансовый отчет | 89487,7 | 75837,03 | 13650,67 | Погрузка, затарка | |||
Итого | 51405806,21 | 815450,93 | 43688633,38 | 7717172,84 |
По данным этой таблице видно, на какие цели были потрачены денежные средства комитента для приобретения и доставки взрывчатых материалов и какие счета-фактуры с налогом на добавленную стоимость и какие без. Комитенту это необходимо для правильного возмещения налога на добавленную стоимость из бюджета.
Следующим документом будет таблица расчета себестоимости приобретенной и доставленной продукции для комитента. В ней рассчитаны затраты по транспортировке, перевалке железнодорожным транспортом и морским, погрузке на теплоход и т.д., т.е. все затраты по таблице 3.1 с Контрагента 2 по Контрагенту 19 и авансовому отчету в процентном соотношении на единицу продукции. Хочется обратить внимание, что расчет производится без учета НДС, т.к. в нем участвуют как счета-фактуры с НДС и без НДС.
По графе 9 таблицы 3.2 видно, что полная себестоимость продукции соответствует сумме отраженной в графе 5 таблицы 3.1. Из этого можно сделать вывод, что расчет себестоимости единицы продукции произведен, верно.
И заключительным расчетом в отчете комиссионера будет «Справка-расчет», в которой отражаются суммы затрат на приобретение и доставку продукции, суммы отгруженной продукции по фактической себестоимости, суммы отгруженной продукции по цене реализации, т.е. договорной цене, отраженной в счете-фактуре и сумма вознаграждения комиссионера. Этот расчет так же представлен в виде таблицы 3.3.
Таблица 3.3
«Справка-расчет» доходов и расходов при передачи ВМ комитентам и полученному вознаграждению
С П Р А В К А - Р А С Ч Е Т | |||||
Вознаграждения комиссионера | |||||
Период | По цене реализации, руб., без НДС | По фактической себестоимости, руб., без НДС | Выручка без НДС, руб. | % доходности | |
Отгружено | 62 199 789,75 | 42 603 683,22 | |||
Оплачено | 62 199 789,75 | 42 603 683,22 | 19 596 106,53 | 31,51 | |
НДС к уплате с вознаграждения, руб. | 3 527 299,18 | ||||
Расчет НДС для возмещения комитентом из бюджета и расчет вознаграждения комиссионера | |||||
Показатель | Сумма с НДС, руб. | Сумма без НДС, руб. | Сумма НДС, руб. | ||
Приобретены ВМ для комитентов, руб., в т.ч. | А | 51 405 806,21 | 43 688 633,36 | 7 717 172,84 | |
- сумма сч/ф без учета НДС | А1 | 42 873 182,43 | |||
- сч/ф без НДС | А2 | 815 450,93 | |||
Отгружено по фактической себестоимости, руб. в т.ч. | Б | 50 126 487,69 | 42 603 683,22 | 7 522 804,47 | |
- сумма сч/ф без учета НДС | Б1 | 41 793 358,19 | |||
- сч/ф без НДС | Б2 | 810 325,03 | |||
Отгружено по цене реализации | В | 73 395 751,91 | 62 199 789,75 | 11 195 962,16 | |
Вознаграждение | Г | 23 123 405,71 | 19 596 106,53 | 3 527 299,18 |
Теперь на основании этого отчета комиссионера не составит труда определить, сколько потрачено каждым комитентом на приобретение и доставку продукцию и комиссионного вознаграждения.
|
|
Имея правильный расчет затрат можно сверить с данными расчета действующего в ООО «Эксперт», мы сразу увидим разницу как в сумме вознаграждения так в налоге на добавленную стоимость с рассчитанного вознаграждения.
Таблица 3.4
Реестр принятых документов подтверждающий доставку взрывчатых материалов для комитентов
Поставщик | № сч-ф | Всего (рублей) | Наименование товаров (работ, услуг) |
Сибвзрывкомплект | 18 737 041,28 | СВ | |
1 103 038,92 | Транспорт | ||
19 328 193,97 | ВВ | ||
1 219 071,81 | Транспорт | ||
ДВПО Восход | 526 584,67 | хранение, разгрузка, погрузка | |
4 948,37 | пленка п/э, рукав | ||
2/166 | 335 564,27 | ремонт контейнеров | |
Амур | 27-П | 2 600 000,00 | Перевалка ВМ |
Беркут | 15 690,00 | А/б до г.Охотск | |
ДСК | 44 209,97 | Услуги крана | |
Инжсервис | 3 822 900,00 | фрахт за т/х "Тюмень" | |
Комс-на-Ам речной порт | 1 102 579,14 | Погрузка на т/х | |
Магадантрансагенство | 17 295,17 | Доставка ВП и соединителей | |
Магаданский порт | 239 136,78 | выгрузка контейнеров в порту | |
Мегатрансавто | 281 640,00 | Доставка контейнеров для отправки | |
Неском | 4 988,21 | Хранение порожних контейнеров | |
300 300,00 | Морская, ж/д доставка контейнеров | ||
Росмопорт | 424/17 | 62 831,46 | Предоставление спецпирса |
Cтарлет | 166 416,00 | Транспортное сопровождение | |
Трансэкспедиция | 390 969,90 | Доставка контейнеров | |
1 717,25 | Хранение контейнеров | ||
Трансфес-Магадан | 23 600,00 | Разные сборы | |
2 471,49 | |||
УВД | 72 536,02 | Сопровождение автоколонн | |
Форт М | 97 742,90 | Охрана | |
Авансовый | 89 487,70 | Погрузка, затарка | |
Итого | 50 590 955,28 |
Сравнив сумму произведенных затрат на доставку продукции для комитентов с таблицей 3.1, видно, что разница составляет 815 450,93 рублей. Получается, что предприятие не может включить эту сумму произведенных расходов в уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль предприятия, а должно списать ее за счет собственных средств. Но ООО «Эксперт» нарушает ПБУ 10/99 «Расходы организации» и учитывает эти расходы при формировании налогооблагаемой прибыли.
|
|
Теперь сравним сумму по расчету вознаграждения комиссионера, которая получится исходя из расчета затрат отраженных в таблице 3.4 и таблицы 3.5.
Таблица 3.5
С П Р А В К А - Р А С Ч Е Т | ||||||||
Вознаграждения комиссионера | ||||||||
Период | По цене реализации | По фактической себестоимости | Выручка | % доходности | ||||
Отгружено | 76 893 415,60 | 50 590 956,39 | ||||||
Оплачено | 76 893 415,60 | 50 590 956,39 | 26 302 459,21 | 34,21 | ||||
НДС к уплате с вознаграждения, руб. | 4 012 239,54 | |||||||
Разница составляет 3 179 053,56 ру6лей по сумме выручки и 484 940,36 рублей – по сумме НДС. Получается, что ООО «Эксперт» платит в бюджет по налогу на добавленную стоимость большие суммы, чем необходимо.
Но, неверный расчет НДС затрагивает и комитентов, т.к. им из бюджета возмещаются большие суммы, чем положено по правильному расчету.