Революция «кирпич-асфальт»

Вавилон Книги Бытия (11:1-9) строили эмигранты-богоискатели. Вначале (после Потопа) эти люди ушли на восток, затем они возвращались назад. Странствующие «от востока» нашли себе землю в Междуречье, в долине Сеннаар. Богоискатели стали богоборцами не сразу. Вначале был помысел и энтузиазм. Вот как все начиналось.

1. «И сказали, человек другу своему...» (Быт. 11:3). Те, что пришли «с востока», были сплоченной общиной, они принесли с собой сильный корпоративный дух. Именно от них, – никак не от царя или даже отдельной личности, – снизу пошла инициатива. Неверно это, что всегда «глас народа глас Божий»; вот был тот глас, того народа:

2. «И сказали, человек другу своему: Приидите…». Побуждение к действию передается еврейским хáва: давай (давайте), греческим «приидите». ― Это пафос, это энтузиазм. Зачем «приидите»? Что «давайте»? Зачем сбор?

3. «И сказали, человек другу своему: Приидите, (сделаем)кирпичи…» (Быт. 11:3). Как кирпичи связаны с пафосом? Нет для строителя «Вавилона» выше пафоса, чем «кирпич». Еврейский текст с необыкновенной энергией передает взрыв творческой мысли о кирпичах: три оборота с использованием однокоренных слов идут подряд, что непереводимо ни на какой язык: «кирпичить кирпичи», «жечь жегом», использовать смолу хемáр как известь хóмер.

«И сказали, человек другу своему: давай, скирпичим кирпичи и обожжем [их] жегом. И был им кирпич в камень, и асфальтовая (смола) была им в асфальтовую (известь)» (Быт. 11:3).

Техническая революция предшествовала апостасии – отступничеству от Бога.

Был заново открыт и использован технический принцип, применение которого Бог открыл Ною при построении ковчега, – «сборная конструкция». Бог сказал Ною: «Сотвори себе ковчег из деревьев четвероугольных… и да осмолишь его внутри и снаружи смолою» (Быт. 6:14 греч. перевода).

Техническая оснащенность ковчега Ноя не была изобретением человека: она была дана Богом для спасения человечества. Ковчег Ноя был и сборной конструкцией, и символом церковного собора (членов Церкви), и, в конечном счете, он, хотя и был собран,не был сконструирован: ковчег был образ, он был символичен во всех деталях своего устройства, из тех, что упомянуты в Писании, и мог быть построен только человеком особого сердца.

Все детали конструкции ковчега имели символическое значение. 1) Деревья, из которых был сделан ковчег, – «четвероугольные» (Быт. 6:14 греч. перевода). Каждый из элементов корпуса был строго ориентирован на четыре стороны (подобно кресту). Ковчег – это собор из дерев крестных. В ковчеге было спасение. 2) Как в царстве небесном много «обителей» (Ин. 14:2), а в Церкви Божьей много служений, – так вся внутренность ковчега устроена «гнездами» (Быт. 6:14). 3) Ковчег защищен от воды, которая несла смерть, двойным слоем смолы – прежде всего, внутренним, затем, внешним (Быт. (6:14).). Гидроизоляция, в этом контексте, становится символом внутренней чистоты и непроницаемости для греха и смерти – святости Церкви. 4) Пропорции ковчега (300 х 50 х 30 локтей) таковы, что если представить его на воде, то это судно, которое никуда не плывет (Быт. 6:15). Ковчег, прежде всего, устойчив на воде и служит спасению. 5) На ковчеге нет паруса, нет руля, нет «капитана». Человек не прокладывает маршрут и не руководит плаванием. Только Сам Бог водит Свою Церковь. «Наместник Бога на земле» сказать так же нелепо, как «капитан ковчега». 6) В ковчеге открытым осталось одно окошко размером локоть на локоть (Быт. 6:16). Ковчег не имел верхней палубы, на крышу нет хода. Нельзя посмотреть на ковчег извне: те, кто остались снаружи, погибнут, а те, кто внутри, да не выйдут наверх: там ничего нет. Те, кто смотрят на Церковь снаружи, не видят «предмета»; это все равно, что смотреть на ковчег Ноя со стороны. 7) Ковчег имел три внутренних яруса и не мог освещаться маленьким окошком в крыше (это окошко было водопроводом). Ковчег освещался, как земля в третий день творения: когда жизнь была, а солнца еще не было. 8) В ковчеге три яруса, что соответствует трем дням, когда была сотворена жизнь – день третий, день пятый, день шестой.

Используя принцип сборной конструкции, Ной сотворил великий образ спасения и Церкви. Чем стал принцип «сборной конструкции» у пионеров с востока, заселивших Вавилон? Чем этот принцип стал сравнительно с тем, что было осуществлено в ковчеге?

1. Деревья ковчега, плотницким искусством сплоченные в единую постройку, указывают на человеческую природу – собор Церковный. На что указывает глина, из которой делали кирпичи? Изначально тело «Адама» есть глина, брение (люди – бренные). Изобретение обожженной формованной глины, превратившейся в универсальную единицу конструкции, исходит из интуиции собственного человеческого тела. И ковчег Ноя, и кирпичный Вавилон – это предприятия, которые черпают силу в самочувствии и самосознании человека.

Первичная плоть Адама была одухотворена Духом Божиим. Колонизаторы древнего Вавилона прозрели, как затвердить глину: ее надо обжечь, убить, сделать глину (брение) прочным, главное, абсолютно – в идеале – унифицированным элементом конструкции. Это – кирпич!

Такова наша плоть: она может быть живой, с Богом, и бессмертной, она может стать «кирпич». В глине есть «кирпич», и древние строители увидели эту ее природу (обрели, изобрели). Отсюда в тексте два специфических оборота нилбенá левенúм: «скирпичим кирпичи, сделаем кирпичное кирпичами», и «обожжем жегом»: ве-нисрефá ли-срефá. Увидеть в глине «кирпич» было первым изобретением.

2. Работа плотника отличается от работы каменщика столпотворителя (mason’а). Деревья под руками плотника превращаются в сруб, деревья в срубедержатся друг другом и искусством плотника, – в образ Церкви Божьей (Христос был плотником). Иное дело кирпич.

Кирпич в своей идее существует сам по себе и в своем формальном равенстве с другим кирпичом. Кирпичи не сцепляются друг с другом никаким искусством: нужна специальная промежуточная среда – посредничество, media.

Когда строился ковчег, Бог указал Ною на земляную смолу кóфер: «да осмолишь ковчег смолою», – таково было естественное использование асфальта. Изобретатели кирпича заменили естественное употребление асфальта: вместо защитной, изолирующей обмазки асфальт стал использоваться как специальная промежуточная среда, изолирующая кирпичи друг от друга, но тем самым превращающая их в монолит.

Как в глине увидели «кирпич», так в асфальте хемáр увидели подобие извести хóмер, что оказалось другим естественным качеством земляной смолы. Это было вторым изобретением.

На этом первая стадия революции завершилась: «сказали, человек другу своему». Сказали и сделали: испекли кирпичи и извели известь, в этом сомнений нет, – что было сделано из кирпичей? На первой стадии технической революции изобретатели новой «сборной конструкции», можно думать, опробовали ее для городских построек и жилищ.

Обустройство земной жизни. Что в этом плохого? – Пафос.

Надо ведь знать, что это были за люди – с каким прошлым, откуда пришли. Пионеры Вавилона были люди, причастные религиозному энтузиазму. Нет с ними священника, нет над ними царя. И уже в этой их стройке нет с ними Бога. Поэтому обустройство земной жизни – вещь нужная, с пафосом – плохая. А с религиозным энтузиазмом? – Грех к погибели.

Первая стадия революции – техническая революция. За ней приходит вторая стадия. Эмигранты на новой земле второй раз побуждают себя к действию: «И сказали они: приидите» (Быт. 11:4).

Для своего дальнейшего революционного движения мысль человека должна сделать решительный рывок – отрешиться от того, что она мысль человека. Осознанная дегуманизация – таково свойство научного знания.

Теорема Пифагора или закон Ома, они одинаковы для всех людей; для их установления субъективность и личность не то, что не имеют значения, от них сознательно нужно абстрагироваться. Научное знание требует отрешенности: это – такое действие человеческого духа, которое предполагает общезначимость, истинность для каждого субъекта вне зависимости от его личных качеств. Прорвавшись к научному знанию, человек начнет строить самого себя сам на своих собственных основаниях.

На второй стадии революция стала научно-технической. Человек ничего нового не изобрел, он нечто понял: он понял, что такое «кирпич» с «асфальтом»: он понял эту систему «Кирпич-асфальт». Человек понял, что он получил операционный доступ к двузначной системе, ему открылась сила конструктивного принципа: это – минимальный набор элементов, числом два, для универсального применения. В деятельности конструирования – минимум есть универсум. «Кирпич» – «асфальт», и можно все построить.

Это могла бытьвсего лишь мысль, интересное отвлеченное знание без практических последствий. Нет, не могла эта мысль быть всего лишь мысль, ибо она залетела в голову народа, который пришел «от востока»: это были люди, много повидавшие, Бога не нашедшие, общинники сильного корпоративного духа, без священника, без царя, деятельные, практичные… Такая мысль, что «минимум есть универсум», дается только такой личности, которая не оставит ее без применения, а для применения не поставит границ.

И становится понятным это призывное «приидите… приидите». Двузначная система – это так просто, каждому доступно! Разве нужно призвание или вдохновение, чтобы понять, как функционирует «кирпич–асфальт»? Ребенка (!) – от игры можно приобщать «идее» невиданных конструктивных возможностей. И ведь все наглядно, и результат налицо!

Операционный доступ к двузначной системе (кирпич-асфальт, ноль-единица, эрос-танатос), это все, что нужно для человека Вавилона.

Человек не будет тратить время, чтобы бороться с Богом. Богоискательство было коконом для энтузиазма, богоискательство – в прошлом. И богоборчества не будет: Бог – не интересно, интересно – строить.

Научно-техническая революция открыла перед человечеством Вавилона невиданные горизонты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: