"Мозговой штурм" – один из наиболее популярных методов психологической активизации коллективной творческой деятельности. Он применяется для получения новых идей в науке, технике, административной и торговой деятельности.
Для устранения психологических препятствий, вызываемых боязнью критики, автор метода А. Осборн предложил разделить во времени процессы генерирования идей и их критической оценки.
Основные правила мозгового штурма
1. Задачу последовательно решают 2 группы людей по 4 – 15 человек в каждой (оптимальный состав 6 – 12 человек).
2. Первая группа только выдвигает различные идеи – это группа "генераторов идей". Вторая группа – "эксперты" – по окончании штурма выносит суждение о ценности выдвинутых идей. Условия задачи перед ее штурмом формулируются только в общих понятиях.
3. Основная задача группы "генераторов" – максимум идей за короткий отрезок времени. Чем неожиданнее идея, тем лучше. Нужны необычные (в том числе фантастические, явно ошибочные и шутливые) идеи. Регламент на каждую идею – не более двух минут. Все идеи высказываются без доказательств и записываются в протокол. На "штурм" задачи отводится 20 – 40 минут.
4. При генерации идей запрещена всякая критика, не только явная словесная, но и скрытая – в виде скептических улыбок, мимики, жестов и т. д.
5. Рекомендуется приглашать людей разных специальностей и разного уровня образования. Нежелательно включать в одну группу людей, присутствие которых может в какой-то степени стеснять других, например руководителей и подчиненных.
6. Экспертизу и отбор идей после окончания процесса генерирования следует проводить очень внимательно. При их оценке надо тщательно продумывать все идеи, даже те, которые считаются несерьезными, нереальными или абсурдными.
7. Процессом решения задачи управляет руководитель "штурма", который обеспечивает соблюдение всех условий и правил. Он задает различные вопросы, иногда что-то подсказывает или уточняет, не допуская при этом перерывов в беседе. Кроме того, ему нужно следить за тем, чтобы высказывание идей не происходило только в рациональном направлении.
Задание. Предложить новые решения технической проблемы (по заданию преподавателя), используя ассоциативные методы, метод контрольных вопросов, мозговой штурм.