Мозговой штурм

"Мозговой штурм" – один из наиболее популярных методов психологической активизации коллективной творческой деятельно­сти. Он применяется для получения новых идей в науке, технике, административной и торговой деятельности.

Для устранения психологических препятствий, вызываемых боязнью критики, автор метода А. Осборн предложил разделить во времени процессы генерирования идей и их критической оценки.

Основные правила мозгового штурма

1. Задачу последовательно решают 2 группы людей по 4 – 15 человек в каждой (оптимальный состав 6 – 12 человек).

2. Первая группа только выдвигает различные идеи – это группа "генераторов идей". Вторая группа – "эксперты" – по окончании штурма выносит суждение о ценности выдвинутых идей. Условия задачи перед ее штурмом формулируются только в об­щих понятиях.

3. Основная задача группы "генераторов" – максимум идей за короткий отрезок вре­мени. Чем неожиданнее идея, тем лучше. Нужны не­обычные (в том числе фантастиче­ские, явно ошибочные и шутливые) идеи. Регла­мент на каждую идею – не более двух минут. Все идеи высказыва­ются без доказательств и записываются в протокол. На "штурм" задачи отводится 20 – 40 минут.

4. При генерации идей запрещена всякая критика, не только явная словесная, но и скрытая – в виде скептических улыбок, ми­мики, жестов и т. д.

5. Рекомендуется приглашать людей разных специальностей и разного уровня образования. Нежелательно включать в одну группу людей, присутствие ко­торых может в какой-то степени стеснять других, например руко­водителей и подчиненных.

6. Экспертизу и отбор идей после окончания процесса генери­рования следует проводить очень внимательно. При их оценке надо тщательно продумывать все идеи, даже те, которые считаются не­серьезными, нереальными или абсурдными.

7. Процессом решения задачи управляет руководитель "штурма", который обеспечивает соблюдение всех условий и правил. Он задает различные вопросы, иногда что-то подсказывает или уточняет, не допуская при этом перерывов в беседе. Кроме того, ему нужно следить за тем, чтобы высказывание идей не происходило только в рациональном направлении.

Задание. Предложить новые решения технической проблемы (по заданию преподавателя), используя ассоциативные методы, метод контрольных вопросов, мозговой штурм.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: