Дилемма - это умозаключение из трех посылок, две из которых - условные суждения и одна – разделительное суждение.
Виды:
1. Простая конструктивная дилемма. А→С, В→С, АⱱВ
С
2. Сложная конструктивная дилемма. А→С, В→D, AⱱB
CⱱD
3. Простая деструктивная дилемма. С→А, С→В, АⱱВ
С
4. Сложная деструктивная дилемма. С→А, D→B, AⱱB
CⱱD
41. Недедуктивные умозаключения, их виды и роль в познании.
Недедуктивное умозаключение (Индукция) – это переход знаний от «частного к общему». Виды: а) обобщающая индукция, может применяться при соцопросах, даче прогнозов и т.д.; б ) метод установления причинных связей (исключающая индукция) может применяться при исследовании науки, для выдвижения новых научных теорий и т.д.
42. Индукция как метод познания. Полная индукция, возможности ее применения.
Индуктивное умозаключение связывает частные предпосылки с заключением не строго через законы логики, а скорее через некоторые фактические, психологические или математические представления. Позволят познавать мир методом сравнения и наблюдения.
Полная обобщающая индукция. Вывод всегда достоверен. Множество А состоит из элементов: А1, А2, А3, …, Аn. А1 имеет признак В, А2 имеет признак В. Все элементы от А3 до Аn также имеют признак В. Следовательно, все элементы множества А имеют признак В. Область применения ограничена числом предметов класса исследования, можно делать прогнозы.
43. Неполная индукция и способы повышения ее надежности.
Неполная обобщающая индукция. Вывод носит вероятностный характер. Множество А состоит из элементов: А1, А2, А3, …, Аn. А1 имеет признак В, А2 имеет признак В. Все элементы от А3 до Аn также имеют признак B. Следовательно, вероятно, Аn+1 и остальные элементы множества А имеют признак В. Способы повышения надежности: 1) увеличение числа изучаемых случаев. 2) увеличения разнообразия изучаемых случаев. 3)учет характера связи между рассматриваемыми предметами и их признаки.
44. Научная индукция. Типичные ошибки, возникающие при анализе причинных связей.
Научная индукция отличается от неполной индукции через простое перечисление при отсутствии противоречащего случая (такую индукцию называют популярной, так как посылки в ней нередко берутся случайно) тем, что она нацелена на отыскание причинных связей, открытие законов. Поэтому научная индукция основывается на таких методах познания, как наблюдение и эксперимент. Типичная ошибка - поспешное обобщение – логическая ошибка, состоящая в том, что вывод делается на основе немногих случайно встретившихся примеров.
45. Методы сходства и различия. Объединенный метод.
Метод сходства – если два и более случаев сходны только в одном обстоятельстве, то это обстоятельство и есть причина данного явления. Схема: При АВС возникает а, при ADE возникает а, при AFG возникает а. Следовательно, обстоятельство А, вероятно, есть причина а.
Метод различия – если случай, в котором исследуемое явление наступает, и случай в котором исследуемое явление не наступает, отличаются только одним обстоятельством, то, вероятно, это и есть причина исследуемого явления. Схема: При ABCD возникает а, при BCD не возникает а. Следовательно А, вероятно есть причина а.
Для повышения надежности вывода используют объединенный метод сходства и различия. Для этого необходимы три случая. Схема: При АС возникает а, при АВ возникает а, при С не возникает а. Следовательно А, вероятно, и есть причина а.
46. Методы сопутствующих изменений и остатков.
Метод сопутствующих изменений – если что-то изменяется определенным образом, когда изменяется предшествующее ему явление, то эти явления, вероятно, находятся в связи друг с другом. Схема: При А1ВС возникает а, при А2ВС возникает а. Следовательно А, вероятно, есть причина а.
Метод остатков - если из сложного явления, вызываемого комплексом обстоятельств, вычесть уже изученную часть, то остаток, вероятно, будет следствием оставшихся обстоятельств. Схема: явление абс вызывается обстоятельствами АВС. Часть б вызывается В. Часть с вызывается С. Вероятно, часть а вызывается А.