История»: основные подходы к определению понятия.
Ценность исторического знания: сторонники и противники.
Объект, предмет, задачи курса.
Сущность, формы и функции исторического сознания.
Исторический источник: понятие, классификация.
Историческая хронология.
Выдающиеся зарубежные и отечественные историки и их роль в становлении и развитии исторической науки.
8. Источники и литература.
История»: основные подходы к определению понятия.
Понятие первоначально относилось к литературе и искусству.
Муза истории - Клио (с греческого «прославляю»). Существует до 30 определений.
Н.М. Карамзин: «История, отверзая гробы, поднимая мертвых, влагая им жизнь в сердце и слово в уста … представляя воображению ряд веков с их отличными страстями, нравами, деяниями, расширяет пределы нашего собственного бытия; её творческою силою мы живем с людьми всех времен, видим и слышим их, любим и ненавидим; ещё не думая о пользе, уже наслаждаемся».
|
|
В.О. Ключевский: 1) «История»: как движение во времени, процесс;
2) «История: как познание процесса.
Энциклопедический словарь братьев Гранат (1901 г.):
- слово «история» происходит от греческого «расследовать» и означает «установление и объяснение фактов прошлого», а «в более специальном смысле история есть наука, устанавливающая факты развития человеческого общества, начиная от их возникновения».
«Философская энциклопедия»:
«История применительно к обществу означает:
1) реальный процесс развития общества в целом, а также отдельных стран, народов или сторон общественной жизни;
2) науку, изучающую этот процесс во всей его конкретности и многообразии.
Словарь русского языка С.И. Ожегова:
- действительность в её развитии, движении;
- наука о развитии общества и природы;
- прошлое, сохраняющееся в памяти человечества.
Ценность исторического знания: сторонники и противники.
Споры между сторонниками и противниками исторического знания.
1. Скептики, отказывающие истории в полезности и социальной оправданности. Их аргументы:
Рене Декарт: « главное следствие увлечения прошлым состоит в растущем невежестве относительно настоящего»;
Вольтер: неизбежные спутники истории – искажение истины и неправда;
Жан Жак Руссо: сомнение в способности истории положительно влиять на формирование личности ребёнка, т.к. в ней больше примеров дурного, чем доброго;
Поль Валери (французский поэт, 1871-1945): полное неприятие («самый опасный продукт интеллектуальный деятельности ученых»);
Ницше: созвучие с рассуждениями Руссо.
Насколько правы скептики?
- отвергать полностью невозможно: опыт 2-й пол. 80-х - 90-х гг. ХХ в.: радостный оптимизм, порожденный верой в быстрое самоочищение общества, средствами подлинной и правдивой истории в том числе, омрачен пришедшим осознанием того, что историческое знание может унижать, служить оружием разрушения и катализатором ненависти.
|
|
Сторонники ценности знания исторического прошлого:
Н.М.Карамзин: «История в некотором смысле есть священная книга народов, главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего».
Школа анналов (Франция, 1929 г., Люсьен Февр, Марк Блок):
Марк Блок (французский историк, участник Сопротивления, погиб в фашистской тюрьме): его последний труд «Апология истории» - результат противоборства двух подходов: 1)детский вопрос: зачем нужна история? 2) вопрос сограждан после вступления немцев в Париж в июле 1940 г.: «Надо ли думать, что история нас обманула?».