Ценность исторического знания: сторонники и противники

История»: основные подходы к определению понятия.

Ценность исторического знания: сторонники и противники.

Объект, предмет, задачи курса.

Сущность, формы и функции исторического сознания.

Исторический источник: понятие, классификация.

Историческая хронология.

Выдающиеся зарубежные и отечественные историки и их роль в становлении и развитии исторической науки.

8. Источники и литература.

История»: основные подходы к определению понятия.

Понятие первоначально относилось к литературе и искусству.

Муза истории - Клио (с греческого «прославляю»). Существует до 30 определений.

Н.М. Карамзин: «История, отверзая гробы, поднимая мертвых, влагая им жизнь в сердце и слово в уста … представляя воображению ряд веков с их отличными страстями, нравами, деяниями, расширяет пределы нашего собственного бытия; её творческою силою мы живем с людьми всех времен, видим и слышим их, любим и ненавидим; ещё не думая о пользе, уже наслаждаемся».

В.О. Ключевский: 1) «История»: как движение во времени, процесс;

2) «История: как познание процесса.

Энциклопедический словарь братьев Гранат (1901 г.):

- слово «история» происходит от греческого «расследовать» и означает «установление и объяснение фактов прошлого», а «в более специальном смысле история есть наука, устанавливающая факты развития человеческого общества, начиная от их возникновения».

«Философская энциклопедия»:

«История применительно к обществу означает:

1) реальный процесс развития общества в целом, а также отдельных стран, народов или сторон общественной жизни;

2) науку, изучающую этот процесс во всей его конкретности и многообразии.

Словарь русского языка С.И. Ожегова:

- действительность в её развитии, движении;

- наука о развитии общества и природы;

- прошлое, сохраняющееся в памяти человечества.

Ценность исторического знания: сторонники и противники.

Споры между сторонниками и противниками исторического знания.

1. Скептики, отказывающие истории в полезности и социальной оправданности. Их аргументы:

Рене Декарт: « главное следствие увлечения прошлым состоит в растущем невежестве относительно настоящего»;

Вольтер: неизбежные спутники истории – искажение истины и неправда;

Жан Жак Руссо: сомнение в способности истории положительно влиять на формирование личности ребёнка, т.к. в ней больше примеров дурного, чем доброго;

Поль Валери (французский поэт, 1871-1945): полное неприятие («самый опасный продукт интеллектуальный деятельности ученых»);

Ницше: созвучие с рассуждениями Руссо.

Насколько правы скептики?

- отвергать полностью невозможно: опыт 2-й пол. 80-х - 90-х гг. ХХ в.: радостный оптимизм, порожденный верой в быстрое самоочищение общества, средствами подлинной и правдивой истории в том числе, омрачен пришедшим осознанием того, что историческое знание может унижать, служить оружием разрушения и катализатором ненависти.

Сторонники ценности знания исторического прошлого:

Н.М.Карамзин: «История в некотором смысле есть священная книга народов, главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего».

Школа анналов (Франция, 1929 г., Люсьен Февр, Марк Блок):

Марк Блок (французский историк, участник Сопротивления, погиб в фашистской тюрьме): его последний труд «Апология истории» - результат противоборства двух подходов: 1)детский вопрос: зачем нужна история? 2) вопрос сограждан после вступления немцев в Париж в июле 1940 г.: «Надо ли думать, что история нас обманула?».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: