Поселения и жилища

Многочисленными исследованиями этнографов и историков культуры на­дежно установлено, что тип жилища обусловлен не только экологией и эконо­микой, но и традициями домостроительства, длительное время сохраняющими­ся у определенной этнической группы, поэтому изучение жилища представляет интерес не только для реконструкции хозяйства, но и для выделения археоло­гических культур и установления их этнической принадлежности.

За 70 лет изучения андроновской культурной общности в разных регионах было обследовано более 200 поселений и на ряде из них были раскопаны жилища. Наиболее полно изучены Спасское, Алексеевка, Садчиково, Кипель, Замараево, Сарафаново, Дуванское XVII, Ук III, Мирный III, IV, Тасты-Бутак, Ушкатта I, II, VIII, Шандаша, Язево I, Камышное I, II, Перелески, Загарино, Семиозерное, Чаглинка, Бишкуль IV, Боголюбово I, Петровка II, IV, Новони­кольское I, Павловка, Явленка, Саргары, Атасу, Бугулы I, И, Акбаур (Аккезен), Мыржик, Шортанды-Булак, Тагабай-Булак, Каркаралинск, Икпень I, Энтузи­аст, Майоровка, Кент, Донгал, Ташик, Канай, Трушниково, Малокрасноярка, Шляпова [Кривцова-Гракова, 1948, с 73-100; 1951, с.153-177; Сальников, 19516, с.102—105; 1954а; 1957; 1959а; 1967, с.242-248; Сальников, Новиченко, 1962; Маргулан, 1959, с.16-27; Маргулан, 1979. с.163-254, рис 119. 124, 128, 130, 132, 137, 143, 146, 154, 167, 169-171, 185; Маргулан и др., 1966, с.197-255; Черников, 1960, с.26-35, 40-44; Сорокин, 1962а, с 51-60; 1966, с.61, Кузьмина, 1962а, с.88-91; 19626, с.9-11, рис. 1; 19646, с.101-104, рис. 29г 19866, с 42-55;33 Фомина, 1964, с.207; Зданович, 1970, с.147; 1973а, с.113-118, 19736, с 40-51; 1973в, с.21-43; 1974а, с.61; 19746, с.61-62; 1975; 1980в; 1982; 1983; 1987; 1988, с.19-60; Зайберт, Зданович, 1974, с.71-75; Евдокимов, 1971, с.65-67; Чемякин, 1974, с.50-55; 1978, с.201; АО. 1972, с.288-289, Чебакова, 1975, с.92-97, Потемкина, 1976а, с.10-16, 23; 1982, с.15-49; 1983; 1985, с.30-145, Гусенцова и др., 1972, с.204; Зданович С, 1978; 1979; Оразбаев, 1970,


С.129—146; 1972, с.109—114; Кадырбаев, 1983; Корочкова, 1984; Корочкова, Стефанов, 1983; Корякова, Стефанов и др., 1991; Малютина, 1991; Варфоломе­ев, 1987; 1988; 1991; Ткачев, 1987; 1989; 1991; Курманкулов, 1988].


Число жилищ в андроновских поселениях


Таблица 1


Район Поселение Число
Приуралье Бахтинское  
Нижнее Бахтинское  
Нижнее Спасское  
Замараево  
Трибияк  
Бармино  
Черниговское  
Белый Камень  
Таловское  
Кипель  
Конезавод  
Перелески  
Кулевчи III  
Северный Казахстан Саргары  
Чаглинка  
Петровка II  
Новоникольское 15-20
Атасу  
Обалы  
Западный Казахстан Шандаша  
Ушкатта II  
Тасты-Бутак  
Центральный Казахстан Атасу II (Ак-Мустафа)  
Атасу I  
Бугулы I  
Бугулы 11  
Шортанды-Булак  
Суукбулак  
Тагибай-Булак  
Айнакояь  
Соркудук  
Мыржик  

* Таблица составлена выборочно. По многим исследованным поселениям даные в литературе от­сутствуют, многие поселения частично разрушены.


Андроновские поселения, как правило, располагаются по берегам малых рек, на площадках, защищенных от ветра рядами холмов или прибрежными скалами. На Урале они приурочены к участкам речных долин, имеющих большую пойму, и часто находятся в самой пойме, заливаемой в современную эпоху водой. В Западном, Северном и Центральном Казахстане поселки обычно размещаются на первой надпойменной террасе.

Кроме постоянных поселений, в эпоху поздней бронзы появляются кратко­временные стоянки, находящиеся у рудников (Мунглы, Акжал, Милыкудук) или на пустынных пастбищах вдали от рек, базирующиеся на искусственных колодцах или запрудах.

По площади андроновские поселения делятся на два типа: малые, в которых насчитывается всего несколько жилищ, и большие, объединяющие 10-20 соо­ружений. В западном ареале обычны небольшие поселения, включающие всего 2—6 домов (Шандаша, Ушкатта II, Тасты-Бутак); это сближает их с соседними срубными и тазабагьябскими. На Урале, в Северном и Центральном Казахстане абсолютно господствуют большие поселки из 10—20 жилищ (табл. 1). В эпоху поздней бронзы в Центральном Казахстане известны и более крупные поселки, в которых число построек достигает нескольких десятков (Шортанды-Булак, Бугулы I, II, Акбаур, Кент, Мыржик).

Рассмотрение по этапам позволяет выявить динамику типов андроновских жилищ и проследить, как на протяжении эпохи бронзы скотоводы степей по­степенно приспосабливали свои дома к местным условиям и вырабатывали навыки, позволившие им в эпоху поздней бронзы перейти к кочевому ското­водству и освоить пустыни и высокогорья Средней Азии.

Поселения петровского типа (XVII—XVI в. до н.э.) изучены в Северном Казахстане и на Урале: культурный слой этого времени вскрыт в Аркаиме, Петровке II, Новоникольском I, Боголюбове I, Кулевчи III, Семиозерном, Ко­незаводе. По североказахстанским данным площадь поселков невелика и обве­дена рвом и валом, застройка хаотичная, жилища небольшие площадью 40—50 кв.м (изредка — от 25 до 100 кв.м.1), наземные или заглубленные в землю на 0,15-0,3 м, редко - на 0,6-0,8 м, имеют столбовую конструкцию (в каждом доме выявлено по 20—30 столбовых ям) и очаги Д 0,5—1 м и до 1,5, углублен­ные в землю на 0,2-0,5 м и иногда выложенные камнем, пол обмазан глиной. К жилищам примыкают зольники [Зданович, 1975, с.9, 21; 19766, с.63; 1973а, с.115; 1988, с.19-60; с.132; Виноградов, Зданович С, 1979, с.161-162; 1980, с.138; Виноградов, 1982, с.94-99].

Следующий этап развития андроновского домостроительства демонстрируют поселения развитого бронзового века. В Орском регионе и на Урале выявлено большое число поселений с чистым алакульским или кожумбердинским слоем (из них 20 поселков в Еленовском микрорайоне в том числе Еленовка I, II, Киимбай I, II, III, Ушкатта I, II, VIII, Шандаша) Тасты-Бутак, Таналык, Ста­риковское, Камышное I, Камбулат и др.

Поселения с чистым федоровским слоем известны на Урале (Дуванское XVII), в Северном Казахстане (Бишкуль IV), в Центральном Казахстане (Ик-


пень I, средний слой) и на востоке ареала — в Западной Сибири (Шляпова, Ключи, Батени).

Чистый слой финальной бронзы зафиксирован в Северном Казахстане на поселениях Чаглинка, Саргары, в Восточном Казахстане — Малокрасноярка и Трушниково, в Центральном Казахстане — Шортанды-Булак, Каркаралинск, Тагибай-Булак, Суукбулак, Кент, Мыржик. Большая часть поселков имеет сме­шанный культурный слой, что указывает на неоднократность заселения (Алек-сеевка, Садчиково, Кипель, Замараево, Ново-Бурино, Черноречье, Язево, Ка-мышное, Петровка, Новоникольское, Явленка, Атасу, Бугулы I, И, и др.).

Андроновские поселения, как правило, имеют регулярную застройку (рис. 7), дома ориентированы одинаково и расположены параллельно друг другу с учетом топографических условий: обращены выходом к реке или стоят торцом к подветренной стороне. Выделяются три типа планировочных решений:

I тип - дома располагаются одной линией вдоль реки (Ушкатта I—VIII,
Замараево, Чаглинка, Конезавод, Соркудук, Каркаралинск II, Тагибай-Булак);

II тип — дома выстроены вдоль реки двумя параллельными рядами, разде­
ленными улицей шириной в 7—10 м (Алексеевка, Садчиково, Шандаша, Атасу
III, Маржан, Мыржик);

III тип зафиксирован в Северном и Центральном Казахстане, вытянутое
вдоль реки поселение почти прямоугольное или овальное в плане с большой
незастроенной площадью в центре, предназначенной для содержания скота
(Жабай-Карасу, Новоникольское I, Виноградовка VI, Шортанды-Булак, Акбаур
И, Бугулы I) [Маргулан и др., 1966, рис.100—102,105; Маргулан, 1979, рис 137,
145, 149; Зданович С, 1979, с.8]. Изредка встречается сплошная застройка
(Атасу I, Саргары, Кент, Донгал)

В Алексеевке, Садчикове, Атасу, Акбаур открыты следы деревянных изго­родей, огораживавших поселок или его часть наподобие казахских боскет, сооружавшихся из дерева, земли или камня для охраны скота или заслона от ветра и снега [Кривцова-Гракова, 1948, с.97—99; Маргулан, 1959, с.19].

На площади поселений петровского типа (Кулевчи III, Семиозерное, Син-ташта в Зауралье, Боголюбово I, Новоникольское I и Петровка II на Ишиме, поселения со смешанным слоем Камышное II в Притоболье и давшее федоров­скую керамику андроновское поселение Черноозерье на Иртыше) открыты за­полненные золой рвы глубиной от 1,5 до 2,5 м, шириной 1,2—3,5 м с внутрен­ним и внешним валами высотой 0,4 м и проходами шириной до 2-2,5 м. В Боголюбове и Семиозерном ров перегораживал мыс с напольной стороны, в Новоникольском ограждал прямоугольную площадку 95x60 м, в Петровке II — площадь 70x120 м, которую внутренний ров делил на две части, в Черноозерье ров длиной 75 м примыкал к высокой террасе реки, замыкая с трех сторон площадь прямоугольника. В Черноозерье по наружному валу открыты столбо­вые ямы, видимо, от забора. Какие-то рвы были и на поселении Атасу [Здано­вич, 1975а, с.7—10; 1988, с.133; Зданович, Генинг, 1985, с.151; Викторова, Бор-зунов, 1974, с.19—20, рис.1, Потемкина, 1982, с.52; Виноградов, 1982, с.97], а в Кенте выявлена каменная прямоугольная ограда 84x46 кв.м [Варфоломеев, 1991, с.8].


Открыты также перемычки — въездные ворота, в которые свободно могла въехать повозка или колесница. Въезды иногда укреплены выступами-контр­форсами.

На поселении Синташта два ряда стен, сложенных из пахсы и глины, обра­зуют кольцо шириной 16—18 м, разделенное радиальными стенами на отсеки, видимо, служившие жилыми помещениями.

Наиболее выразительная картина открыта на поселении Аркаим на юге Че­лябинской области. Поселок площадью 20 тыскв.м представлял две концент­рические окружности фортификационных глинобитных стен, заключающих центральную площадь, обведенную кольцом жилых помещений, примыкающих к первой оборонительной стене, кольцевую улицу и наружное кольцо жилых помещений, выходящих на кольцевую улицу, а торцами примыкающих к более мощной обводной стене [Зданович, 1989, с.181-182]. Диаметр наружной стены 160 м, ширина — 4 м. Она сложена из глины с добавкой извести и снаружи облицована пахсовыми блоками. Вдоль стены идет ров глубиной 1,5—2 м, об­ложенный деревом. Все сооружение разделено радиальными улицами, видимо, шедшими к воротам. В конструкции трапециевидных жилищ использованы де­ревянные столбы и плахи. В некоторых помещениях устроены колодцы.

На Южном Урале в районе скопления меднорудных месторождений выяв­лено еще несколько укрепленных поселений. На всех укрепленных памятниках XVII—XVI вв. до н.э. открыты многочисленные следы металлообработки. Это позволяет присоединиться к мнению тех исследователей, которые полагают, что крепости воздвигались племенами древних металлургов для охраны района мед­ных месторождений. Возникновение крепостей свидетельствует о нестабильной обстановке в степях во второй четверти II тыс. до н.э

Большие укрепленные поселения этого времени уже давно известны и на западе степи. Это Каменка в Крыму, Каратаевка и Ливенцовка в Подонье [Братченко, 1976, с.119-122].

Ливенцовская крепость - это полукруглый мыс высотой 20-24 м, огоро­женный двойным полукольцом мощных каменных сооружений и окруженный рвами шириной 2—6 м и глубиной 2—3 м2. Стены представляют два ряда панцирной кладки из больших камней, внутреннее пространство между кото­рыми забутовано мелкими камнями и щебнем. Жилые помещения, как в Арка-име, расположены между двумя стенами и имеют трапециевидную форму За стенами крепости найдено множество вражеских стрел.

Крепости Крыма и Подонья, близкие культуре многоваликовой керамики, хронологически следующей за катакомбной, и укрепленные абашевские посел­ки, несколько древнее петровских. Они демонстрируют сложение в евразийских степях укрепленного поселения — убежища специфического типа: их фортифи­кация основана на принципе обороны военного лагеря вкруговую, табором. Такая идея могла возникнуть только в степях, у населения, передвигавшегося на повозках, которые при нападении врагов ставились вплотную по кругу внутри которого укрывались женщины и скот. Этот прием обороны сохранялся У народов степей на протяжении тысячелетий и использовался и тюрками, и монголами, и казаками вплоть до XIX в.


Планировка Ливенцовки и Аркаима дает основание вспомнить храмовый комплекс Кой-Крылган-Кала V в. до н.э. в Хорезме и идею С.П.Толстова [1948, с.77—82], о -«городищах с жилыми стенами», которые он сопоставил с описан­ным в Авесте идеальным поселением древних иранцев — варой, построенной их легендарным родоначальником и первым царем Йимой.

Йима Хшайта месил «глину ногами, разделял на куски руками... и сделал Йима вару длиной в лошадиный бег по всем четырем сторонам. Снес он туда семя мелкого скота, лошадей, собак, птиц, огней красных, пылающих. И сделал Йима ту вару... жилищем для людей... загоном для скота. Туда он провел воду по пути длиною в хатр; построил он там дом, свод, двор — место, закрытое со всех сторон" [Видевдат, II, 33 и сл.].

В.А.Лившиц [1963, с.145] считает вару укрепленным поселением, служив­
шим для укрытия людей и скота во время войны.

Существовал также индоиранский термин dida, который М.МДьяконов [1961, с.67. 365] вслед за Э.Герцфельдом возводит к «месить» [глину]. Этим словом обозначалась обводная стена, укрепленное поселение рода (вис) во главе с виспати. Однако даже в ахеменидскую эпоху персы не знали города в соб­ственном смысле слова: и Пасаргады, и Персеполь были лишь резиденциями и культовыми центрами.

К.Йеттмар [Jettmar, 1981] и Б.Брентьес [Brentjes, 1981] интерпретировали как модель вары план бактрийских культовых центров Дашлы III и Джаркутан, открытых В.И.Сарианиди [1977] и А.Аскаровым [1977]. Последние, датируе­мые XIV—XIII вв. до н э., не имеют ни истоков, ни аналогов в Передней Азии и повторяют архитектурно-планировочное решение, найденное в Ливенцовке и разработанное в Аркаиме, что позволяет предполагать воздействие северной степной традиции в архитектуре бактрийских земледельцев. Этот вывод под­тверждается тем, что на священном алтаре храма Джаркутан найдена андронов-ская керамика, а на сосудах храма — андроновские орнаменты [Аскаров, 1989].

Важно также, что этот планировочный принцип сохраняется в степи в скиф­ское время при сооружении царских курганов, например, Аржана [Грязнов, 1980] и мавзолеев Тагискена [Толстов, 1962, с.81-86], что дало повод К.Йет-тмару [Jettmar, 1981] и Л.А.Лелекову [1972] вновь вернуться к проблеме аве­стийской вары. Вара - не конкретный город, а данное в позднем авестийском тексте Видевдате описание модели вселенной, воспроизводимой в земном мик­рокосме. Но сама мифологема могла возникнуть только в том обществе, где реально существовал прообраз «небесного града», т.е. в культуре населения евразийских степей XVIII—XVI в. до н.э.

Принципиально важна в этой связи интерпретация В.Рау [Rau, 1983, all] санскритского термина грома: позднее он обозначал деревню, но изначально это было обозначение небольшой племенной группы пастухов, кочующих на повозках. Повозки каждый вечер ставили в круг, образуя своеобразную кре­пость на колесах, внутри которой помещали скот.

Существенно, что уже в петровскую эпоху рвы поселков использовались с ритуальными целями: на дне их открыты жертвенники в виде нескольких со­судов, костей животных, кострищ. Эта сакральная функция впоследствии при-


вела к использованию первоначально функционально обусловленной планиров­ки вписанных круга и квадрата при сооружении храмов и царских погребений, рассматривавшихся как модели вселенной.

Петровские крепости позволяют вернуться к дискуссионному вопросу о крепостях у ведических ариев. В индоевропейских языках было два термина для обозначения укрепленного поселения: 1) бург, утраченный в индоиран­ском, тохарском и латинском, и 2) включающий только арийско-греко-балтий-ский ареал, восходящий к одной основе — «обрыв, круча», греческий полис, балтийский пиле и древнеиндийский пур (ptir) [Гамкрелидзе, Иванов, 1984, с.744-746]. М.Уилер [Wheeler, 1984] и СПигготт [Piggott, 1950, с.261], а за ними многие другие исследователи считали, что пур — это хараппские крепо­сти, разрушенные индоариями и превращенные в руины arma, armakd, на которых арии собирали керамику для получения шамота, необходимого при изготовлении арийской посуды. В.Рау [Rau, 1983] высказал предположение, что пур был не крепостью аборигенных врагов, а небольшим поселением самих ариев, обнесенным земляным или каменным валом для защиты скота, а аrта — это покинутые арийские стоянки. Однако в многочисленных текстах Ригведы (IV, 30, 20), проанализированных А.Парпола [Parpola, 1988, с.208-212], глав­ный бог пантеона Индра носит постоянный эпитет «разрушитель пуров» и «победитель даса». Под термином даса подразумеваются как демоны, так и темнокожее аборигенное население [Бонгард-Левин, Гуров, 1988; 1990; Елиза-ренкова, 1989, с.433; Алексеев, 1990; Bailey, 1959, с.107-115]. В Ригведа Сам-хита (2, 20, 7) прямо говорится о разрушении крепостей дасов, причем их цари носят не индоевропейские имена [Parpola, 1988, с.212]. Индра разрушает 99, 100 и 101 город дасов, а Агни сжигает их огнем. Эти тексты позволяют утвер­ждать, вопреки отстаиваемому рядом авторов мнению о хронологическом раз­рыве между приходом ариев и гибелью культуры Мохенджо-Даро, что арии участвовали в разрушении хараппских городов. Вместе с тем, сам термин пур, общий с греческим, вероятно, возник еще на индоиранской прародине и при­менялся к укрепленным поселениям типа Ливенцовки и Аркаима (в этой связи интересны соображения С.С.Березанской о сходстве каменной архитектуры Се­верного Причерноморья и ахейской Греции [Beresanskaja, 1971].

Однако в середине II тыс. до н.э. традиция фортификационного строитель­ства в связи со стабилизацией обстановки в евразийских степях была утрачена. Пастушеские племена не пошли по наметившемуся в XVII—XVI вв. до н.э. Урбанистическому пути развития цивилизации, а перешли к экстенсивному раз­витию своей экономики путем расселения и освоения все новых территорий.

Особенность андроновских поселений — наличие на них больших зольников мощностью 0,5—1 м и глубже. Зарегистрировано три типа зольников: большая Углубленная яма, примыкающая к стене жилища (Садчиково, Замараево, Мир­ный IV, Атасу, Малокрасноярка); длинный ров, идущий вдоль берега реки или По краю поселка (Камышное II, Обрыв, Ушкатта II, Шандаша, Мирный IV, Канай); насыпной бугор, примыкающий к жилищу (Алексеевка. Обалы, Чаг-линка, Атасу). Этот тип, видимо, можно считать наиболее поздним, переходным


и скифским зольникам3. Кроме того,под зольник часто использовали котлова­ны заброшенных жилищ (Алексеевка) или рвы (Новоникольское).

На андроновских поселениях известны две категории сооружений: полузем­лянки и наземные постройки.

Категория I андроновского жилища — это долговременная полуземлянка, заглубленная в землю на 0,6—1, изредка до 1,2—1,6 м (рис. 8).

Строительная техника андроновцев реконструируется благодаря изучению жилищ и погребальных сооружений. Котлованы могил и домов копались метал­лической киркой или теслом с узким лезвием шириной 8—13,5 см; следы ору­дий прослежены на стенах жилища в Садчикове и могилы в Уваке. Выброшен­ная из котлована земля укладывалась снаружи вдоль стен, образуя бруствер, повышавший высоту жилища примерно на 1 м4. На него опирались балки перекрытия.

Таблица 2

Площадь андроновских жилищ

Район Поселение Размеры, кем
Приуралье Дуванское XVII 10,5 х 5,0
Кипель 11 х 10
Спасский Мост 14x6
Верхнеалексеевское 12x7
Белый Камень 30 х 20 и И х 5
Бахтинское 27x16 и 19x11
Замараево 26x11
Алексеевка 15x9
19x16
26x15
Садчиково 17x11
Мирный III 18,3 х 9,0
Мирный IV 12 х 8,5 и 13 х 12
Камбулат 27 х10-23
Загаринка 24,8 х 12
Кулевчи III 14 х 4-5,5
11,4x6,2
14-15 х11-12
12 х 7-8,5
24,5 х 8,5-10,5
Язево I 14,6 х 7,2
14,0 х 8,0
16,5 х 12,0
14,5 х 12,5
Камышное I 12,8 х 7,5
11,5x7,5

Район Поселение Размеры, кем
  Камышное I 11,5x7,5
12,0 х 10,0
Северный Казахстан Чаглинка 15x5
10x8
16x14
30x10
Ильинка 23x12
Новоникольское I 22,0 х 12,0
25,0 х 10,0-12,0
19,0 х 10,0-12,0
18,0 х 13,0
17,0 х 13,0
14,0 х 6,0-8,0
13,0 х 10,0
14,0 х 8,0
Петровка II 24,0 х 8,5
20,0 х 9,0
26,5 х 10-12,5
12,0 х 12,0
16,0 х 13,0 (?)
Петровка IV 13,5 х 12,0
16,5 х 15,0
Павловка 18,0 х 11,5
16,0 х 10,0
Западный Казахстан Ушкатта I 20x10
  Ушкатта II 25x9
  Ушкатта III 20x8
  Ушкатта VIII 16x16
  Шандаша 11 х7
  Тасты-Бутак 18x8
  20x10
Центральный Атасу 10x8
Казахстан   12 х 11
    13x12
    15 х 11
    20x15
    18x12
  Тагибай-Булак от 88 до 375 м2
  Шортанды-Булак 16x10

Район Поселение Размеры, квл
Центральный Шортанды-Булак 15x10
Казахстан 25x15
  20x20
  Суукбулак 14x8
  Каркаралинск 20x12
  18x14
  Байбала 11x10
  Акбаур 22x12
    30x11
  Бугулы 32x7
  Соркудук 12x8
  Кулман 12x8
  Кент 6,5 х 5,7
  7,3 х 5,5
  15,0 х 6,2
  7,5 х 6,8
  7,5 х 6,5
  Домалактас 14,4 х 9,0
  Донгал 10,2 х 7,2
  10,1 х 8,0
  11,7x5,7
  9,3 х 8,4
  Тащик 15,5 х 9,0
  Упаис 10,2 х 7,5
  Икпень I 11,0 х 10,0
  24,0 х 9,5-12,5
  Икпень II 18,0 х 7,0

* Таблица составлена выборочно. В литературе имеются данные не по всем исследованным жили­щам. Данные о специальных производственных мастерских Центрального Казахстана в таблицу не включены. Здесь и далее памятники перечислены по географическому признаку.

Андроновские дома обычно имеют правильную прямоугольную форму и отличаются большими размерами (площадь от 80—100 кв.м до 200-300 кв.м) (табл. 2). Характерная особенность андроновского домостроительства — обычай соединять два соседних сооружения подземным коридором, отчего жилище на поверхности приобретает восьмеркообразную форму. В эпоху поздней бронзы системой переходов в единый блок объединяется несколько соседних сооруже­ний (Атасу, Саргары, Петровка III, Перелески, Чаглинка). Жилища алакуль-ского и кожумбердинского типов часто имеют разнообразные наружные при­стройки, что придает им сложную конфигурацию (Камбулат, Ушкатта).

Своего апогея техника домостроительства достигает в эпоху поздней бронзы


в Центральном Казахстане. В это время здесь утверждается тип четко распла­нированного многокамерного жилища правильной прямоугольной формы, сло­женного из массивных, хорошо обработанных каменных плит. Такие многока­мерные дома, объединяющие до пяти-семи помещений, выявлены на поселе­ниях Бугулы I, II, III и Акбаур [Маргулан, 1959, рис.10, 11; 1979. с.187]. С жилищем иногда объединены хозяйственные и производственные постройки, так что площадь всего комплекса жилища 17 в Бугулы достигает 530 кв.м, жилища 22 - 660 кв.м, а в жилище 28 даже 1500 кв.м. Это самые большие по площади дома, известные в культурах евразийских степей бронзового века [Маргулан, 1979, с.187—189, рис. 140-142]. Жилой дом и хозяйственные при­стройки располагаются по одной оси (этот тип сочленения в архитектуре рус­ского жилища называется "брус" или «кошель») или под прямым углом друг к другу ("глаголем").

По конструкции андроновские полуземлянки делятся на два типа: тип I -с деревянными конструкциями; тип II — с каменными.

Тип I представлен в лесостепной зоне на Урале, в Северном Казахстане и в богатых лесом районах Центрального и Восточного Казахстана. Жилища здесь имеют каркасно-столбовую конструкцию: вдоль их стен идет система столбов, которые удерживали горизонтально уложенные венцы сруба или плахи (Ки-пель, Замараево, Чаглинка, Перелески, Кулевчи III, Явленка I, Петровка I, Павловка, Икпень I и др.), или обмазанный глиной плетень (Алексеевка, Чаг­линка, Канай). В центре жилища также имеется большое число ям от столбов, служивших для поддержания перекрытия, внутренних перегородок, деревянных настилов, столов. Всего в жилище выявляется от нескольких десятков до 200 и даже 300 столбов5. Подобная столбовая конструкция известна в Алексеевке, Садчикове, Новобурине, Кипели, Замараеве, Мирном IV, Загарине, Перелесках, Язеве, Камышном I, II, Ильинке, Явленке, Бишкуль IV, Чаглинке, Новони­кольском, Петровке II, Каркаралинске, Суукбулаке, Шортанды-Булаке, Мало-красноярке и др.

В качестве строительного материала андроновцы использовали березу, сосну и кедр (сибирскую сосну), изредка другие породы. На бревнах диаметром около 0,25 м, иногда до 0,4 м, видны следы обработки острым топором. Судя по сохранившимся деревянным конструкциям андроновских домов и особенно мо­тал [Сальников, 19516; 19526; Кузьмина, 1973а], представлявших миниатюр­ную копию жилища, андроновцам были известны:

1. Ложный сруб - накат из бревен, уложенных друг на друга в несколько
венцов без скрепления по углам;

2. Обкладка стен бревнами или расколотыми пополам плашками, обращен­
ными плоской стороной внутрь ямы и закрепленными врытыми через опреде­
ленные интервалы столбами — наиболее распространенная система кладки;
Иногда накат бревен зажат между двумя рядами столбов, углы выложены впри­
тык (Федоровка, Сосновский, Верхнеозерное, Боровое);

3. Сруб с сочленениями в перевязку: в нижнем венце продольные бревна
Длинные, торцевые — короткие, в следующем — продольные короткие, торце­
вые длинные (Туктубаево);


4. Сруб с сочленением в лапу: бревно укладывается в углубление, выруб­
ленное в нижнем поперечном бревне;

5. Сруб с сочленением в обло: шип верхнего бревна вставляется в углубле­
ние нижнего (Туктубаево, Федорово).

Прекрасно сохранились деревянные конструкции в петровском могильнике Амангельды, курган 8 [Зданович, 1988, с.66, рис. 24, 1]. Стены ямы обрамлены вертикально вбитыми бревнами, закрепленными горизонтально уложенными горбылями. На дне — деревянный настил. Сооружение перекрыто плахами. По углам установлены большие столбы, на которые опиралась наружная, вероятно, двускатная кровля.

Тип II жилищ-полуземлянок зарегистрирован в безлесных районах Запад­ного и Центрального Казахстана. Здесь в архитектуре дома широко использу­ются каменные конструкции6: подтип IIА — вдоль стен вертикально на ребро на глубину 0,2—0,4 м врыты большие каменные плиты шириной 0,3—0,5 м, длиной 0,75-1,4 м, иногда до 1,55x2, удерживающие стену от оползания. Плиты скреплялись всухую без раствора, часто ставились в два ряда "в перевязку" Жилища с каменной облицовкой стен исследованы в Орском регионе (на по­селениях Ушкатта I, II, VIII, Шандаша, Тасты-Бутак) [Кузьмина, 1962а, с.88-91; 19626, с.9-11, рис.1; 19646, с.207, рис.29; Сорокин, 1962а, с.51-60] и в Центральном Казахстане (Атасу, Бугулы, Акбаур, Байбала, Соркудук, Карато-мар, Тагибай-Булак). На поселениях эпохи поздней бронзы Бугулы II, Акбаур и Кент выявлена конструкция подтипа ИБ: цистовая кладка; иногд^ она дела­лась на глиняном растворе, в Тагибай-Булаке пространство между двумя ряда­ми плит забутовано мелкими камнями [Маргулан, 1959, с.16-2/; 1979, с.163— 254, рис.137, 140-143, 146-148, 169-171; Варфоломеев, 1991, с.7].

Наличие двух типов андроновской архитектуры: каменной и деревянной, по-видимому, не свидетельствует о двух исходных строительных традициях, а обусловлено только местными строительными ресурсами (в тех районах Цент­рального Казахстана, которые богаты лесом, наряду с каменными, строились деревянные дома каркасно-столбовой конструкции).

В центре жилища с каменными стенами иногда имеются ямы от столбов, поддерживающих перекрытие (Атасу, жилище 17). В других случаях ямы не прослеживаются (Спасский Мост; Новобурино, жилище 2; Тасты-Бутак, Шан­даша, Атасу, жилище 20) или в доме выявляется всего несколько маленьких бессистемно расположенных ямок (Ушкатта, Камбулат), что заставляет предпо­лагать бесстолбовую систему перекрытия.

Предлагалось несколько реконструкций перекрытия жилищ7 (рис. 9).

1. Двускатная кровля, опиравшаяся на продольное бревно (конек), лежащее
на опорных столбах, врытых по центру по продольной оси жилища (Замараево,
Бугулы II, Суукбулак) [Сальников, 1954а, с.246; Маргулан и др., 1966, с.253,
рис.113], аналог — срубное поселение у Моечного Озера [Мерперт, 1958,
с.117-118; Трубникова, 1958, с.186-187, рис.3; Синицын, 1949, с.199].

2. Двускатная кровля, опиравшаяся на два ряда опорных столбов, врытых
по продольной оси жилища и перекрытых двумя слегами, поддерживавшими
поперечные балки (Малокрасноярка) [Черников, 1960, с.41]. Аналог — срубное


поселение Сускан [Сальников, 19526, рис.19; Мерперт, 1958, с.109—110, рис.13].

3. Четырехскатная кровля, опиравшаяся на квадратную раму в центре дома,
поддерживавшуюся четырьмя опорными столбами, врытыми по сторонам цен­
трального очага, над которым оставлялось отверстие для тяги дыма (Алексеев-
ка, Кипель, Чаглинка, Шортанды-Булак, Суукбулак) [Кривцова-Гракова, 1948,
с.77-81; Сальников, 19516, с.107; 1954а, с.246; Оразбаев, 1970, с.142; Маргулан
я др., 1966, рис.126; Маргулан, 1979, с.202, рис.152].

4. Пирамидально-ступенчатый свод. Наличие последней конструкции под-
тверждается находками прямоугольных рам размером 1.8x1,3 м сгоревшего пе­
рекрытия в Бишкуль IV [Зданович, 1988, с.22]8 и каменной кладкой, выявлен­
ной в жилище Шандаша, где вдоль стен плиты перекрытия уложены с напуском
к центру.

Способ сооружения ступенчатого свода исследователи реконструируют по-разному. В.С.Сорокин [1962а, с.53, 55] предполагает в Тасты-Бутаке шатровое перекрытие, аналогичное восстановленному в Ляпичевом хуторе МЛ..Грязно-вым [1953, с.144, рис.63]: площадь жилища разделялась на квадраты и каждый из них перекрывался пирамидальным срубом из бревен, уложенных параллель­но стенам жилища, над очагом оставлялось отверстие. А.Х.Маргулан [1959, с.24, табл.4], исходя из расположения столбовых ям в Атасу, предполагает, что жи­лище было разделено двумя продольными рядами столбов на два пролета, бо­ковые нефы перекрывались поперечным накатом, а центральный неф был пе­рекрыт пирамидально-ступенчатым накатом из прямоугольных бревенчатых рам. Автором [Кузьмина, 19646, с.104] высказано предположение, что бесстол­бовые жилища поселения Шандаша могли перекрывать по системе чор-хона: балки, образующие ступенчатый каркас свода, укладывались по диагонали, сре­зая углы, затем на квадратную или шестиугольную раму накладывались вновь по диагонали балки, образующие вписанный квадрат следующего ряда кровли и т.д., над очагом оставляли отверстие9. Эта система, дающая большую эконо­мию дерева и облегчающая вес перекрытия10, широко использовалась в архи­тектуре среднеазиатского жилища и в культовых постройках Казахстана [Во­ронина, 19516; Писарчик, 1954, с.271-273, рис.23; Басенов, 1959, с.97-101, Рис 13, 19].

5. О А.Кривцова-Гракова [1948, с.81] и А.М.Оразбаев [1970, с.138] полага­
ли, что в Алексеевке и Чаглинке над округлыми в плане домами употребляли
перекрытие в виде конического свода, наподобие юрты. Каркас кровли повсе­
местно перекрывали байрой — слоем камыша (выявлен на поселении Канай)
Или накатом из жердей, обмазанных глиной (найдены, например, в Замараеве,
Перелесках, Атасу, Канае, Ушкатте II)11 и сверху засыпали землей или золой.

Вход12 в андроновские жилища обычно располагался с подветренной юго-западной торцовой стороны, иногда обращался к реке и представлял собой сужающийся коридор шириной 1—2 м внутри, до 0,8 м снаружи, длиной 2—3 м, изредка до 5 м, понижавшийся к полу жилища в виде пандуса, иногда с Несколькими ступеньками и порогом высотой 0,15-0,2 м (Шандаша, Ушкат-та). В Шортанды-Булаке ступеньки и порог выложены плитами. В Алексеевке


выявлен подпятник, на который крепилась дверь, в Петровке II — три ямки от рерной конструкции. В лесных районах прослеживается система ям от столбов коридора, в степных районах вход оформлен мощными отполированными че-тырехгранными пилонами (Атасу, Ушкатта II, Шандаша). Часто в жилище ус­траивалось от одного до четырех дополнительных выходов в коридоры шириной 0,8-1,5 м, длиной от 2 до 12 м, ведущих в соседние дома или зольники.

Пол в андроновских жилищах земляной, чашеобразно углубленный в центре в результате вытаптывания. В некоторых случаях, особенно когда материком был песок, пол покрывали глиняной обмазкой (Атасу, Каркаралинск, Новони­кольское I, Икпень, Донгал, Шандаша)14 и плитками песчаника (Соркудук), может быть, деревянным настилом (Алексеевка, Замараево, Петровка IV).

Внутренняя планировка андроновских жилищ изучена недостаточно. В не­которых случаях дома делили на две части поперечной стеной, образованной перемычкой — останцом земли15 [Сальников, 19516, с.107; Маргулан, 1959, с.22; 1954, с.246; Сорокин, 1962а, с.52; Оразбаев, 1970, с.130-132; Евдокимов, 1975в, с.109, рис.2; Зданович, 1988, с.140; Потемкина, 19766, с.24; Ткачев, 1987, с.ЗЗ], причем в одной части пол был глубже и только здесь располагались очаги. Предполагается, что этот отсек предназначался для жизни людей, а другая половина — для содержания скота в зимнее время [Грязнов, 1953, с.144, 147]16. В других жилищах такой закономерности не прослежено, хотя иногда площадь разгорожена перегородками на отсеки (Ушкатта II, Шортанды-Булак). В Пав­ловке канавы с сохранившимися вертикальными столбами образуют квадраты, центральный из них 9x9 м [Малютина, 1991, с. 151].

Андроновские жилища отапливались и освещались при помощи очагов. За­регистрированы очаги шести типов.

I тип — открытый круглый или овальный костер диаметром 0,7—3 м, иногда
выложенный камнем. Такие костры хозяйственного и производственното назна­
чения замечаются вдомах и вне пределов жилища (Садчиково, Алексеевка,
Загарино, Кипель, Замараево, Новобурино, Камышное, Турсумбай, Ушкатта II,
IX, Шандаша, Новоникольское, Чаглинка, Спасское, Мирный IV, Явленка,
Кент). Этот тип очага (гулхан алоу) известен в Средней Азии, прежде всего —
у ираноязычных таджиков и памирцев и устраивается в домах мужских собра­
ний, восходящих к древнеиранским домам огня [Писарчик, 1982, с.72].

II тип - неглубокая круглая или овальная ямка диаметром 0,5-0,8 м, иног­
да больше, глубиной 0,15—0,4 м, часто выложенная по дну и краю плоскими
плитками (рис. 10,13). Этот наиболее распространенный в андроновских домах
гип очага, служившего для приготовления пищи и для отопления и освещения,
представлен в Загарине, Камышном I, Садчикове, Замараеве, Новобурине, Та-
сты-Бутаке, Чаглинке, Ушкатте II, Спасском, Мирном III, IV, Алексеевке, Но­
воникольском, Боголюбове, Бишкуль IV, Суукбулаке, Шортанды-Булаке, Кар-
каралинске, Майоровке, Кенте, Донгале и др. Этот тип очага близок к средне­
азиатскому очагу чахлак, чагдон [Писарчик, 1982, с.78, 79, 109]. Эти очаги
использовали в ритуальных целях: костер обходит невеста, вокруг него совер­
шает похоронный танец вдова, через него прыгают на празднике. Название
костра — алоу — древний индоиранский термин, засвидетельствованный в сан-


скрите и сохранившийся в языке хинди, на Памире и в Афганистане; гулхан (очаг) от гул — жар — термин, сохранившийся в иранских и индийских языках [Писарчик, 1982, с.74—77, 105, 106]. Этот тип очага описан в древних индий­ских источниках это домашний огонь гархапатья — «огонь господина дома» [Мандельштам, 1968, с 126]

III тип — очаг правильной прямоугольной формы, размером от 0,7x1,0 до
1,5x2,0, сложенный из плотно пригнанных прямоугольных каменных плиток,
вкопанных на торец. Эти очаги расположены в центре жилищ, тщательно под­
метены и, вероятно, имели культовое назначение (Атасу, Бугулы, Шандаша.
Ушкатта II, Спасский Мост, Кент, Тагибай-Булак, Донгал). Этот тип очага
соответствует древнеиндийскому специально культовому очагу ахавания
[Мандельштам, 1968, с.126]. Прямоугольные и круглые очаги имеют аналогию
в древнем Риме. Круглый очаг для приготовления пищи был посвящен богине
домашнего очага Весте, квадратный очаг — мужским божествам и предкам
[Dum6zil, 1954].

IV тип - двухкамерный производственный очаг - неглубокая ямка, к ко­
торой примыкает большая и более углубленная камера, в ней иногда установлен
большой сосуд (Ушкатта II, Турсумбай, Киимбай I, Сарафаново) или трехка-
мерный очаг, иногда перекрытый и разделенный на три ямки (Атасу, Шортан-
ды-Булак, Мыржик, Энтузиаст, Упаис, Икмень, Ташик)

V тип — неглубокие длинные канавки17, тянущиеся по продольной оси дома,
иногда вымощенные камнем и имеющие ямки, заполненные шлаками; выявлен
на поселениях Бахтинское [Сальников, 1954а, с.218], Кулевчи III [Виноградов,
1982, с 95], Алексеевка [Кривцова-Гракова, 1948, табл. V], Садчиково [Крив-
цова-Гракова, 1951, рис 25], Тасты-Бутак [Сорокин, 1962а, с.54—55], Шандаша
(раскопки автора), Ильинка [Зданович, 1970, с 148, 151], Покровка III, Явлен-
ка [Зданович и др, 1972, с 448], Атасу, Шортанды-Булак, Тагибай-Булак [Мар-
гулан, 1979, с.202-203, рис 154, 227, 228, Кадырбаев, 1983, с.137], Энтузиаст,
Икпень [Ткачев, 1987, с 31, 1989, с 112; 1991, с.8], Кент [Варфоломеев, 1991,
с 8, 11], Новоникольское I, Петровка II, IV [Зданович, 1988, с 36, 47, 50, 57],
Язево, Камышное II [Потемкина, 1985, с 36, 37, 80] В некоторых случаях,
например, на поселениях Энтузиаст и Язево, канавки находились вне жилищ.
В Бахтинском, Энтузиасте, Атасу канавки соединяются с очагом и заполнены
углем, керамическим и металлургическим шлаком и иногда перекрыты камен­
ными плитами; в Шандаше по краю заполненной шлаками канавки выявлены
ведущие в топочную часть воздуходувные отверстия и желобки, что указывает
на производственное назначение очага18.

VI тип - печь, вероятно, со сводом, сложенная из глиняных кирпичиков
круглой, прямоугольной и конусовидной формы (размер 10 X 4—6,5 см) с
примесью самана19. Такие печи открыты в Шортанды-Булаке, Бармине, Язеве,
Камышном I, И, в Алексеевке, Явленке, Ильинке, Кипели [Сальников, 1957,
с 203-204; КривцоваГракова, 1948, с 87-90, САИ ВЗ-2, с 20; Потемкина, 1982,
с 45, 47, 1985, с 36, 80, 108, рис 2О]20 Возможно, они служили примитивными
горнами

Число очагов в жилищах разное- от одного до пяти-восьми. Судя по наход-


кам угля, обожженных костей21 и кизяка, топливом служили дерево, кизяк22 и кости животных, дававшие высокую ровную температуру.

Интерьер андроновских жилищ был скромен. На поселениях Тасты-Бутак, Садчиково, Атасу, Капай, Камышное I, вдоль стен выявлена суфа шириной около 2м- возвышение, предназначенное для сна [Сорокин, 1962а, с.54; По­темкина, 1985, с.105; Максимова, 1959, с.93; Маргулан, 1959, с.23]23. В других домах могли сооружаться деревянные нары (Алексеевка). Вероятно, и наличие деревянных столов24. В Северном Казахстане рядом с очагами иногда устраи­валось глиняное возвышение — «столик»25.

В Аркаиме, Тасты-Бутаке, Чаглинке, Петровке II, Икпени, Атасу, Мирном III, а, возможно, в Замараеве и Трушникове в домах открыты колодцы26. Это ямы диаметром около 1,5-2 м, глубже сужающиеся до 1 м и достигающие водоносного слоя на глубине 3-5 м. Стены ям упрочнены плетнем, каменной кладкой или плахами, закрепленными кольями [Зданович, 1989, с.183; Соро­кин, 1962а, с.55; Оразбаев, 1970; 1972, с.154-162; Чемякин, 1978, с.201; Мар­гулан, 1979, с.174]. Такие же колодцы, обложенные песчаниковыми плитками, есть на площади поселков рудокопов в Джезказгане в Милыкудук, Соркудук, Айнаколь [Маргулан, 1979, с.268]. Изобретение колодца, совершенное андро-ковцами Казахстана на петровском этапе, позволило населению евразийских степей впервые оторваться от речных долин и освоить глубинные районы без­водных степей, полупустыни и пустыни Средней Азии, что имело важнейшие исторические последствия.

Сопоставление андроновского дома с домами других культур бронзового века Евразии позволяет отнести его к типу жилища, распространенному в эпоху развитой и поздней бронзы на огромной территории степной и лесостепной полосы Евразии от Центральной Европы до Западной Сибири. Строительная техника и планировочные решения едины во всей этой зоне. Отличия, харак­теризующие конкретную археологическую культуру, касаются только некото­рых второстепенных деталей. На Западе, в Центральной Европе, дома со стол­бовой конструкцией и двускатной, реже четырехскатной кровлей известны в культурах унетицкой, курганных погребений, фюзешабонь-оттомани27 и сохра­няются в гальштатской культуре раннежелезного века, варианты которой свя­зывают с различными группами индоевропейцев: кельтами, иллирийцами, фра­кийцами [Монгайт, 1974, с.52, 57, 63, 86, 87, 180, 192, 195]. Этот тип дома называется общеиндоевропейским термином: славянское «дом», индийское dama, иранское dmana, латинское domus.

В Подунавье в эпоху средней бронзы дома из бревен, как и в евразийских степях, сочетаются со строениями из плетня, обмазанного глиной [Kovacs, 1977, рис.6]. Та же закономерность прослеживается в тшинецкой культуре в Польше [Кухаренко, 1969, с.49] и на Украине [Березанская, 1972, с.46-55; 1974, с.22-42, 57—74, рис. 6—11, 17—21]. Полуземлянка с каркасно-столбовой конструк­цией типична также для культуры многоваликовой керамики, судя по данным поселений Бабино III, Ливенцовка I и др. [Березанская, 1960, с.27; Братченко, 1976, с.110—111]. Таков же тип абашевского жилища в разных ареалах этой культуры ст Приуралья до Подонья, выявленный при раскопках на поселениях


Малокизыльское, Береговское I, II, Масловское I, Шиловское, Чижовское 4 [Сальников, 1967, с.19-20; Пряхин, 1973, с.19-25, рис.2; 1976, с.11-24,53-54, 89-92, 96. рис. 2, 18]. Этот тип жилищ, соединенных переходами, известен на поселениях Займище III, Атабаевское, Балымское и др., относимых к приказан-ской культуре Поволжья, сложившейся в результате взаимодействия степных полтавкинских и раннесрубных племен с аборигенами-волосовцами [Халиков, 1953, с.36—37; 1969, с.244, 257, 259]. Такие же жилища раскопаны в Прикамье: Боровое Озеро VI [Бадер, 1953, с.101, рис.31]. Лугавское [Збруева, 1950, с.70-84] и др. На юго-востоке ареала сходный тип жилищ прекрасно исследован на поселениях тазабагьябской культуры Приаралья Кокча 15,15А, 16,17, Джанбас 21, 30, 33, ЗЗА, Байрам-Казган 2, Дингельджи, Каунды 14, Ангка 5, Кават 3 [Итина, 1977, с.195—204, рис.1, 5-12, 30, 31]. М.А.Итина связывает появление этого типа жилищ в Хорезме с приходом срубноандроновского населения [1977, с.198]. Особенности тазабагьябского дома — конструкция расположенного в центре очага в виде ямки с подковообразным глинобитным бортом и полукруг­лая площадка перед входом — айван.

Ближайшие аналогии тип андроновского поселения и жилища находит в срубной культуре. Топография срубных поселков та же, что и андроновских — по берегам малых рек, иногда в пойме. Срубные дома изучались в Приуралье (Береговское I) [Сальников, 1967, с.151-153] и в Поволжье (Успенское, Мак-сютовское, Зимница, Ершовка) [Синицын, 1949, с.199, рис.4; Кривцова-Грако-ва, 1955, с.74-76], Сускан [Мерперт, 1958, с.104-118, рис.13], Моечное Озеро [Трубникова, 1958, с.183—187, рис.3], Воскресенское [Трубникова, 1953], Ста­рая Яблонка [Круглов, Подгаецкий, 1935, с.124], в Подонье (Ляпичев Хутор [Грязнов, 1953], Костенки [Круглов, Подгаецкий, 1935, с.112-124], Шиловское [Пряхин, 1973, с.45], Кобяково [Шарафутдинова Э., 1967]). Наиболее четко реконструируются жилища поселений Сускан [Мерперт, 1958], у Моечного Озера [Трубникова, 1958] и Ляпичев Хутор [Грязнов, 1958]. Площадь срубных жилищ несколько меньше андроновских [Синицын, 1949, с.223]. Дома имеют каркасно-столбовую конструкцию с двускатной крышей, опирающейся на опор­ные столбы, врытые по центру дома28 в один, два (Сускан) или три ряда (Моечное Озеро), но известны и бесстолбовые (Ляпичев Хутор, Кобяково, Береговское I). Входы коридорообразные: Максютовское, Сускан, Моечное Озеро (где сохранились опорные столбы, на которые крепилась дверь). Очаги двух типов — костры и ямки, иногда выложенные камнями. На Успенском селище, по мнению О.А.Граковой [1955, с.76], была также печь со сводом из кирпичиков. Особенность срубных домов — устройство больших и глубоких очажных ям. Дома в Поволжье иногда соединяются переходами.

На раннесрубных поселениях Украины (Ильичевка, Рубцы, Янохино и др.) [Шаповалов, 1976, с.150-156; Митрофанова, 1960; Березанская, 1959] также представлены землянки площадью от 7 х 5 кв.м до 12 х 9 кв.м с одним (Ильичево) или двумя (Ильичево, Рубцы) рядами столбовых ям от двускатной крыши, очагами в виде костров и ямок, нарами (Ильичево). На поселениях Раздольное и Вовниги вдоль стен жилища выявлен каменный цоколь из вер­тикально врытых плит. Тот же тип дома сохраняется на поселениях эпохи


поздней бронзы сабатиновского и белозерского этапов (Чикаловка, Сабатинов-ка, Бабино, Пересадовка), причем большое развитие получает каменная архи­тектура, выявленная на поселениях Кирово, Ушкалка, Сазоновка, Анатольевка, появляется правильная планировка домов вдоль ручья в один (Кирово) или два ряда (Чикаловка, Сабатиновка) [Добровольский, 1952; Ильинская, 1955; Погребова Н., I960, Телегин, 1961; Шарафутдинова, 1964; Лесков, 1970]. На позднебронзовых поселениях кобяковского типа на Нижнем Дону сочетаются наземные жилища и землянки с бесстолбовой конструкцией и цистовой кладкой стен [Шарафутдинова, 1973]. Наряду с домами с двускатной кровлей, фикси­руются жилища с пирамидально-ступенчатым сводом типа изученного на поз-днесрубном поселении у Ляпичева Хутора в Подонье [Грязнов, 1953].

Итак, по типу поселений и жилищ культуры XVII—XII в. до н.э. степи и лесостепи Евразии составляют единую зону. Во всей этой зоне поселения рас­полагаются в одинаковых топографических условиях по берегам малых рек, часто в пойме, заливаемой в современную эпоху водой, что позволяет отнести период развитой бронзы к ксеротермическому максимуму.

Социальная функция этих жилищ — служить местом обитания большого коллектива, ведущего общее хозяйство (вероятно, большой патриархальной семьи или патронимии).

В пределах евразийской зоны андроновские поселения и жилища отличают­ся от инокультурных некоторыми особенностями.

I. Поселки, как правило, имеют регулярную четкую планировку и содержат
большое число сооружений (до 60—100).

II. Дома имеют обычно большую площадь, что свидетельствует о большей
численности семьи и плотности андроновского поселения.

III. На площади поселков устраиваются специальные зольники, что отража­
ет особую роль культа огня и домашнего очага.

IV. Андроновские дома часто имеют облицовку стен каменными вертикаль­
ными плитами.

V. В конце эпохи бронзы в Центральном Казахстане складывается тип ка­
менного монументального многокамерного жилища правильной прямоугольной
формы, демонстрирующий вершину архитектурного искусства, достигнутого на­
селением средней зоны Евразии в эпоху бронзы.

VI. У андроновцев известны специальные постройки и пристройки произ­
водственного назначения.

VII. Андроновские очаги более разнообразны по типам и специализированы
по назначению: они делятся на кухонные, культовые, производственные, что
отражает более высокий уровень развития ремесленного производства, особенно
металлообработки, а также более развитый культ домашнего очага.

Vffl. В конце эпохи бронзы у андроновцев складывается тип небольшого легкого каркасного наземного жилища круглой формы — прообраз юрты.

IX. На андроновских поселениях и в жилищах сооружаются специальные колодцы.

Таким образом, андроновское жилище характеризуется устойчивым сочета­нием признаков, единых по всему огромному андроновскому ареалу, и по ряду


признаков четко отличается от жилищ других культур, что позволяет выделить его в особый тип. Поскольку архитектура дома — важнейший этнографический признак, ее единство свидетельствует о культурном единстве самих андронов-цев и служит одним из существенных критериев выделения андроновской куль­турной общности.

Вместе с тем, андроновская общность по типу поселений и жилищ входит в большую евразийскую общность, простирающуюся от Центральной Европы до Западной Сибири. Социальная функция, архитектурно-планировочные ре­шения и строительная техника поселений и жилищ различных культур этой зоны степи и лесостепи Евразии эпохи бронзы едины, что отражает, во-первых, сходство уровня хозяйственно-экономического развития, во-вторых, общность домостроительных традиций, восходящих к энеолиту-неолиту. Истоки их про­слеживаются в раннеземледельческих культурах Европы29. В культуре линей­но-ленточной керамики, охватывавшей Центральную Европу от Венгрии до Германии, поселки, окруженные для защиты от зверей канавой и частоколом, состояли из маленьких землянок и больших наземных прямоугольных домов площадью до 27x6 кв.м со столбовой конструкцией стен и с двускатной кров­лей, которые хорошо реконструируются по данным поселений, например, Би-лени В трипольской и родственных ей культурах господствовало наземное прямоугольное жилище с каркасом, обмазанным глиной и двускатной кров­лей, что подтверждается находками моделей домов на гумельницких (Денев) и трипольских (Коломийщина) поселениях [Пассек, 1949, с 79—106], но в Триполье сооружались и землянки с каркасно-столбовой конструкцией стен и кровли типа выявленных на поселении Лука ВрубливецкаяЗО [Бибиков, 1953, с 20-77]

У восточноевропейских пастушеских племен появление долговременного жилища типа землянки фиксируется на поселении среднестоговской культуры Дереивка, где раскопана часть дома длиной 10 м со входом-коридором и от­крытым очагом [Телепн, 1973, с 39]. На распространение землянки с деревян­ными конструкциями в других районах степи указывает характер погребальных камер ямной культуры и находки в них бревен, грубо обрубленных на конус каменным топором [Городцов, 1905, с 199, 302].

Что касается Казахстана, то развитие землянки прослеживается здесь, как и в восточноевропейской степи, начиная с неолита — энеолита На неолитиче-ских стоянках Прибалхашья выявлены маленькие прямоугольные землянки, а в Борыбас и Дамсы — круглые землянки диаметром 4—5 м, обложенные сна­ружи кольцом из камней для крепления кровли из жердей и имеющие в центре открытый каменный очаг [Маргулан. 1959, с 13- 14]. На североказахстанской стоянке Виноградовка X наряду с маленькими шалашами, зафиксирована круг­лая полуземлянка Диаметром 6 м, заглубленная в землю на 0,3 м и имеющая столбовую конструкцию стен [Зайберт, 1979, с.99; Виноградов, 1981, табл.14] На кустанайской стоянке Амангельды землянка имеет площадь 6x2,4 кв м (рас­копки В Н.Логвина), на Тельманской стоянке землянки со столбовыми ямами имеют площадь 30-40 кв.м. Более развитый тип жилища представлен на нео­литической стоянке Центрального Казахстана Караганда 15, где выявлена зем-


лянка длиной 8 м, в архитектуре ее используются каменные плиты [Клапчук, 1965, с.212—217; 1970, с.153—160]. В большом неолитическом или раннеэнео-литическом поселке Ботай Кокчетавской области зарегистрировано около 80 полуземлянок площадью 25—50 кв.м со столбами, глинобитными стенами и круглыми очагами [Зайберт, 1981, с.435]. Этот тип жилища продолжает разви­ваться в Северном и Центральном Казахстане в эпоху энеолита. На северока­захстанском поселении Вишневка представлен уже вполне выработанный близ­кий андроновскому тип жилища — большая полуземлянка площадью 18x7 кв.м с бревенчатыми стенами, опорными столбами, двускатной кровлей по центру и выложенным камнем очагом [Зайберт, 1973, с.106, рис.39]31.

Сопоставление энеолитических жилищ Казахстана с украинскими позволяет констатировать, что во всей степной-лесостепной зоне домостроительство раз­вивается в одном направлении, начиная с III тыс. до н.э., восходя к традициям, возникшим еще в IV тыс. до н.э. По типу поселений и жилищ зона степи-ле­состепи сближается с центральноевропейской, но принципиально отличается от переднеазиатской зоны древних земледельцев.

Истоки так называемого переднеазиатского типа жилища археологически прослеживаются, начиная с культур неолита — энеолита. Здесь повсеместно с VII—VI тыс. до н.э. господствовал тип наземного глинобитного32 дома с плоской кровлей. Жилище эволюционировало в сторону увеличения числа комнат, сое­диняющихся каре вокруг маленького внутреннего квадратного дворика; блоки жилых и хозяйственных построек составляли разделенные узкими улочками кварталы сплошной застройки. Такие дома, состоящие из комнаты 9—12 кв.м и нескольких примыкающих хозяйственных помещений площадью по 2—3 кв.м с плоской крышей и глинобитными печами с куполообразным сводом, известны уже в Джармо, Хассуне и Ярым-Тепе в Двуречье [Braidwood, 1952; Lloyd, Safar, 1945; Oates, 1976; Чайлд, 1952, c.170, 177; Афанасьева, Дьяконов, 1970; Массой, 19766; Иванова, 1981; Рапопорт, 1966; Кузьмина, 1988а]. С халафской эпохи (V тыс. до н.э.) наряду с ними появляются круглые в плане башнеобразные глинобитные толосы диаметром 4—7 м с купольным сводом. С IV тыс. в Ме­сопотамии появились двухэтажные дома и монументальные постройки и стал применяться сырцовый кирпич на растворе. Многокомнатные дома из глины с плоской кровлей с эпохи неолита — энеолита распространены также в Анато­лии (Чатал-Эйюк) [Mellaart, 1967], Сиропалестине (Иерихон, Рас-Шамра) [Кеnуоn, 1960], Иране (Сиалк I, И, Шахри-Сохта) [Ghirshman, 1938; Tosi, 1969] и Индостане на поселениях предхараппской и хараппской культур [Sankalia, 1974]. На юге Средней Азии наземный глинобитный однокомнатный дом — место обитания малой семьи появляется в джейтунскую эпоху [Бердыев, 1969; Массой, 1971, с.103-104; 19766, с.117-119] и в период энеолита сменя­ется на Кара-депе и Геоксюре толосами и многокамерными домами с плоской кровлей, с внутренними двориками [Сарианиди, 1962; Хлопин, 1964, с.67-87; Массой, 1962, с.157—175; 19766, с.119—120], предназначенными для прожива­ния коллектива, состоящего из нескольких малых семей33. Эти жилища и тип. оселений со сплошной застройкой кварталов, характерные для Средней и Пе-


редней Азии, Ирана и Индии, принципиально отличаются от домов пастуше­ских племен центральной Евразии.

Различие двух традиций прослеживается по всем показателям. Никакого воздействия традиций древневосточного домостроительства в евразийских сте- пях на протяжении III—I тыс. до н.э. нет. Этот вывод имеет существенное значение при обсуждении выдвигаемой В.В.Ивановым и Т.В.Гамкрелидзе гипо­тезы о массовой миграции предков индоевропейцев из Передней Азии через среднеазиатские пустыни в Восточную Европу. Данные по истории домострои­тельства не могут быть использованы для подтверждения этой гипотезы.

В ареале культур Евразии с производящим типом хозяйства в эпоху энео­лита и бронзы выделяются два типа жилищ: индопереднеазиатский (глинобит­ный или кирпичный наземный многокамерный дом с маленькими комнатами, плоской крышей и закрытой печью); центральноевразийский (большой каркас-но-столбовой полуземляночный однокамерный дом с деревянными или обма­занными глиной стенами, с двускатной крышей и открытым очагом)34.

Зарождение обоих основных типов жилищ обусловлено экологическими причинами: в Европе обилие осадков и наличие лесов привело к созданию жилища с деревянными конструкциями и двускатной крышей, в Азии незначи­тельность осадков и отсутствие лесов побудили строить дома из глины с пло­ской кровлей. Размеры жилищ и их внутренняя планировка диктовались соци­ально-экономическими условиями: в степях долго сохранялась большая патри­архальная семья, ведущая общее хозяйство, для которой был необходим боль­шой однокамерный дом, а в Передней Азии рано обособились малые семьи, для проживания которых предназначались отдельные маленькие комнаты. Однако, будучи выработаны в эпоху неолита, домостроительные навыки в дальнейшем стали традиционными чертами культуры у конкретных народов и переносились в иную географическую зону при миграции.

В Передней Азии и Индостане, где с энеолитической эпохи абсолютно гос­подствует глинобитный или кирпичный многокомнатный дом с плоской кры­шей, появление чуждого типа жилища с двускатной кровлей фиксируется толь­ко у индоевропейских народов: в культовых постройках Фригии и Лидии [Acurgal, 1961]35 и в архитектуре малоазийских греческих полисов, что служит важным указанием на чужеродность фригийцев, лидийцев и греков в Передне-азиатском регионе и указывает на их миграцию из Европы.

Этнографически тип жилища с двускатной кровлей и деревянной каркасно-столбовой или рубленой конструкцией известен у различных малых ираноязыч­ных народов Ирана и Афганистана и у некоторых индоязычных этнографиче­ских и кастовых групп Индостана. Изучение деталей конструкции жилищ со­временных индоиранских народов позволяет возвести генезис их домов к сруб-но-андроновскому жилищу евразийских степей. Выявление традиций срубно-андроновского домостроительства служит звеном в цепи доказательств индои-ранской принадлежности пастушеских племен II тыс. до н.э.

Непосредственное продолжение срубно-андроновские домостроительные традиции нашли в культуре ираноязычных кочевников евразийских степей са-ков, савроматов и скифов — вероятных потомков пастушеских племен эпохи


бронзы. Несмотря на переход к кочевому скотоводству, в эпоху раннего железа в степях сохранялось монументальное зодчество. Скифы, судя по данным Ка­менского, Вельского, Пастерского, Матронинского, Немировского, Тарасового и других городищ, окружали поселок оборонительными валами, сооружали большие землянки со ступенчатым коридором-пандусом и наземные дома стол­бовой конструкции с двускатной кровлей, конец которой опирался на столбы, установленные по центру по продольной оси. В погребальной камере устраива­лась миниатюрная


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: