Стили речи
Стиль речи – система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения;
– разновидность языка, выполняющая определенную функцию в общении.
1. Разговорный – используется для того, чтобы обмениваться сведениями, мыслями, делиться чувствами с близкими, хорошо знакомыми людьми в непринужденной обстановке. Он уместен в домашней или другой неофициальной обстановке, а также в дружеских письмах, посланиях.
2. Научный – используется для точной передачи научных знаний в статьях учебников, словарях, энциклопедиях. Характеризуется наличием специальных слов – терминов. Требует точности и однозначности, поэтому в текстах научного стиля преимущественно употребляются слова с одним лексическим значением.
3. Художественный – стиль художественной литературы (рассказов, повестей, романов, стихотворений и т.п.). Цель – воздействовать на чувства и мысли читателей с помощью образов и картин. Одна из особенностей художественного стиля – использование образных средств языка.
|
|
Стиль речи | Характеристика | Функция | Сфера употребления |
Разговорный | Непринужденность, простота | Общение | Бытовые отношения, частная переписка |
Научный | Точность, логичность, полнота информации | Информативная | Научные статьи, рефераты, учебники |
Художественный | Образность, эмоциональность | Эстетическая | Художественная литература |
Общие сведения по орфографии
Орфография – раздел науки о языке, изучающий правописание слов; совокупность норм и правил практического письма.
Орфограмма – сомнительное написание, которое соответствует правилам или проверяется по словарю.
Типы орфограмм
1) орфограмма-буква (моро з, шу б ка); 2) орфограмма-пробел (безустали);
3) орфограмма-контакт (с права); 4) орфограмма-дефис (куда - нибудь).
Опознавательные признаки орфограмм:
1) гласные после шипящих и ц (ш ё пот, ц и фра);
2) глагольные концы [ца] (хоче тся пить);
3) шипящий в абсолютном конце слова;
4) глухой парный согласный в абсолютном конце слова (ду б, горо д);
5) стечение согласных (ле стн ица, гру стн ый);
6) безударность в приставке, корне, суффиксе, окончании (в е нок);
7) элементы –то, -либо, -нибудь, кое-, -таки, -ка (где - либо, дай - ка);
8) ли, бы, же; 9) не, ни;
10) сложность слова;
11) звук [й] после согласных и перед е, ё, ю, я, и
Гласные после шипящих в корне слова | |||
Ж Ч Ш Щ | И У А | Жи р, жу жжать, жа люзи́ | Исключения: ЖЮРИ БР О ШЮРА П А Р А ШЮТ |
Чи стить, чу вство, ча йка | |||
Ши ть, шу тка, ша шка | |||
За щи та, щу риться, про ща льный |
Правописание согласных в корне слова | |
Проверяемых | Непроизносимых |
1. Оглушение в абсолютном конце слова. 2. Ассимиляция по глухости/звонкости | Стечение согласных è диереза * Диереза («разрыв, разделение») - выкидка звука или слога, объясняемая удобством произношения. |
Измени форму слова или подбери однокоренное слово так, чтобы после согласной стояла: · гласная · Л, М, Н, Р (сонорные) | |
Пр.: оши б ка – оши би ться; моро з - моро зн ый | Пр.: грус т ный – грус ти ть; со л нце - со лне чный |
Правописание безударных гласных в корне | |
Проверяемых | Непроверяемых |
1. Измени форму слова: х о жу́ – х о́ дит. 2. Подбери однокоренное слово: разв е ва́ется флаг – в е́ ять, прим и ри́ть друзей – м и́ р. 3. Найди сложносокращенное слово: м а тема́тика – физм а́ т, к о рреспонде́нт – спецк о́ р. | 1. Узнай о происхождении слова в этимологическом словаре: кап = голова КАП-итан КАП-итал КАП-уста Найди дальнего родственника: Коллектив – коллега Режиссер – режим – ректор (лат. rego – «управляю») 2. Обратись к орфографическому словарю: галере́я, ветера́н, экспериме́нт |
НЕЛЬЗЯ проверить безударные гласные глаголами несовершенного вида с суффиксами –ива–/–ыва–!!!
Пр.: оп о зда́ть – п о́ здно, НО НЕ |
|
|
Разделительный Ъ | Разделительный Ь | |
Перед какими гласными? | Перед Е, Ё, Ю, Я | Перед Е, Ё, Ю, Я + И |
В какой части слова? | После приставки на согласную. | Внутри слова (но не после приставки!): в ью га, солов ьи ный. |
К какой морфеме относится? | Входит в приставку. | Входит в корень. |
Особые случаи | 1. После иноязычных приставок на согласную: ин ъе кция, суб ъе кт. 2. В сложных словах после двух-, трех-, четырех -: двух ъя русный. | 1. В некоторых иноязычных словах перед О: почтальон, медальон. |
Алгоритм определения спряжения | |||
1.Поставить в форму 2 л., ед. ч. | |||
Окончание ударное | Окончание безударное | ||
I спр.: -ешь | II: -ишь | 2.Поставить в форму инфинитива, сохранив вид | |
поЕШЬ | говорИШЬ | Исключение | 3.На –ИТЬ? |
Может иметь ПРИСТАВКУ | Да: II спр. | Нет: I спр. | |
клеИТЕ, клеЯТ | борЕТЕсь, борЮТся |
Глаголы-исключения | |
I спр. | II спр. |
1. Брить | 1. Гнать |
2. Стелить | 2. Держать |
3. Зиждиться (НСВ, основываться, держаться, строиться на чем-либо) Пр.: Сила бойцов зиждется на вере в победу. | 3. Терпеть |
4. (и) Видеть | |
5. Дышать | |
6. Слышать | |
7. Ненавидеть | |
8. (и) Зависеть | |
9. (и) Вертеть | |
10. (и) Обидеть | |
11. (и) Смотреть | |
Вы запомните, друзья, их на Е спрягать НЕЛЬЗЯ!!! |
В Пt у глагола пишется тот же глагольный суффикс, что и в инфинитиве:
Пр.: видЕть
Нt, Бt – видИШЬ, виДЯТ
Пt – видЕла
Личные окончания глаголов Нt, Бt | ||||
Лицо | I спряжение | II спряжение | ||
Ед. ч. | Мн. ч. | Ед. ч. | Мн. ч. | |
1 л. | -у, -ю | -ем, -ём | -у, -ю | -им |
2 л. | -ешь, -ёшь | -ете, -ёте | -ишь | -ите |
3 л. | -ет, -ёт | -ут, -ют | -ит | -ат, -ят |