Италийское искусство
На территории нынешней Италии в 1 тысячелетии до нашей эры различные по своему происхождению и и языку народы создают развитые цивилизации. На общем фоне художественной культуры италиков выделяются сначала этрусски, а затем римляне, искусство которых приобретает с началом республиканского периода свой особый характер.
Тема: Искусство Этрурии.
В Италии до Римского владычества, кроме городов Великой Греции, самой значительной областью была Этруриия (западная сторона полуострова к северу от Тибра до реки Арно, на востоке Апеннины). Этрурия - союз 12 городов, которые являлись центрами более мелких городов и поселений. Во главе союза стояла жреческая каста – лукумоны.
.8 век до н.э. – финикийские торговцы меняют изделия своих мастеров на продукцию сельского хозяйства.
7 - греческие купцы вытесняют финикийских.
6 век - этрусские владения распространились на долину По, Лациум и часть Кампньи. До конца века этрусская династия царей правила Римом.
Века до н.э. – период борьбы Рима с Этрурией.
год – победа Рима.
3 - 2 век до н.э. – период второго процветания Этрурии, но смешавших с римской культурой, которая тесно взаимодействовала с Греческой (Афины), культура Этрурии утрачивает свои специфические черты: римляне ввели свой латинский язык, порядки и обычаи; этрусский язык стал мертвым.
Общая характеристика архитектуры.
Погребальные сооружения, храмы, оборонительные стены, жилые дома. Городские ворота перекрыты различными вариантами сводов: простейший ложный свод, сложнейший полуциркульный со значительным расстоянием между опорами (Порта Марция и Августа в Перудже \3век до н.э.)
Этрусские храмы:
1 тип – большие храмовые сооружения с тремя целлами и глубоким портиком, (описан Витрувием)
2 тип - небольшие храмы с двухколонным портиком и одной целлой (тип храма в Алатри)
Храмы (в отличие от греческих) стояли на высоком пьедестале – подиуме, имели деревянные перекрытия, которые поддерживали деревянные или каменные колонны, имели двускатную кровлю с сильно выступающим карнизом и богато декорированными терракотовыми деталями. В этрусских храмах применялся «этрусский» или «тосканский» ордер (этрусский вариант греческого дорического). Колонны без канелюр, но база и капитель сходна с дорическим стилем (влияние – храм Посейдрна в Пестуме).
Типы гробниц.
1.Пещерные с фасадом, высеченным на поверхности скалы.
2. Изолированные гробницы с заупокойной камерой (ниже уровня земли), выше – тумулус (насыпь конической формы), опоясанный крепидой (каменное кольцо). Этот тип оказал влияние на архитектуру Древнего Рима (мавзолем Августа и Андриана).
Жилые дома.
Прямоугольные в плане здания, крытые четырехскатной крышей с сильно выступающими концами. В центре крыши – комплювиум (отверстие), через которое освещался «атриум»
(внутренний дворик, главное помещение дома). Тип домов с атриумом развивался в архитектуре республиканского Рима.