Опытным путем определить относительный показатель преломления двух сред (воздуха и стекла).
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ.
На границе раздела двух сред, если эти среды различаются оптической плотностью, происходит преломление световых лучей. Ход луча изменяется. Явление преломления подчиняется двум законам:
Луч падающий и луч преломленный, и перпендикуляр, восставленный к границе раздела двух сред в точке падения луча, лежат в одной плоскости.
(1),
где угол - угол падения луча, угол - угол преломления, и - показатели преломления сред.
где с - скорость света в вакууме, а - скорость света в данной среде.
2. ХОД РАБОТЫ.
1. На бумагу положить плоско - параллельную пластинку, очертить ее плоские грани карандашом и опустить перпендикуляр К (см. рис.).
2. Вколоть булавку N в середину стороны АВ у самой поверхности стекла. Вторую булавку М вколоть в произвольном месте. Булавки N и М определяют положение падающего луча MN.
3. Глядя по направлению луча MN через стекло с другой стороны грани СД, вколоть еще одну булавку F, так, чтобы булавки казались расположенными на одной прямой, если смотреть через стекло. Булавки N и F определяют направление преломленного луча .
|
|
4.Измеряя транспортиром угол падения и угол преломления , вычислить по формуле (1) показатель преломления стекла по отношению к воздуху (nтабличное= 1,6¸1,8).
5. Результаты записать в таблицу.
ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗМЕРЕНИЙ И ВЫЧИСЛЕНИЙ
№ | Угол | Угол | ср | ||||||
6. Проделать опыт 3 раза, беря разные углы падения в одной плоскости. Для этого необходимо менять положение булавки М. При этом изменяется также положение булавки F.
7. Определить погрешность измерения по среднему значению .[30]
8. По данным определить величину смещения S [31].
9. Сделать вывод о проделанной работе[32].
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПЕРВОГО УРОВНЯ.
1. Что называется преломлением света? Сформулируйте и запишите законы преломления света.
2. Как связаны между собой относительные показатели преломления взаимно граничащих сред?
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВТОРОГО УРОВНЯ.
3. В чем состоит физический смысл относительного показателя преломления? Абсолютного показателя преломления?
4. Формула, выражающая связь относительного показателя преломления двух граничащих сред с их абсолютным показателем преломления.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ.
5. Выведите закон преломления света на основе волновых представлений о свете.
Лабораторная работа №15.
«Определение длины световой волны с помощью дифракционной решетки».
Приборы и принадлежности, используемые в работе:
|
|
- Прибор для определения длины световой волны.
- Источник спектра.
Цель работы:
Определить длины волн для различных видимых частей спектра.
- ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ.
Характерным проявлением волновых свойств света является дифракция света, т. е. отклонение света от прямолинейного распространения при встрече с отверстием, щелью или краем преграды, размеры которой сравнимы с длиной световой волны.
Плоской дифракционной решеткой называют совокупность большого числа находящихся в одной плоскости узких, параллельных, близко расположенных друг к другу прозрачных для света участков (щелей), разделенных непрозрачными промежутками.
Можно, с помощью дифракционной решетки, определить экспериментально длину световой волны. Если на дифракционную решетку падает белый свет, волны каждого цвета входящего в его состав, образуют свои дифракционные максимумы. Положение дифракционного максимума зависит от длины световой волны. Поэтому в каждой светлой полосе присутствуют все семь основных цветов. Следовательно, на экране справа и слева от центрального максимума наблюдают цветные дифракционные спектры разного порядка.
2.ХОД РАБОТЫ:
1. Наводим прибор на нить лампы, смотря на неё через дифракционную решетку и щель щитка, находящуюся на нулевом делении шкалы.
2. Проверяем правильность расположения спектров на черном фоне над шкалой и, если наблюдается смещение их с черного фона, устраняем перекос поворотом рамки с решеткой (смотри рисунок 1).
3. Двигаем щиток со шкалой по брусу, чтобы получить на шкале четкое изображение спектра.
4. Определяем расстояние от нулевого спектра до середины фиолетовых лучей ( и ), - справа, - слева и находим среднее значение для фиолетовых лучей.
5. Определяем по бруску расстояние от дифракционной решетки до шкалы (b).
6. Аналогичным образом произвести измерения и расчеты для зеленых и красных лучей.
7. Вычислить длину волны для красных, зеленых, фиолетовых лучей 1-го порядка.
l = ,
n - порядок спектра.
8. Подобные вычисления сделать для лучей спектра 2-го порядка, не изменяя (b).
9. Все данные занести в таблицу.
10. Определить среднее значение длин волн lср в каждом спектре: для красных, зеленых, фиолетовых лучей.
ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗМЕРЕНИЙ И ВЫЧИСЛЕНИЙ
1нм = 10-9 м.
Порядок спектра | Видимая часть спектра | Расстояние от щели до части спектра мм. | Расстояние от решетки до шкалы мм. | Длина волны | Нм | [33] | ||
b | ||||||||
1. | Фиолетовый | |||||||
Зеленый | ||||||||
Краcный | ||||||||
2. | Фиолетовый | |||||||
Зеленый | ||||||||
Краcный |
Постоянная решетки d = 1/100 мм.
lфиолетовый – 380 ÷ 450 Нм.
lзеленый – 510 ÷ 550 Нм.
lкрасный – 620 ÷ 760 Нм.
11. На основании полученных результатов сделать вывод.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ [34].
- Что такое дифракция волн и при каких условиях она возникает?
- Как определяется длина волн с помощью дифракционной решетки?
- Что такое постоянная дифракционной решетки?
Лабораторная работа № 16.