Искусство этрусков

8 – 7 века до н.э. – влияние Востока (золотые, серебрянные и бронзовые предметы из гробницы «Ругулини Галаци»), с конца 7 века - Греции (росписи гробницы «Кампаса»).

6– 5 век до н.э. – время расцвета Этрурии. В Тарквиниях процветают живописные мастерские. В Вейях работает скульптор Вулка (по приглашению римлян ). Цере славится керамическими изделиями, Клузиум – пластикой из камня, рельефами. Из греческого искусства используются художественные приемы, мифологические образы (Силен, Менада, Гермес, Аполлон, Геракл Зевс). Образы реальных и фантастических животных сменила тема человека.

Новые сюжеты: заупокойный мир, оплакивание, охота, спортивные и гладиаторские бои, элементы пейзажа. Форма художественного изображения условна, раскраска тел – условна: мужчины – темно – коричневые, женщины - светлые (ср.Египет), К концу столетия появляются правильные пропорции, сложные движения (см. гробницы «Авгуров». «Львиц». «Расписных ваз», «Старика», «Девочки»). Популярен натюрморт: утварь, мебель, одежды.

Скульптура делалась из глины, бронзы, местного камня – известняка и травертина (саркофаг с возлежащими на крышке супругами, статуя Аполлоны, Гермеса и терракотовые раскрашенные антефиксы с головами Силена и Менады). Антефикс – украшение из мрамора или терракоты, которые помещались по краям кровли вдоль продольных сторон храма.

5 век до н.э. – живопись под влиянием греческого искусства. Фигуры стройные, лица – классической формы. Грандиозные композиции Полигнота, живописные достижения Зевсиса, Паррасия, Тиманфа (фиванско- аттическая и сикионская школы) – расцвет греческой живописи, повлиявший на всю культуру Древнего мира.

Этрусские образцы: /гробница «Чудовища»/ картины пиров и танцев сменились мрачными картинами подземного мира, крылатых демонов, сцен из Одиссеи Гомера.

Скульптура: статуя Афины из Ареццо, «Марс Тоди» в традициях Фидия Портретная бронзовая головка мальчика, терракотовые скульптуры храма в Вольсинии - 1.отсутствие идеализации и героизации образа, 2.простота и лаконичность форм - этрусские характерные черты, не имеющие аналогов в греческом искусстве.

4 век до н.э. – преобладание скульптурного и живописного портрета (могила «Щитов»).

3-2 века культурный подъем Этрурии под властью Рима.

3 – 1 века до н.э. Два главных направления развития искусства:

1- эллинистическое (терракотовая фигура божества с фронтона, храм в Валериях, роспись могилы «Тифона»)

2- местное традиционное (скульптурные портреты на саркофаге «Магната», Ларция Сеянти, бронзовая статуя оратора). Портретная точность, без идеализации и психологизма.

Этруски, отделенные от остальных языком, обычаями и верованиями древнего происхождения пережили греческое философствование и римский прагматизм. Для них божественное есть некая всеобщность, в которую ритуал погружает и повседневную жизнь, и смерть через образы одинаково естественные: женщина пользуется ни с чем ни сравнимыми прерогативами. Жизнь – «тайна» этрусков, искусство – поиск смысла. В поисках истины жизни и смерти этруски идут по пути абстракции, а так же фантастического видоизменения реальности. Изображение фигуры усопшего до пояса наводит на мысль об обращении у теме подземного мира: голова – шар, помещенный на цилиндр, изображающий шею (680 – 670 г. до н.э.) Эстетика недосказанного. Демоны загробного мира приобретают устрашающий внешний вид: Харон с синим, как разлагающийся труп, телом, крылатый Тухульха с клювом вместо носа держит в руках змей. Демон из Апокалипсиса идентичен драконам, везущим колесницу Персефоны в керамическом изображении из Вольсиний (300г. до н.э.) Множество совпадений с этрусскими мифами являет нам средневековье.

Во время господства классического греческого стиля этрусский характер содержания произведений вступает в контраст с образцами (гробница Орка, саркофаг Амазонок, Жреца),

Из истории.

Множество свидетельств происторического периода (2 тысячелетие до нашей эры) рассказывают нам о предпосылках современных культур Италии. Разнообразным племенам, расселенным по обе стороны Альп, - лигурам, венетам, протокельтам – соответствует территория, которая в историческую эпоху совпадает с областью тирренов или этрусков. Область Лаций (Лацио) получила название от латинов, которым мы обязаны основанием Рима. К италикам следует прибавить италиотов и сицелиотов (греков – поселенцев), карфагенян, финикийцев. Из этого разнообразия берет начало все итальянское искусство в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: