Доминирующие сферы жизнедеятельности личности

Существуют самые разнообразные сферы жизнедеятельности человека: трудовая (производственная), игровая (досуговая), учебно-познавательная (образовательная), общение (коммуникативная).

Личность включается в различные сферы деятельности для удовлетворения своих потребностей. Рассмотрим более подробно идеальные (познавательные) потребности учащихся.

Познавательная потребность тесно связана с универсальной потребностью в получении новой информации, расширении кругозора и направлена на личностное становление и развитие. Удовлетворение идеальных потребностей осуществляется в процессе учебно-познавательной деятельности. Здесь велика роль педагогов, которые призваны выявить и способствовать развитию всех сущностных сил учащихся, побуждать их к самовоспитанию и самосовершенстванию.

Системообразующий фактор в развитии личности как субъекта жизнедеятельности – самосознание, т.е. осмысление и оценка себя как личности. Оно развивается в течение всей жизни и определяет мотивы и внутренний смысл деятельности.

На каждом возрастном этапе жизнедеятельность человека реально складывается из многих сфер, в которых он удовлетворяет свои потребности. В школьные годы доминирующие сферы жизнедеятельности личности следующие:

-учебно-познавательная (в ней реализуется активность, направленная на познание мира, окружающих людей, себя, на преобразование действительности и себя);

-игровая (в ней реализуется гедоническая потребность как потребность в получении наслаждения, удовольствия и других положительных эмоций);

-деятельность общения (в ней активность человека как субъекта направлена и реализуется во взаимодействии с другими людьми).

Отличительные черты личности с развитым самосознанием и уровнем ответственности следующие:

-способность удовлетворять свои потребности, не нанося ущерба другим людям;

-способность достигать значительных успехов в деятельности, которая является средством самовыражения;

-способность демонстрировать энергию и жизнестойкость в повседневной жизнедеятельности;

-способность быть открытой новому опыту.

В процессе воспитания осуществляется включение учащихся в каждую из сфер деятельности, в которых они самоактуализируются как личности.

Под самоактуализацией понимается живое бескорыстное переживание жизни с полным сосредоточением и погруженностью в нее, с постоянными выборами в ней. Самоактуализация – это не только конечное состояние личности как существа активного, но и постоянно осуществляющееся проявление личностью своих возможностей и способностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: