В современном обществе все большее значение приобретают такие качества личности как компетентность и профессионализм, обеспечивающие востребованность и конкурентоспособность.
Компетентность – это не только соответствие занимаемой должности, способность решать профессиональные задачи, но и открытость новому опыту, способность принимать ответственные решения и находить выход из нетипичных ситуаций, потребность и способность к личностному развитию и профессиональному росту в течение всей жизни.
Школа готовит учащихся к жизни в будущем, располагая при этом методами, формами и средствами, которые есть сегодня, опираясь на реальные интересы и ценности детей. Чтобы быть востребованным в обществе, выпускник школы должен освоить следующие жизненные роли:
1 роль – это реализовавшаяся личность, хорошо осознающая свои способности и потребности, последовательно использующая полученные знания для жизненных выборов, позволяющих вести ЗОЖ, продуктивную жизнь.
2 роль – личность со стремлением к поддержке других людей, способностью ценить взаимоотношения с другими, развивать семейные, личные и деловые связи.
3 роль – человек, находящийся в состоянии перманентного образования в течение всей жизни, способный постоянно приобретать новые знания наряду с умением реагировать на изменяющиеся условия внешнего мира.
4 роль – роль субъекта культуры, относящегося к культуре как ценности, понимающего ее значение для личности и общества.
5 роль – это высококвалифицированный работник, способный брать на себя ответственность за качество производимой продукции.
6 роль – это информированный гражданин, хорошо осведомленный в области права, истории, политики, экономики, социальных видов деятельности, наряду с гражданской ответственностью.
7 роль – защитник окружающей среды, который понимает сущностные взаимосвязи природных явлений и деятельности человека, необходимость охранять природу, что позволяет регулировать и увеличивать природные ресурсы.
Таким образом, важнейшей задачей образования является подготовка человека, способного к самосовершенствованию в течение всей жизни, самовоспитанию и самообразованию.
Новые ценности приоритетов образования отразились в новых требованиях к специалисту. Появилось понятие «конкурентоспособная личность», ведущими характеристиками которой являются: четкость целей и ценностных ориентаций, трудолюбие, творческое отношение к делу, способность к риску, независимость, способность к непрерывному саморазвитию, профессиональному росту, стремление к высокому качеству продукта.
Личность 21 века должна обладать также педагогической позицией по отношению к себе и творческой направленностью в деятельности.
Педагогическая позиция по отношению к себе – это устойчивая система отношений человека к своим возможностям, своей индивидуальности, побуждающая его к адекватной самооценке, непрерывному самообразованию и самовоспитанию. Педагогическая позиция проявляется в готовности и способности к профессиональному росту в течение всей жизни. Эта готовность включает следующие компоненты (потенциалы личности):
-гносеологический (что человек знает);
-аксиологический (чем дорожит);
-творческий (что умеет);
-коммуникативный (как и с кем общается);
-эстетический (чем восхищается).
Продуктом непрерывной работы по саморазвитию и самотворчеству личности являются рефлексивные способности; способности предвидения; способность к общению, диалогу; способность к непрерывному общекультурному и профессиональному самосовершенствованию.