Основное содержание работы

Анализ психологического кризиса Л.С. Выготским

(по работе «Исторический смысл психологического кризиса»)

Введение

Данная работа входит в собрание сочинений Л.С. Выготского. Это методологическое исследование включает в себя совокупность его идей, описывающих методологию психологического познания.

Общий смысл работы: описание и анализ кризисной ситуации, которая сложилась в психологии в начале ХХ века. Борьба теоретических мнений, новые факты, полученные в период интенсивного развития исследований в первые 50 лет существования психологии как самостоятельной науки, выявляли несостоятельность психологической теории и, прежде всего, недостаточность ее основания – субъективно-идеалистического представления о психике. Кризис центрировался вокруг проблемы сознания и явился итогом развития психологии как науки о сознании.

В этой работе автор рассматривает причины имеющейся критической ситуации, сравнивает мнения авторов по этому поводу, пытается найти пути разрешения кризиса.

Работа включается в себя 16 разделов, которые можно разделить на 2 части:

1) описание обстановки в психологии, ее основных методологических проблем (проблема общей психологии и общего объяснительного принципа, отличие общей психологии от специальной, проблема метода и языка психологии и т.д.) и взгляды различных ученых и практиков на них;

2) смысл кризиса в психологии, причины его возникновения, тенденции развития науки.

Основное содержание работы

Как Л.С. Выготский ставит проблему кризиса?

Что стоит за понятием «общая психология»?

В начале 10-х гг ХХ века психология вступила в период открытого кризиса, который продолжался до середины 30-х гг. Этот кризис являлся показателем роста науки, развитие которой привело к необходимости смены прежних представлений новыми знаниями.

По мнению Выготского, движущей силой кризиса явилось развитие прикладной психологии, которое привело к перестройке всей методологии науки в естественнонаучном ключе. Кризис зародился не просто при столкновении новых фактов со старой структурой знаний, а при назревании порождаемой и стимулируемой практикой потребности в переходе от частных теоретических схем к более общим.

На данный момент в отдельных психологических дисциплинах накопился существенный фактический материал. В каждой дисциплине он систематизирован определенным образом, сформулированы основные положения и законы. Многие психологи-практики говорят о необходимости создания общей психологии, которая стала бы единым фундаментом для отдельных дисциплин в психологии.

Таким образом, методологический кризис ведет эту науку к тому, чтобы создать условия для рождения общей науки. Можно сказать, что методологический кризис способствует переосмыслению и упорядочиванию накопленного психологического материала.

Л.С. Выготский говорит о том, что «созрела потребность в общей психологии, а отчасти наметились границы и приблизительное содержание этого понятия». Что же автор понимал под «общей психологией»? В понимании общей психологии значимым моментом является ее разграничение с теоретической психологией. Здесь автор ссылается на Л. Бинсвагера (швейцарский психиатр и основоположник экзистенциальной психологии): «Общая психология, следовательно, определяется как критическое осмысление основных понятий психологии, кратко – как «критика психологии». Она есть ветвь общей методологии, т.е. той части логики, которая имеет задачей изучать различные применения логических форм и норм в отдельных науках в соответствии с формальной и вещественной действительной природой их предмета, их способа познания, их проблемы». Главной задачей общей психологии автор выделяет создание теорий. типо классический подход себя исчерпал, кризис подразумевает переход на новую ступень. А для теоретической психологии он отводит место в объекте или предмете общей психологии.

Общая психология возникнет, если будут согласованы накопленные данные, сведены в систему законы, определены основные методы и понятия, и заложены фундаментальные принципы. В самой психологии уже осознается идея общей науки, но ее пока не существует; («… психология беременна общей дисциплиной, но еще не родила ее»).

Как Л.С. Выготский представляет закономерности развития и смены идей (течений) в психологической науке?

В процессе своего развития в психологии возникали и сменяли друг друга различные идеи: «всякое… открытие в какой-либо области, выходящее за пределы этой частной сферы, обладает тенденцией превратиться в объяснительный принцип всех психологических явлений и вывести психологию за ее собственные пределы в более широкие сферы знания».

Автор размышляет о судьбе объяснительных идей в психологии и выделяет несколько этапов, через которые проходит любая объяснительная идея в своем развитии:

a) фактическое открытие (перестраивает обычное представление обо всей области явлений, выходит за пределы данной частной группы явлений, где оно наблюдалось и где было сформулировано);

b) распространение влияния идей в соседние области (растягивание идей, изменение самой идеи или ее применения, появление отвлеченной формулировки);

c) абстрактно формулируемый принцип (отделение идеи от породивших ее фактов, тенденция к объединению);

d) второе отделение идеи от основного понятия (идея включается в философскую систему, распространяется на сферы бытия и формулируется в качестве универсального принципа или целостного мировоззрения);

e) борьба и отрицание (идея опять становится фактом социальной жизни: происходит признание ее как частного открытия, но отвержение как мировоззрения; другие мировоззрения отвоевывают у идеи ее первоначальную область, вырабатывают свой взгляд на нее, следовательно, происходит отмирание идеи или она продолжает существовать в рамках другого мировоззрения).

Описанная выше схема развития объяснительных принципов может распространяться в «любое открытие психологии, имеющее тенденцию превратиться в объяснительный принцип». В качестве примера автор рассматривает четыре психологических течения того времени – психоанализ, рефлексология, гештальттеория и персонализм. Подводя итоги, автор отмечает, что исходя из наметившейся тенденции всякой новой идеи в психологии к превращениям в мировой закон, «психология действительно должна опереться на мировые законы… все эти идеи ждут идею-хозяина, которая приведет и поставит на место и укажет значение каждой отдельной, частной идеи. Путь этот предопределен объективной потребностью в объяснительном принципе, и именно потому, что такой принцип нужен и что его нет, отдельные частные принципы занимают его место». Для психологии очень важно найти общий объяснительный принцип, чтобы определить систему и иерархию отдельных и частных идей. ВСЕ РАЗВИВАЕТСЯ И НУЖЕН ОДИН ФУНДАМЕНТ.

Какие 3 типа соединения идей (синтеза психологического знания), согласно Л.С. Выготскому, присутствовали в психологической науке?

Какой из них он оценивает как конструктивный?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: