Поиск предметов по заданным признакам

Ставится задача назвать как можно больше предметов, обла-дающих заданной совокупностью признаков и в этом смысле похо-жих на два-три предмета, приведенных в качестве иллюстрации. Например, говорится: «Назовите предметы, которые объединя-ют в себе выполнения двух противоположных функций, напри-мер: "дверь" (она и закрывает и открывает выход из помещения), "выключатель" (он и зажигает и гасит свет). Ответы могут быть банальными ("водопроводный кран"), могут быть более далеки-ми ("рука": и бьет и гладит). Побеждает тот, кто дал больше всех небанальных ответов».

Задание позволяет легко находить аналогии между различны-ми предметами и явлениями.

ПОИСК СОЕДИНИТЕАЬНЫХ ЗВЕНЬЕВ

Задаются два предмета, например, «лопата» и «автомобиль». Надо назвать предметы, являющиеся как бы «переходным мос-тиком» от первого ко второму. Называемые предметы должны иметь четкую логическую связь с обоими заданными предме-тами. Например, в данном случае это могут быть «экскаватор» (сходен с лопатой по функции, а с автомобилем входит в одну группу — транспортные средства), «рабочий» (он копает лопатой и одновременно является владельцем автомобиля). Допускается использование и двух-трех соединительных звеньев («лопата» — «тачка» — «прицеп» — «автомобиль»). Особое внимание обраща-ется на четкое обоснование и раскрытие содержания каждой связи между соседними элементами цепочки. Победитель тот, кто дал больше аргументированных вариантов решения.

Задание позволяет легко устанавливать связи между предме-тами и явлениями.

ИСКЛЮЧЕНИЕ ЛИШНЕГО СЛОВА

Берутся любые три слова, например «собака», «помидор», «сол-нце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово «лишнее», не обладающее этим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное — болыпе при-знаков, объединяющих каждую оставшуюся пару слов и не прису-щих исключенному, лишнему. Не пренебрегая вариантами, ко-торые сразу же напрашиваются (исключить «собаку», а «поми-дор» и «солнце» оставить, потому что они круглые), желательно искать нестандартные, но в то же время, меткие решения.

Задание учит классификации по свойствам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: