Нормативно-правовая база работы практического психолога

Определение: совокупность норм, прав, юридических правил, стандартов и регламентов по регулированию деятельности и поведения психолога, по упорядочению существенных отношений связи между коллегами, по профессиональному и должностному развитию кадров психологической службы. В сфере образования работают психологи и педагоги-психологи.

Статус психолога-специалиста

Должен иметь высшее психологическое образование или высшее психологическое образование и дополнительную специализацию по практической психологии.

Психолог сферы образования имеет 24-часовую рабочую неделю, по 5 часов в день; педагог-психолог имеет 36-часовую неделю.

Рабочее время психолога организуется с учетом нормирования практической работы с детьми разных возрастов и различными категориями взрослых.

Выбор направлений работы определяется потребностями образовательного учреждения и наличием определенного числа психологов.

Для работы психологу обязательно выделяется отдельный кабинет.

Оформление и содержание кабинета оплачиваются.

Психолог должен вести учет работы в письменном виде и предоставлять отчетность администрации.

Психолог должен знать:

  • 1) приказы, распоряжения и другие нормативные документы вышестоящих и других органов, касающихся психологии;
  • 2) психологию труда и управления, инженерную и социальную психологию, основы экономики, организации и техники производства, труда и управления;
  • 3) методы изучения психологических особенностей работников и их деятельности;
  • 4) технические средства, применяемые при изучении условий труда;
  • 5) опыт отечественных и зарубежных психологов в данной сфере;
  • 6) основы профориентационной работы;
  • 7) законодательство о труде и охране труда;
  • 8) правила внутреннего трудового распорядка;
  • 9) правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

Закон об образовании

  • (принят Государственной Думой 12.07.95; статья 55 раскрывает права работников образовательных учреждений, их социальные гарантии и льготы)
  • право на свободу выбора в использовании материалов, учебников, методик;
  • право на получение пенсии;
  • право на получение жилплощади в сельской местности после 10 лет непрерывной работы в образовательном учреждении;
  • право на длительный отпуск сроком до одного года;
  • право на оплату труда по Единой тарифной сетке;
  • право на отпуск в 56 календарных дней - педагогам-психологам, за исключением дошкольных образовательных учреждений и методических центров, все остальные имеют 42 календарных дня отпуска.

Федеральный закон о высшем и послевузовском профессиональном
образовании

(принят Государственной Думой 19.06.96; регламентирует статус образовательного учреждения высшего образования и статус научно-педагогических работников)

Статья 6: проучившись 4 года, можно получить степень бакалавра, 5 лет - диплом специалиста-психолога, после 6 лет - степень магистра.

Статья 16: иногородним студентам и аспирантам, обучающимся в государственных вузах, предоставляется возможность один раз в год съездить домой ж/д транспортом (туда и обратно) бесплатно. Проживающим на Дальнем Востоке и в Сибири - авиатранспортом. Право на бесплатное посещение государственных библиотек и музеев для студентов государственных вузов.

Письмо МО РФ "Об оплате труда работников образовательных
учреждений"

(от 12.03.93, сведения о доплате)

Работа в специальных коррекционных образовательных учреждениях или классах - 15 - 20%.

Работа в учреждениях для детей-сирот - 20%.

Работа в учреждениях начального профессионального образования МВД - 50 - 75 %.

Работа в школах-интернатах общего типа - 15%.

Работа в психолого-медико-педагогических комиссиях и консультациях - 20 %.

Приложение 4 к приказу Минобразования РФ и Госкомвуза РФ

(от 14.12.95, № 622/1646)

Требования квалификации по разрядам оплаты для
педагогов-психологов

  • 8-й разряд - высшее психологическое образование.
  • 9-й разряд - высшее психологическое образование и стаж от 2 до 4 лет.
  • 10-й разряд - высшее психологическое образование и стаж от 2 до 6 лет.
  • 11-й разряд - высшее психологическое образование и стаж от 6 до 10 лет.
  • 12-й разряд - высшее психологическое образование и стаж более 10 лет или вторая квалификационная категория.
  • 13-й разряд - первая квалификационная категория.
  • 14-й разряд - высшая квалификационная категория.

Можно сдать экзамен и получить более высокий разряд. Если есть публикации, можно требовать первую квалификационную категорию со сдачей экзамена.

Требования квалификации по разрядам оплаты для практического
психолога

  • 6-й разряд - высшее образование.
  • 7 - 8-й разряды - психолог второй категории и стаж работы не менее 3 лет.
  • 8 - 9-й разряды - психолог первой категории и стаж работы в должности психолога второй категории не менее 3 лет.

Приложение

1. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 22 октября 1999 г. № 636

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О СЛУЖБЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В целях развития и совершенствования психологической помощи участникам образовательного процесса приказываю:

  1. Утвердить прилагаемое Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации.
  2. Органам управления образованием субъектов Российской Федерации довести настоящее Положение до сведения руководителей подведомственных образовательных учреждений.
  3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя министра Е. Е. Чепурных.

Министр

В.М.ФИЛИППОВ

Приложение

к Приказу

Минобразования России

от 22 октября 1999 г. № 636

ПОЛОЖЕНИЕ
О СЛУЖБЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  1. Настоящее Положение определяет организационно-методическую основу деятельности службы практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (далее - Служба).
  2. Под Службой понимается организационная структура, в состав которой входят педагоги-психологи образовательных учреждений всех типов, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры) психолого-педагогические и медико-педагогические комиссии (ПМПК), научные учреждения, подразделения высших учебных заведений, учебно-методические кабинеты и центры органов управления образованием и другие учреждения, оказывающие психологическую помощь участникам образовательного процесса.
  1. Служба оказывает содействие формированию развивающего образа жизни обучающихся, воспитанников, их индивидуальности на всех этапах непрерывного образования, развитию у обучающихся, воспитанников творческих способностей, созданию у них позитивной мотивации к обучению, а также определению психологических причин нарушения личностного и социального развития и профилактики условий возникновения подобных нарушений.
  2. В своей деятельности Служба руководствуется международными актами в области защиты прав детей, Законом Российской Федерации "Об образовании", федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующих органов управления образованием, настоящим Положением.

II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СЛУЖБЫ

5. Целями Службы являются:

  • - содействие администрации и педагогическим коллективам образовательных учреждений всех типов в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся, воспитанников и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса;
  • - содействие в приобретении обучающимися, воспитанниками образовательных учреждений психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры;
  • - оказание помощи обучающимся, воспитанникам образовательных учреждений в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;
  • - содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, воспитанников, а также формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.

6. Задачи Службы:

  • - психологический анализ социальной ситуации развития в образовательных учреждениях, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
  • - содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности;
  • - формирование у обучающихся, воспитанников способности к самоопределению и саморазвитию;
  • - содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях;
  • - психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся, воспитанников;
  • - профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитии обучающихся, воспитанников;
  • - участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или отдельных образовательных учреждений;
  • - участие совместно с органами управления образованием и педагогическими коллективами образовательных учреждений в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования;
  • - содействие распространению и внедрению в практику образовательных учреждений достижений в области отечественной и зарубежной психологии;
  • - содействие в обеспечении деятельности педагогических работников образовательных учреждений научно-методическими материалами и разработками в области психологии.

III. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ

7. Первичная помощь участникам образовательного процесса в образовательных учреждениях всех типов оказывается педагогом-психологом (педагогами-психологами) или группой специалистов с его участием. Состав группы специалистов определяется целями и задачами конкретного образовательного учреждения.

8. Специализированная помощь участникам образовательного процесса, а также содействие в профессиональной деятельности педагогов-психологов образовательных учреждений всех типов оказывается учреждениями, предназначенными для углубленной специализированной помощи детям, имеющим проблемы в обучении, развитии и воспитании: образовательными учреждениями для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи и психолого-педагогическими и медико-педагогическими комиссиями.

9. Научно-методическое обеспечение деятельности Службы осуществляется научными учреждениями, подразделениями высших учебных заведений, учебно-методическими кабинетами и центрами органов управления образованием, а также научными учреждениями Российской академии образования.

IV. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ

10. К основным направлениям деятельности Службы относятся:

  • - психологическое просвещение - формирование у обучающихся воспитанников и их родителей (законных представителей), у педагогических работников и руководителей образовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта;
  • - психологическая профилактика - предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;
  • - психологическая диагностика - углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Психологическая диагностика проводится специалистами как индивидуально, так и с группами обучающихся, воспитанников образовательных учреждений;
  • - психологическая коррекция - активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психологов, дефектологов, логопедов, врачей, социальных педагогов и других специалистов;
  • - консультативная деятельность - оказание помощи обучающимся, воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.

V. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ

11. Деятельность Службы обеспечивается органами управления образованием, в ведении которых находятся образовательные учреждения.

12. Координация деятельности Службы осуществляется соответствующим структурным подразделением Минобразования России.

13. Служба работает в тесном контакте с учреждениями и организациями Российской академии образования, здравоохранения, органами опеки и попечительства, органами внутренних дел и прокуратуры, общественными организациями, оказывающими образовательным учреждениям помощь в воспитании и развитии обучающихся, воспитанников.

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНСТРУКТИВНОЕ ПИСЬМО
от 1 марта 1999 г. № 3
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ
ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Минобразованием России в результате обмена информацией как с органами управления образованием субъектов Российской Федерации, так и с руководителями государственных и муниципальных образовательных учреждений системы общего и профессионального образования установлено:

  • - неэффективное использование рабочего времени педагога-психолога при существующих нормативных документах, регламентирующих его деятельность;
  • - отсутствие возможности постоянного и систематического повышения своей профессиональной компетенции, что приводит к снижению эффективности деятельности педагога-психолога в образовательных учреждениях различных типов и видов;
  • - при существующей организации деятельности педагога-психолога происходит быстрая профессиональная дисквалификация его как специалиста, вследствие чего в отдельных регионах Российской Федерации отмечается заметная текучесть психологических кадров.

Исходя из вышеизложенного, руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений следует руководствоваться тем, что нагрузка педагога-психолога в образовательных учреждениях составляет 36 часов в неделю, как у всех категорий педагогических работников образовательных учреждений (Закон Российской Федерации "Об образовании", статья 55, пункт 5), из них:

  • - индивидуальная, групповая работа с обучающимися, воспитанниками, консультативная работа с учителями, воспитателями и родителями обучающихся, воспитанников составляет 24 часа в неделю;
  • - подготовка к индивидуальной и групповой работе, обработка, анализ, обобщение результатов деятельности, интерпретация полученных данных и заполнение отчетной документации (см. Приложение), затраты времени на повышение профессиональной компетенции педагога-психолога составляют 12 часов в неделю, что не требует обязательного присутствия педагога-психолога в образовательном учреждении.

Руководителям органов управления образованием субъектов Российской Федерации при осуществлении инспекционных проверок рекомендуется использовать установленное распределение рабочего времени педагога-психолога как критерий оценки эффективности его деятельности.

Заместитель министра

Е. Е. ЧЕПУРНЫХ

Приложение

к инструктивному письму

от 1 марта 1999 г. № 3

ФОРМЫ
УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОТЧЕТНОСТЬ
ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ

Педагоги-психологи, работающие в образовательных учреждениях различного типа и вида, образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям (центре), ведут учет проводимой работы по следующим формам*:

  1. План работы педагога-психолога образовательного учреждения (форма № 1).
  2. Заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования (форма № 2).
  3. Журнал консультаций психолога (форма № 3).
  4. Журнал учета групповых форм работы (форма № 4).
  5. Карта психолого-медико-социальной помощи ребенку (формы № 5, 5А, 5Б, 5В).
  6. Программа работы педагога-психолога с группой (формы № 6, 6А).
  7. Коррекционная работа (форма № 7).
  8. Программа коррекционно-развивающих занятий (форма № 8).
  9. Требования к авторским программам (форма № 9).
  10. Аналитический отчет о работе педагога-психолога (форма № 10).
  11. Аналитический отчет руководителя (методиста) муниципальной методической службы (форма №11).

По итогам года педагоги-психологи представляют аналитический отчет о своей работе (форма № 10) руководителю образовательного учреждения и руководителю муниципальной психологической службы.

Данный отчет включается в отчетную документацию образовательного учреждения. Руководитель психологической службы муниципального уровня представляет по итогам года аналитический отчет (форма № 11) руководителю муниципального органа управления образованием и руководителю психологической службы региона.

* Формы отчетной деятельности составлены на основании имеющегося опыта регионов Российской Федерации и апробированы региональным центром социопсихологических исследований и диагностики Самарской области.

ФОРМА № 1
(обязательна)

ТРЕБОВАНИЯ
К ПЛАНУ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

1. При составлении плана необходимо учитывать:

  • - цели и задачи образовательной деятельности своего учебного заведения;
  • - приоритет прав и интересов ребенка в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации "Об образовании", "Конвенцией о правах ребенка", нормативными документами Минобразования России, приказами и распоряжениями субъектов Российской Федерации;
  • - нормы расхода времени на каждый вид деятельности (см. материалы Коллегии Министерства образования Российской Федерации от 29 марта 1995 г. "О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в России").

2. План работы должен включать следующие графы:

№ п/п Название работы Условия проведения Ответственный Срок проведения Предполагаемый результат
           

Пункт 2 может содержать как название разового мероприятия (собрание, консультация, беседа, урок), так и название программы деятельности по определенному направлению (например, проведение диагностического обследования или сопровождения класса коррекции и т.п.). Во втором случае должны быть подпункты пункта 2, каждый из которых имеет свой срок и результат.

Пункт 6 должен быть изложен в форме конкретных результатов, допускающей контроль за исполнением.

В пункте 4, если ответственность за исполнение распределяется между несколькими исполнителями, должно быть указано содержание ответственности (например, оформление помещения, подбор участников, проведение тренинга и т.д.).

3. План работы составляется на периоды, принятые как отчетные в данном образовательном учреждении. Например, на неделю, месяц, квартал и т.д. или на учебную четверть.

Перспективный план работы, включающий цели и направления работы психолога в данном учреждении, должен составляться на год.

ФОРМА № 2
(обязательна)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕДЕННОГО
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
(СТРУКТУРА И ОСНОВЫ СОДЕРЖАНИЯ)

  1. Причина исследования (в изложении обратившегося).
  2. Разработка плана исследования, построение гипотезы, обоснование выбора методик психодиагностического исследования (разработчик: Ф.И.О., должность, место работы, рабочий телефон).
  3. Диагносты (Ф.И.О., должность по месту работы).
  4. Сроки проведения исследования.
  5. Применение методики описать по следующей схеме:
№ п/п Название шкалы Автор теста и его название Исследуемая функция Фактор, влияющий на результат
         

6.Название оценочных шкал, принятых как значимые в данном исследовании (например:

  • вербальный интеллект,
  • осведомленность,
  • понятливость,
  • речевое развитие,
  • общая оценка).

7.Результаты исследования:

  • а) количественные данные представлены в таблицах на каждый класс (группу) (см. схему учета результатов тестирования);
  • б) обобщенная интерпретация данных: аналитическое описание полученных результатов и выводы по результатам;
  • в) рекомендации по результатам исследования.

Схема учетов результатов тестирования

№ п/п Ф.И.О. тестируемого Результаты выполнения диагностического задания Заключение
        *** N  
             

Дата, Ф.И.О., должность составителя заключения, подпись

ФОРМА № 3
(обязательна)

ЖУРНАЛ
КОНСУЛЬТАЦИЙ ПСИХОЛОГА
ПОЛНОЕ НАИМЕНОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Дата Время проведения Консультируемый Повод обращения Проблема Результат консультирования Консультант
    Возраст Пол Имя        
    З а 3 б З в        

Графа Зв заполняется полным именем обратившегося или знаком под анонимным обращением.

Графа 7 вводится, если в учреждении работают несколько психологов и журнал психологических консультаций общий для всех психологов.

Отметка времени начала и окончания консультаций позволяет вести учет расхода времени на консультации в месяц, год и, следовательно, учитывать это при планировании работы на следующий год.

ФОРМА № 4 (обязательна)

ЖУРНАЛ
УЧЕТА ГРУППОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ

Список участников № п/п, Ф.И.О. Тема или название тренинга Дата встречи Отметка о посещениях Ведущий Примечание
           

К групповым формам работы психолога в учреждении образования можно отнести:

  • - тренинг с детьми или взрослыми (педагогами, родителями);
  • - коррекционные или развивающие занятия с детьми по определенной программе;
  • - семинары, лекции, методические занятия с педагогами.

Если последнее учитывается в специальном журнале учреждения образования, необходимо вносить туда сведения о них по установленному в журнале образцу.

ФОРМА № 5
(обязательна)

КАРТА
ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ РЕБЕНКУ

Карта  
Фамилия  
Обследование проводит
 
Дата  
Учреждение образования (д/с, школа и т.д.)
  Класс (группа)  
Адрес   Телефон  
Фамилия, имя, отчество родителей  
Кем направлен  
Причина обращения  
Анамнестические сведения  
 
Семья  
Условия проживания  
Биологические факторы  
  леворукость  
Особенности раннего развития  
Воспитание до учреждения образования  
Наблюдение специалистов  
Жалобы в настоящий момент  
Проблемы, связанные с учреждением образования  
Перемена учреждения образования Повторение класса Сфера нарушения школьной адаптации
    Сложности в обучении, воспитании______________ Итоговые оценки по основным предметам____________________________________
    Трудности в освоении норм поведения____________ ______________________________________________
    Особенности социальных контактов_______________ ______________________________________________

Заключение_________________________________________________________________________

Рекомендации_______________________________________________________________________

ФОРМА № 5 А

Психосоциальная ситуация развития:
актуальный конфликт, время его возникновения оценка социальной ситуации в учреждении образования, оценка семейной ситуации психологическая защита (ощущения, фантазии, деятельность, контакты) самооценка
Ситуация в семье:
совместные занятия дома с ребенком взаимоотношения ребенка с педагогом, сверстниками взаимоотношения родителей с учреждением образования отношения в семье тип семейного воспитания

ФОРМА № 5 Б

Психологические данные
Интеллектуальные особенности
 
Личностные характеристики
Зона ближайшего развития
 
Мотивация Интересы, представление о будущем
 
Медицинские данные
Рекомендовано

Психологическое заключение

ФОРМА № 5 В

На основании психолого-медико-социального заключения рекомендовано:
Посещение коррекционных занятий  
Специалист  
За прошедший период произошли следующие изменения:
Рекомендации педагогу:
С рекомендациями ознакомлен  
Педагог  
Рекомендации родителям:
С рекомендациями ознакомлены  
мать  
отец  

ФОРМА № 6

ПРОГРАММА
РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ГРУППОЙ  
    (какой)
  1. Составлена психологом (Ф.И. О.)
  2. Описание класса (группы):
    психологическая характеристика детей;
    общая характеристика работы педагога в этом классе (группе).
  3. Цели программы
    (прописать конкретные цели и задачи работы с детьми; если отдельно выделяется работа с педагогами и родителями, то прописать и эти задачи).
  4. Этапы реализации программы по месяцам.
  5. Планируемые результаты психологической работы в классе (группе) в виде, допускающем их экспертную проверку.

Дата составления:_________________________

Подпись психолога:_______________________

ФОРМА № 6 А

РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
В КЛАССЕ (ГРУППЕ)____________В_______УЧЕБНОМ ГОДУ

1. В классе (группе) были проведены следующие диагностические исследования.

Время проведения Тест Название исследуемой тестом характеристики

2. Перечень групповых занятий (тренингов), проведенных в классе (группе).

Время проведения Название тренинга Тема занятий

3. Перечень занятий с педагогами (если планировались).

Время проведения Тема занятий Цели занятий Участники

4. Название форм индивидуальной работы с детьми.

Время проведения Тема занятий Цель занятий Ф.И.О. ребенка (если это была работа с отдельными детьми)

Перечень полученных результатов работы с классом (группой) в виде, допускающем их понимание и использование теми, кто еще работает или будет работать с этим классом.

Рекомендации к дальнейшей работе с этим классом (группой).

Анализ опыта реализации данной программы и рекомендации по ее дальнейшему совершенствованию.

Дата___________ Подпись психолога____________

ФОРМА № 7
(обязательна для учреждений специального образования)
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА

_________________________________200_ г.

Фамилия   Имя  
Учреждение образования  
 
Класс (группа)  
Мнение специалиста  
    (индивидуальная коррекция)
 
 
 
 
Сильные стороны ребенка Слабые стороны ребенка
   

Динамика коррекционного обучения

За прошедший период с   по  
Произошли следующие изменения:
 
 
 
 
 
 
 

РЕКОМЕНДОВАНО:

ФОРМА № 8
(обязательна для учреждений специального образования)

ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

I. Пояснительная записка

1. Актуальность, цель программы в виде, позволяющем определить ее значимость для работы с данным контингентом (в учреждении образования)
2. Задачи в виде, определяющем пути достижения цели участниками занятий
3. Адресат с кем будут проводиться занятия (участники: дети, взрослые, учителя и т.д.)
4. Содержание в виде, раскрывающем содержание разделов по следующей схеме:

II. Тематический план занятий

Тема Цели и задачи Наименование форм работы, упражнений (без подробных описаний)
     
III. Список литературы указывается литература, которую могут использовать участники группы

Ведущий __________________________ Ф. И. О., должность_________________

ФОРМА № 9

(обязательна для образовательных учреждений, реализующих
авторские, инновационные программы)

ТРЕБОВАНИЯ
К АВТОРСКИМ ПРОГРАММАМ

Критерии оценки авторских программ:

  1. Научно-практическая новизна.
  2. Научная обоснованность.
  3. Актуальность и перспективность.
  4. Практическая направленность.
  1. Наличие межпредметных и внутрипредметных связей.
  2. Представленность результатов апробации.

Перечень представляемых документов:

I. Программа:

  1. Пояснительная записка, предусматривающая раскрытие актуальности, целей и задач курса, длительность курса, его продолжительность, возрастные категории обучающихся, ожидаемые результаты.
  2. Содержание программы по разделам с точно сформулированными темами, с указанием количества часов, отводимых на каждую из них.
  3. Практическая часть, занимаемое ею место в курсе.
  4. Список литературы, которую могут использовать обучающиеся, обучаемые и которую использовал автор.

II. Примерный тематический план.

Направления защиты программы:

  1. Обоснование выбора курса.
  2. Цели и задачи курса.
  3. Содержание курса.
  4. Ожидаемые результаты.
  5. Место данного курса в учебном плане (доля часов, связь с другими курсами).

ФОРМА № 10
(рекомендована)
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
О РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

  1. Цель, объект, предмет исследования.
    Построение гипотезы.
    Выбор психодиагностических методик.
    Разработчик, диагност.
  2. Представление результатов исследования.
  3. Анализ полученных данных.
  4. Выводы и рекомендации.

ФОРМА № 11
(рекомендована)

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
РУКОВОДИТЕЛЯ (МЕТОДИСТА) МУНИЦИПАЛЬНОЙ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

  1. Анализ состояния психологической службы (структура, кадровый состав, обеспечение потребности в кадрах и т.д.).
  2. Обобщенный анализ результатов социопсихологического мониторинга, проводимого в соответствии с планом профилактической работы учреждений образования, по запросам администрации, педагогов (прилагается статистически обработанный материал по всем проведенным обследованиям в учреждениях образования в форме таблиц, графиков, гистограмм дискета).
  1. Обобщенный анализ консультативного приема, осуществляемого педагогами-психологами муниципальной психологической службы.
  2. Анализ результатов мониторинга ведения курса "Основы жизненного самоопределения" в рамках регионального компонента, "Здоровый образ жизни", "Основы самопознания", "Половое просвещение" и других курсов, направленных на развитие личностной и эмоционально-волевой сферы.
  3. Анализ коррекционно-развивающей работы, проводимой педагогами-психологами муниципальной психологической службы (прилагаются обобщенные результаты обследований детей до и после проведения коррекционно-развивающей работы в виде таблиц, графиков, гистограмм, дискета).
  4. Выявленные проблемы: условия и первопричины их возникновения, задачи и методы их решения.
  5. План работы на следующий учебный год.

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 января 1998 г. № 20-58-07ин/20-4
ОБ УЧИТЕЛЯХ-ЛОГОПЕДАХ И ПЕДАГОГАХ-ПСИХОЛОГАХ
УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ

В связи с многочисленными обращениями руководящих и педагогических работников учреждений образования по вопросам оплаты труда, продолжительности отпуска, назначения пенсии за выслугу лет и др. учителям-логопедам и педагогам-психологам Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации сообщает следующее.

Ставка заработной платы учителей-логопедов всех образовательных учреждений, независимо от их ведомственной подчиненности, выплачивается за 20 часов педагогической работы в неделю. При этом не имеет значения, в классах какой ступени учитель-логопед осуществляет педагогическую деятельность. Учителям-логопедам и педагогам-психологам психолого-медико-педагогических консультаций, являющихся самостоятельными учреждениями, ставка заработной платы выплачивается за 36 часов педагогической работы в неделю.

В соответствии с тарифно-квалификационной характеристикой по должности педагога-психолога, согласованной с Минтрудом России (Постановление Минтруда России от 22 ноября 1995 г. N° 65) и утвержденной Приказом Минобразования России и Госкомвуза России от 14 декабря 1995 г. № 622/1646, оплата труда педагогов-психологов производится в диапазоне 7 - 14-го разрядов Единой тарифной сетки. При этом 7 - 12-й

разряды устанавливаются в зависимости от образования и стажа педагогической работы или стажа работы по специальности (т. е. если кроме педагогического стажа имеется стаж по специальности, то учитывается и тот и другой стаж), а 12-14-й разряды - в зависимости от квалификационной категории, полученной по результатам аттестации.

На основании тарифно-квалификационной характеристики по должности учителя-логопеда, согласованной с Минтрудом России (Постановление Минтруда России от 17 августа 1995 г. № 46) и утвержденной Приказом Минобразования России и Госкомвуза России от 31 августа 1995 г. № 463/1268, оплата труда учителей-логопедов осуществляется в диапазоне 8 - 14-го разрядов Единой тарифной сетки. При этом 8 - 12-го разряды учителям-логопедам образовательных учреждений устанавливаются в зависимости от наличия высшего дефектологического образования и стажа педагогической работы, а 12 - 14-му разряды - в зависимости от квалификационной категории, установленной в результате аттестации. Кроме того, оплата труда по 12-му разряду учителей-логопедов психолого-медико-педагогических консультаций может производиться при наличии высшего профессионального образования и стажа работы в ПМК не менее 3 лет, по 13-му разряду - при наличии высшего профессионального образования и стажа работы в ПМК не менее 5 лет, по 14-му разряду - при наличии высшего профессионального образования и стажа работы в ПМК не менее 10 лет.

В то же время пунктом 7 Общих положений тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации установлено, что лицам, не имеющим соответствующих образования или стажа работы, установленных квалификационными требованиями, но обладающим достаточным практическим опытом и выполняющим качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии учреждения, в порядке исключения, может быть установлен такой же разряд по оплате труда (до 12-го разряда включительно), как и лицам, имеющим требуемые образование и стаж работы.

Пунктом 3.2 Типового положения об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства образования Российской Федерации от 17.06.93 № 256, предусмотрено, что работник, не имеющий необходимого стажа работы и уровня образования, заложенных в квалификационных характеристиках, может претендовать на любую квалификационную категорию и получить ее при успешном прохождении аттестации.

Согласно письму Минобразования России от 12 января 1993 г. № 10/2Т (согласованному с Минтрудом России), за работу в специальных коррекционных образовательных учреждениях (группах, классах) для детей, имеющих отклонения в развитии, ставки заработной платы (должностные оклады) работников повышаются на 15 - 20 процентов.

Конкретный перечень работников и размер повышения ставок заработной платы (должностных окладов) за работу в указанных образовательных учреждениях (группах, классах) в пределах от 15 до 20 процентов

определяется образовательным учреждением в зависимости от степени и продолжительности общения с детьми, имеющими отклонения в развитии.

За работу с детьми, имеющими отклонения в развитии речи, ставка заработной платы учителей-логопедов повышается на 15 - 20 процентов. Если учитель-логопед работает в специальном (коррекционном) образовательном учреждении (или классе, группе) для детей, имеющих кроме отклонений в развитии речи другие отклонения в физическом развитии (дефекты зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и др.) или отклонения в умственном развитии, то повышение ставки заработной платы производится только за работу с детьми, имеющими отклонения в развитии речи.

В соответствии с п. 57 Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной Приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 г. № 94 повышения ставок заработной платы (должностных окладов) за работу в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (группах, классах) для детей, имеющих отклонения в развитии, образуют новые ставки заработной платы при всех расчетах, связанных с оплатой труда.

Законом Российской Федерации "Об образовании" (статья 54, п. 4) образовательному учреждению предоставлено право в пределах имеющихся у него средств на оплату труда работников данного образовательного учреждения самостоятельно определять размеры доплат, надбавок, премий и других мер материального стимулирования.

Продолжительность отпуска учителей-логопедов, в том числе учителей-логопедов психолого-медико-педагогических консультаций, составляет 56 календарных дней. Педагоги-психологи, работающие в школах, школах-интернатах, детских домах, учреждениях начального и среднего профессионального образования, в специальных дошкольных образовательных учреждениях и в психолого-медико-педагогических консультациях, пользуются отпуском продолжительностью 56 календарных дней, а Педагоги-психологи, работающие в дошкольных образовательных учреждениях общего вида, имеют отпуск в 42 календарных дня (основание: Постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1994 г. № 1052).

Статьей 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливается при выслуге не менее 25 лет.

Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержден Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.91 № 463 (с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.93 № 953).

В указанный Список не включены педагоги-психологи и многие другие педагогические работники.

Минобразование России по вопросу расширения Списка профессий и должностей работников народного образования, имеющих право на

пенсию за выслугу лет, неоднократно обращалось в Правительство Российской Федерации. Однако Минфин, Минтруд и Пенсионный фонд России, рассматривавшие наши предложения по поручению Правительства, давали на них отрицательные заключения.

В целях сокращения поступления писем по вышеуказанным вопросам от учителей-логопедов и педагогов-психологов просим довести настоящее письмо до руководителей учреждений образования для ознакомления педагогических работников.

Заместитель министра

В. А. ГАЛАНОВ

2. ПРАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО КУРСУ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ
И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГРУППОВОЙ
ПСИХОТЕРАПИИ"

Упражнение 1. Разложите на полу перед собой карточки, на каждой из которых написано по одной базовой пресуппозиции НЛП. Позицию, в которой вы находитесь в этот момент, назовем метапозицией. А теперь поочередно вставайте на каждую из карточек и чувствуйте внутри себя изменения, думая о соответствующей базовой пресуппозиции. Например, что вы чувствуете, когда думаете, что карта - это еще не территория? Что вы приобретаете, какое состояние в вас рождается, если вы начинаете думать таким образом? Затем вернитесь в метапозицию. И как только будете готовы, встаньте у карточки со следующей базовой пресуппозицией. И вновь ощутите происходящие в вас изменения. Пройдите по всем десяти базовым пресуппозициям и возьмите с собой то ценное, что обнаружите для себя.

Упражнение 2. Вспомните какую-либо проблемную для себя ситуацию. Ситуацию, решение которой вы ищете. Например, вы волнуетесь в ситуации экзамена. Подумайте о ней в метапозиции. А теперь встаньте в точку первой базовой пресуппозиции и подумайте о ситуации через призму первой базовой пресуппозиции. Как вы теперь думаете о том, что вас волновало? Перейдите вновь в метапозицию, а затем шагните в точку два, обозначенную второй базовой пресуппозицией. Подумайте о вашей проблемной ситуации с точки зрения второй базовой пресуппозиции. Что вы о ней теперь думаете? Продолжите упражнение, пройдя все десять базовых пресуппозиций.

А затем из метапозиции ответьте на следующие вопросы: что вы сейчас думаете о той ситуации, которая волновала до того, как вы начали упражнение? вы ничего не потеряете, если будете теперь думать о своей проблеме по-другому? когда вам предстоит приступить к ее решению? что вы будете делать?

Упражнение 3. Работа проводится парами. В течение десяти минут партнеры по общению ведут беседу на самые разные, интересующие их темы, согласия по которым изначально у партнеров нет. Задача первого партнера - стремиться сохранить свою точку зрения. Задача второго партнера - добиться того, чтобы вызвать у собеседника состояние согласия. Проще говоря, найти ключ к тому, чтобы партнер по общению изменил свою точку зрения. Через десять минут участники меняются ролями.

В какой степени вам удалось достичь поставленной задачи? Как вам это удалось?

Упражнение 4. Упражнение проводится парами. Один партнер сидит в удобной для него позе. И вспоминает какое-либо приятное для себя событие. Говорить при этом, рассказывать об этом событии совсем не обязательно. Важно просто об этом думать. Второй партнер пытается отзеркалить его позу (положение тела, головы, рук и ног) и побыть одну-две минуты в этой позе. Затем участники меняются ролями.

Что вы заметили в ходе выполнения этого упражнения? На что обратили внимание? Было ли вам удобно?

Упражнение 5. Упражнение выполняется парами. Один из партнеров вспоминает какое-либо приятное событие. Он при этом не должен это событие описывать или говорить о нем вслух. Второй партнер отслеживает дыхание первого и пытается в течение минуты также дышать. Затем участники меняются ролями.

Что вы заметили при выполнении этого упражнения?

Упражнение 6. Упражнение выполняется парами. Один из участников рассказывает о событии, приятном для него, активно используя жесты и мимику, при этом немного утрируя свои движения, даже если в повседневной жизни они для него не типичны. Второй участник, отслеживая жесты и мимику партнера по общению, копирует их, стараясь делать как можно более точную копию. Затем участники меняются ролями.

Что вы заметили в ходе выполнения этого упражнения? Не забудьте ответить на этот вопрос.

Упражнение 7. Упражнение выполняется парами. Партнеры поочередно произносят отдельные реплики - те реплики, которые им хотелось бы произнести. И пытаются понять, предикаты какой репрезентативной системы представлены в каждой из них.

Упражнение 8. Упражнение выполняется четвером. Один человек произносит фразу, описывающую какое-либо событие (например, какое-либо природное явление - ураган, состояние моря - или посещение консерватории) на языке визуальной репрезентативной системы. Второй участник описывает это же событие на языке аудиальной системы. Третий - на языке кинестетической системы. А четвертый дает вариант полимодального описания. После этого участники меняются ролями. Пусть каждый участник побудет в каждой роли по три-четыре раза.

Упражнение 9. Упражнение выполняется в группах по четыре человека. Определите тему для разговора. Беседуйте. Однако каждый

участник строго придерживается языка одной из репрезентативных систем. По истечении пяти минут поменяйтесь ролями (придерживайтесь языка уже другой репрезентативной системы). Каждый участник должен поговорить на языке каждой репрезентативной системы.

После окончания работы опишите ваше состояние в ходе упражнения. На что вы обратили внимание?

Упражнение 10. Упражнение выполняется парами. Один из них консультант, другой клиент. Клиент описывает какое-либо приятное для него событие. Задача консультанта, определив репрезентативную систему, на языке которой говорит клиент, - дополнить описание на этом же языке.

Что вы заметили как клиент? Что вы заметили как консультант, когда выполняли это упражнение? Как вам удалось определить репрезентативную систему клиента? Какова была реакция клиента, когда вы как консультант дописывали рассказ?

Упражнение 11. Упражнение выполняется парами. Клиент рассказывает о ситуации, приятной для него. А консультант отслеживает вербальные и невербальные паттерны клиента в этом описании. Фиксирует их. А затем задает вопросы относительно репрезентаций, которые в рассказе не прозвучали. Например, если клиент описывал событие на языке визуальной репрезентативной системы, то спросите его о том, что он мог там слышать, что он при этом чувствовал. Будьте осторожны при выполнении этого упражнения. В ходе его выполнения поддерживайте ресурсное состояние клиента, обращая внимание на интонацию голоса. А затем поменяйтесь ролями. После выполнения упражнения обменяйтесь впечатлениями. На что вы обратили внимание в ходе выполнения?

Упражнение 12. Упражнение выполняется парами. Участники чередуют роли клиента и консультанта. Клиент говорит сначала о ситуации приятной. Консультант фиксирует вербальные и невербальные паттерны, физиологические маркеры, включая ключи глазного доступа.

Затем клиент говорит о ситуации, которая ему слегка доставляет огорчение. Консультант вновь фиксирует и запоминает вербальные и невербальные паттерны. А также физиологические - маркер, ключи глазного доступа. Задача консультанта, прослушав оба рассказа, получив информацию о том, как выглядел клиент в ресурсном состоянии, вернуть его в это состояние беседуя о волнующей клиента ситуации. В данном случает найдите необходимые слова поддержки. Доверьтесь своей интуиции. Десять минут на эту работу. А затем поменяйтесь ролями.

Что вы заметили? Что вы чувствовали в роли клиента и консультанта? Удалось ли вам достичь поставленных целей? И что вам помогло решить поставленные задачи?

Упражнение 13. Упражнение выполняется в группах по пять человек. Двое из них - наблюдатели. Трое - рассказчики. Каждый рассказчик вспоминает какое-либо радостное событие, о котором ему хотелось бы сейчас рассказать. После того как все будут готовы, каждый из рассказчиков говорит о своем событии. Задача наблюдателей - обратить внимание на индивидуальные особенности, которые продемонстрировали рассказчики: в какой репрезентативной системе каждый из них находился, каковы были их жесты, физиологические маркеры, где находились ключи глазного доступа. Назовите эти характеристики друг другу. Постарайтесь избегать оценочных суждений. Здесь говорят только о фактах, и нет повода оценивать, что плохо, а что хорошо. В любом поведении есть позитивная направленность.

После прозвучавших наблюдений участники группы меняются ролями. В ходе выполнения упражнения поддерживайте ресурсное состояние друг друга.

Упражнение 14. Выполняется парами. Первый партнер вспоминает пять разных ситуаций, участником которых он был. Ситуации не надо описывать вслух и совсем не обязательно о них говорить. Необходимо лишь поочередно их вспоминать, называя для наблюдателя номер каждой. Второй партнер - наблюдатель -фиксирует физиологические маркеры, невербальные паттерны, ключи глазного доступа в тот момент, когда клиент вспоминает каждую из ситуаций, обращая внимание специально на их разницу.

После того как наблюдатель заметит эту разницу, первый партнер вспоминает какую-либо из заданных ситуаций, а наблюдатель должен угадать, какую именно ситуацию вспоминает клиент. Если угадать не удалось, то обучение, когда первый партнер вспоминает и называет номер ситуации, следует повторить.

Затем участники меняются ролями.

После выполнения упражнения поделитесь своими впечатлениями.

Упражнение 15. Упражнение выполняется парами. Первый партнер описывает событие приятное. Второй партнер фиксирует время, на языке которого событие описывается. Каким оно было? Глаголы какого времени использовал рассказчик? прошедшего? настоящего? будущего? На языке еще какого времени хотелось бы описать это событие первому партнеру? Повторите это описание.

А теперь поменяйтесь ролями.

Что вы заметили? На что обратили внимание при выполнении этого упражнения?

Упражнение 16. Опишите радостное событие, участником которого вы были. Прочтите то, что написали. Пусть это будет некий слепок этого радостного события. Возьмите его как исходный материал для будущего произведения искусства, которое вы будете сейчас создавать.

Сначала определите вербальные паттерны, какие репрезентативные системы представлены в вашем рассказе? А теперь подумайте, что бы вам хотелось добавить сюда, чтобы впечатления были еще более яркими. Может быть, вам стоит обратить внимание на информацию, поступающую через иные репрезентативные системы, нежели те, которые у вас уже представлены? Может быть, вы что-то не увидели или не услышали, а может быть, не обратили внимание на чувства и ощущения? Какие звуки, какие краски вы добавили бы, чтобы это событие стало еще более привлекательным? Побудьте в некоторой степени художником или звукооператором и создайте самую лучшую картину или звуковое сопровождение того события. Вам нравится ваше произведение?

Упражнение 17. Упражнение выполняется в группах по пять-шесть человек. Один из участников - водящий. Он выходит из комнаты. Каждый из оставшихся участников вспоминает ситуацию общения с другими людьми. Какое состояние вам, как правило, присуще? Подавленность? Неуверенность? А может быть упрямство? Подумайте и назовите для себя это состояние.

Какое состояние вы хотели бы иметь в противовес ему? Радость? Свободу общения? Раскованность? Или что-то еще? Запишите.

А теперь определитесь в группе с темой, на которую вы будете вести разговор.

Станьте участником этой беседы, сохраняя в себе то состояние, о котором мечтаете?

Приглашается водящий и разговор начинается. Водящий наблюдает за собеседниками, пытаясь понять, какое состояние каждый из них демонстрирует.

После того как состояния были угаданы водящим, назначается новый водящий, а каждый из участников решает для себя, какое состояние он теперь будет демонстрировать.

Каждый участник должен побыть в роли водящего.

На что вы обратили внимание в ходе этого упражнения.

Упражнение 18. Упражнение выполняется в группах по пять-шесть человек.

Какую роль вы обычно выполняете в ситуации общения с другими людьми. Вы замкнуты? Не общительны? Вы всегда со всеми

соглашаетесь? А чтобы вам хотелось изменить в своем поведении? Назовите это, запишите, но не называйте вслух.

А теперь выберите того, кто первый будет водить. Остальные участники договариваются о теме беседы. Разговор начинается, а водящий должен назвать те роли, которые выполняют участники. Если роль водящим названа верно, то выполняющий ее участник присоединяется к водящему, пытаясь угадывать роли. И так до тех пор пока все роли не будут названы верно.

А теперь водить будет следующий участник. Роль, которую вы будете играть, можно не менять. Просто пусть об этом никто из участников группы не знает.

Что вы заметили в ходе выполнения упражнения? Чему вы научились?

Какие открытия для себя сделали?

Упражнение 19. Упражнение выполняется в группах по четыре человека. Один из участников - клиент - говорит о том, что он хотел бы изменить в своей жизни. Но произносит это в форме отрицания какого-либо состояния или поведения. Например: "Я хотела бы похудеть"; "Я хотела бы бросить курить"; "Я хотела бы не волноваться"; "Я хотел бы, чтобы полоса неудач закончилась". В ответ на это пожелание каждый из следующих участников дает позитивную формулировку данного желания: "Я хотела бы быть стройной", "Я хотела бы быть более подвижной", "Я хотела бы весить 56 кг". И так далее. Каждый участник должен побыть в роли клиента.

Расскажите о ваших впечатлениях об этом упражнении. Что меняется в нашем представлении и в наших ощущениях, когда мы начинаем думать позитивно? Где этот навык пригодится? Где можно использовать полученные знания?

Упражнение 20. Упражнение выполняется парами. Клиент заявляет проблему. Консультант вспоминает либо какую-либо похожую ситуацию, может быть, природное явление, либо сказку, либо сочиняет эту сказку сам, так, чтобы в ней содержалось возможное решение проблемы, заявленной клиентом. Например, "Мои дети совсем не выходят на улицу, они постоянно сидят дома. Я хотела бы, чтобы они на улице бывали побольше", -говорит клиент. "Но, - может сказать консультант, - в природе происходит то же самое, пока птенец не окрепнет, не станет способным летать, мать не выбрасывает его из гнезда".

Помощь будет более эффективной, если вы обратите внимание на репрезентативную систему, в которой клиент заявляет проблему.

Поменяйтесь ролями.

Упражнение 21. Упражнение выполняется парами. Один из участников описывает свое состояние в форме какого-либо образа, метафоры.

Например, "Мое состояние похоже на дрожжевое тесто, - говорит он, - когда в нем нечто бродит, заставляя тесто подниматься и увеличивать свой объем".

Второй участник в ответ дает свою метафору, свой образ, который, однако, должен соответствовать описанному состоянию. "Это то же самое, - может сказать он, - что и река весной. Она еще подо льдом. Но в ней скапливаются теплые воды, которые принесли впадающие в нее реки и речушки. И вся эта накопленная энергия в какой-то момент вдруг взламывает лед. Она приводит в движение реку. И река наполняется жизнью. Она просыпается ото сна".

Первый участник, выслушав метафору, говорит в какой степени она соответствует его состоянию и добавляет то, что ему хотелось бы добавить.

Каждый участник должен побыть в каждой роли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: