Тема 4. Онтогенетическая ориентация как важнейшая составляющая разных направлений психокоррекции и психотерапии

Изучение истории развития ребенка. Традиционное выделение факторов "почвы", социальной среды и возраста как основных условий развития. Понятие психологического анамнеза.

Зона и горизонты ближайшего развития (Л. С. Выготский). Процесс "возвышения" ребенка к его горизонтам развития и стратегия подкрепления его возможностей. Теория поэтапного формирования умственных действий как метод прогноза обучения и психического развития ребенка (П.Я.Гальперин, Л.Ф.Обухова).

Понятие многоуровневости развития высших психических функций. Использование принципа многоуровневости для психодиагностики и психокоррекции отклонений в развитии. Этапы психического развития и нейропсихологическая диагностика. Возрастные нейропсихологические особенности развития моторики, гнозиса, праксиса, слухо-речевой и зрительной функций в дошкольном возрасте. Принцип "замещающего онтогенеза" (А.В.Семенович). Основные направления современной развивающей и коррекционной работы. Многоуровневая психокоррекция эмоциональной сферы ребенка (В.В.Лебединский, О. С. Никольская).

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ
И ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Пояснительная записка

Основная задача курса - повышение коммуникативной компетентности студентов, специализирующихся как детские практические психологи, и их знакомство с основными направлениями групповой психотерапии.

Обучение происходит в два этапа. Первому этапу соответствует раздел 1. Социально-психологический тренинг, позволяющий учащимся приобрести необходимые навыки общения, развить собственную коммуникативную компетентность. В данной программе его основу составили положения о коммуникативной компетентности, разработанные в русле нейролингвистического программирования. По желанию преподавателя, ведущего тренинг, этот раздел может быть представлен в русле любого направления групповой работы. Единственное, на чем настаивает автор программы, это то, что начинать работу по данному курсу необходимо с практической части, с собственно социально-психологического тренинга как такового. Это позволит учащимся приобрести необходимые навыки общения, сделает их более свободными и раскрепощенными.

Этап второй - исследовательский: студенты знакомятся с понятийным аппаратом, методами диагностики и способами овладения средствами коммуникативной деятельности. Этап второй включает в себя два раздела - раздел 2. Основные принципы проведения групповой тренинговой и психотерапевтической работы и раздел 3. Формы и методы психологической работы в группах на современном этапе. Под руководством опытного педагога студенты изучают основные направления групповой психотерапии в зарубежной и отечественной психологии, приобретают опыт применения элементарных техник в области социально-психологического тренинга.

Формы работы - лекции, семинары, учебные конференции, "круглые столы". Учащиеся подбирают литературу, ведут поиск необходимых статей, в которых обсуждаются проблемы, связанные с проведением социально-психологического тренинга и групповой психотерапии.

Раздел 1. Социально-психологический тренинг


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: