Тема 6. Отклонения в развитии ребенка

Понятие возрастной нормы психического развития. Необходимо различать возрастные и индивидуальные нормы развития, учитывать индивидуальные особенности и темпы развития ребенка. Успешность развития ребенка должна оцениваться в первую очередь по отношению к его индивидуальным особенностям.

Гетерохронность (неравномерность) психического развития в дошкольном возрасте. Является характерной чертой психического развития ребенка вообще. Чаще всего в дошкольном возрасте проявляются две тенденции семьи и других взрослых, взаимодействующих с ребенком: излишний акцент на опережающих сторонах психического развития и их неоправданная эксплуатация или намеренное и преувеличенное внимание к отстающим сторонам развития ребенка. И то и другое ведет к нарушению эмоционального благополучия и искажению индивидуальной картины развития ребенка и требует своевременной психологической помощи.

Варианты психического развития могут носить индивидуальный характер и могут быть сгруппированы следующим образом.

Опережающее развитие. Чаще всего одни стороны развития опережают другие, и это является вариантом дисгармоничного развития. Об опережающем развитии обычно говорят в тех случаях, когда "вырываются вперед" две или три стороны развития ребенка (например, интеллектуальное, музыкальное и речевое). При этом отстающие стороны (общение, эмоциональная сфера, физическое развитие) не учитываются.

Одаренные дети. Одаренными считаются дети, специальные способности которых намного превышают свойственные их возрасту. В этом случае необходима поддержка этих способностей в сочетании с оптимизацией и коррекцией отстающих сторон. Прежде всего следует позаботиться о полноценном развитии ведущей деятельности, которая в этом случае чаще всего бывает угнетена.

Дети с физическими недостатками и ослабленным здоровьем. Такие дети требуют повышенного внимания психолога, у них часто развиваются застенчивость, страхи, иногда агрессивность и другие нарушения развития и поведения. Особое внимание стоит уделить налаживанию взаимоотношений таких детей со сверстниками.

Отклонения в развитии: задержки развития, педагогическая запущенность, аномальное развитие. Эти особенности развития в выраженной

форме требуют специальной психологической помощи. В задачу психолога входят своевременное обнаружение этих особенностей и направление родителей к соответствующим специалистам. Слабо выраженные нарушения этого спектра могут быть предметом психологической коррекции психолога детского учреждения.

ЛИТЕРАТУРА

  • Абрамова Г. С. Практикум по возрастной психологии. - М., 1998.
  • Абрамова Г. С. Практическая психология. - Екатеринбург, 1998.
  • Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Под ред. А. Я. Коломинского и Е. А. Панько. - Минск, 1997.
  • Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка. -М., 1997.
  • Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. - М., 1997.
  • Обухова Л. Ф. Возрастная психология. - М., 1996.
  • Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. - М., 1996.
  • Практическая психология образования / Под ред. И. В.Дубровиной. -М., 1997.
  • Психолог в начальной школе: Учебно-практическое пособие / Т. Ю. Андрющенко. - Волгоград, 1995.
  • Руководство практического психолога: Готовность к школе: Развивающие программы / Под ред. И. В. Дубровиной. - М., 1997.
  • Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы/Под ред. И. В. Дубровиной. - М., 1997.
  • Чиркова Т.Н. Психологическая служба в детском саду. - М., 1998.
  • Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А. Д. Кошелевой. -М., 1985.
  • Я работаю психологом... Опыт, размышления, советы / Под ред. И. В. Дубровиной. - М., 1999.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Пояснительная записка

Программа курса "Психологическое консультирование" является вариантом программы общего курса по психологическому консультированию, адаптированным для обучения студентов высших учебных заведений по специальности "Дошкольная педагогика и психология".

В программе отражены общие теоретические вопросы психологического консультирования как вида психологической практики, структура, форма и методы проведения консультирования. Особенностью программы является ее ориентация на проблемы и специфику консультирования детей младенческого, раннего и дошкольного

возраста, включая младенчество и ранний возраст. Этот аспект консультационной работы психологов недостаточно отражен в учебной и методической литературе.

Программа состоит из двух разделов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: