Самонаблюдение, самооценка, самоотчет

Характерной особенностью и отличительной чер­той этих методов является то, что информацию об ис­следуемой деятельности или особе лично дает сам испытуемый. Эта информация носит субъективный ха­рактер, может сознательно или бессознательно иска­жаться испытуемым, однако зачастую она является единственным источником сведений об особенностях деятельности, недоступных получению с помощью дру­гих методов. Это связано с тем, что никто другой, как сам участник трудового процесса, не в состоянии объяснить многие нюансы деятельности, возникающие при ее выполнении трудности, применяемые трудовые приемы и способы их выполнения и т. п. Рассматриваемые методы во многих случаях удачно дополняют другие методы исследований и применяются в сово­купности с ними.

Самонаблюдение — это наблюдение, объектом ко­торого являются психические состояния и действия самого субъекта. В этом случае исследователь стано­вится учеником и систематически изучает профессию, приобретая трудовые навыки, все больше и больше в них совершенствуясь. Это позволяет проследить спе­цифические трудности и особенности овладения профессиональной деятельностью. Такой прием получил название «трудового метода». Трудовой метод приме­ним лишь по отношению к тем профессиям, которые являются сравнительно несложными и обучение кото­рым не требует больших затрат времени. В других профессиях этот прием может выступать в форме «тру­довых проб», когда исследователь овладевает отдель­ными наиболее важными или доступными элементами профессиональной деятельности.

Несмотря на ряд недостатков трудового метода (за­пись переживаний и фактов трудового процесса про­водится по окончании рабочего дня, когда исследова­тель, он же испытуемый уже утомлен, что отрицательно влияет на качество записи; если же записи ведутся в ходе работы, то это нарушает трудовой процесс и де­лает его неравнозначным обычному), добытый с его помощью аналитический материал может рассматри­ваться как вполне достоверный в силу того, что ис­следователь не предполагает о существовании тех или иных психических актов у работающего, а точно зна­ет о них, поскольку пережил их на собственном опы­те [40, 111].

При проведении самоотчета испытуемый получа­ет инструкцию «думать вслух» в процессе работы, т. е. проговаривать каждую операцию, каждое наблюдение за прибором, каждое восприятие сигнала. Иногда с этой целью просят испытуемого рассматривать исследова­теля как ученика и объяснять ему необходимые дей­ствия.

Сначала самоотчет охватывает узкий круг объек­тов, потом этот круг расширяется. Как показывает практика, после определенных трудностей, связанных с привыканием к новым условиям, испытуемые оказы­ваются в состоянии сообщать о своих размышлениях и действиях без нарушения структуры деятельности. В некоторых случаях словесная объективизация деятельности помогает испытуемым осознать те моменты, на которые они прежде не обращали внимания, и ока­зывает положительное влияние на успешность деятель­ности [40]. Для анализа внутренней структуры мыслительных операций метод самоотчета («думанье вслух») является пока незаменимым. При этом обычно исполь­зуют магнитофонную регистрацию [15].

Самооценка — оценка ценности, значимости, которой испытуемый наделяет себя в целом и от­дельные стороны своей личности, деятельности, по­ведения. Основу самооценки составляет система лич­ностных смыслов человека, принятая им система ценностей. Самооценка выполняет регулярную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми. Самооценка формируется на базе оценок ок­ружающих, оценки результатов собственной деятель­ности, а также на основе реального и идеального представления о себе.

В инженерно-психологических исследованиях ме­тод самооценок наиболее часто реализуется путем применения различного рода опросников, в которых испытуемые, отвечая на те или иные вопросы, дают информацию о тех или иных своих качествах или со­стояниях. Один из видов опросников — личностные опросники — был рассмотрен в предыдущем пара­графе. Помимо этого опросники применяются для субъективной оценки функционального состояния (утомления) свойств нервной системы, стиля поведе­ния и предрасположенности к конфликтному поведе­нию и др.

Примером методики дифференцированной само­оценки утомления является тест САН (самочувствие, активность, настроение). Тест содержит 30 пар слов полярного профиля. Каждую из трех категорий харак­теризует 10 пар слов. К категории «самочувствие» от­носятся характеристики силы, здоровья, степени утом­ляемости, например, самочувствие плохое/хорошее, чувствую себя сильным/слабым, полный сил/обесси­ленный и т. д. К категории «активность» относятся характеристики подвижности, скорости протекания различных функций: пассивный/активный, малопод­вижный / подвижный, медлительный/быстрый и т. д. В категорию «настроение» включены характеристики эмоционального состояния: веселый/грустный, на­строение плохое/хорошее, жизнерадостный/мрачный и др. Десятикратное предъявление полярных призна­ков, характеризующих каждую категорию, повышает надежность получаемых данных. Каждый из призна­ков теста оценивается испытуемым по семибалльной шкале.

Данные по каждой категории признаков суммиру­ются и делятся на 10. Оценки, превышающие четыре балла, свидетельствуют о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже четырех баллов свидетель­ствуют об обратном. Наиболее нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5,0 — 5,5 балла. Важным при анализе функционального состояния является не только учет значений отдельных показателей, но и их соотношение. Например, у отдохнувшего человека все три показателя, характеризующих отдельные катего­рии, оцениваются близкими цифрами. По мере нара­стания утомления увеличивается их расхождение за счет снижения показателей самочувствия и активнос­ти по сравнению с субъективной оценкой утомления [56, 175].

Довольно часто методы самооценки используют­ся для субъективной диагностики свойств нервной системы. Так, для определения подвижности нервных процессов используется анкета, состоящая из 24 воп­росов. На каждый вопрос испытуемый отвечает од­ним из пяти вариантов ответов. Например, на воп­рос «Как быстро Вы переходите от одного занятия к другому?» предполагаются такие варианты ответов: очень медленно (1 балл), медленно (2 балла), средне (3 балла), быстро (4 балла), очень быстро (5 баллов). По­лученные баллы суммируются, суммы менее 58 бал­лов свидетельствуют о низкой подвижности (инерт­ности) нервных процессов, сумма свыше 89 баллов — о высокой [128]. Аналогичным образом строятся анкеты для самооценки и других свойств нервной систе­мы [147].

Определенное место в арсенале психологических методов изучения операторской деятельности занима­ет контент-анализ (от англ. contents— содержание). Данный метод не входит в состав рассмотренных выше групп методов, поэтому именно им целесообразно за­вершить рассмотрение данного раздела. Контент-ана­лиз предполагает изучение разного рода документов, регламентирующих и определяющих деятельность оператора. Эти документы можно разбить на три груп­пы [15].

Первая группа характеризует содержание и орга­низацию трудовой деятельности, устройство и прин­цип работы системы, особенности рабочей среды. Сюда относятся прежде всего все виды эксплуатационной документации и нормативные документы регламенти­рующие деятельность оператора. Анализ этих докумен­тов дает возможность ознакомиться со структурой и техническими особенностями системы, с особенностя­ми профессиональной деятельности операторов, уст­ройством рабочих мест, организацией взаимосвязей между операторами. На основании анализа этих доку­ментов можно составить отдельные операционные схемы деятельности. Из них можно также получить информацию о режимах труда и отдыха и динамике показателей факторов среды. Нормативные докумен­ты дают также возможность приблизительно оценить степень напряженности выполнения деятельности.

Вторая группа документов отражает результаты деятельности. Она включает журналы и ведомости уче­та выпущенной продукции, отработки технологических задач, производственно-экономические отчетные доку­менты и т. п. Этот материал является одним из источни­ков получения данных для анализа производительности труда, брака и ошибок в работе оператора, заболеваемо­сти и травматизма. Кроме того, он может дать информа­цию для оценки личностных качеств и уровня профес­сионального мастерства конкретных лиц.

Третья группа включает документы, характеризу­ющие индивидуальные особенности операторов. Сюда относятся служебные и медицинские характеристи­ки, представления для назначения на должность, от­четы о деятельности специалиста и др. Анализ этих документов является одним из приемов личностного подхода при изучении деятельности. Он использует­ся, например, для определения лучших и отстающих работников при сравнительном анализе специалистов 115,40].

В целом же изучение документов позволяет соста­вить общее представление о задачах оператора, степе­ни их сложности, условиях деятельности, режимах работы, некоторых индивидуальных особенностях кон­кретных специалистов. Все это затем может быть по­ложено в основу для более глубокого исследования как данного вида деятельности в целом, так и деятельнос­ти конкретных лиц.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: