Курсовая работа предполагает анализ и обобщение теоретических позиций различных авторов, а также, при необходимости, научную критику положений опубликованных трудов. Все это предполагает цитирование соответствующих научных произведений. Широкое использование в курсовой работе по теории государства и права имеет использование и цитирование в текстов нормативных правовых актов.
Цитирование может быть прямым (буквальным) и непрямым (косвенным) (пересказ содержания того или иного положения своими словами).
При прямом цитировании цитируемый текст заключается в кавычки. По общему правилу, следует применять так называемые парные кавычки («»). В том случае, если в границах цитируемого и обозначенного кавычками «…» текста, в свою очередь, применяется цитирование, соответствующий фрагмент следует также заключать в кавычки (″…″ или ”…“).
В случае прямого цитирования текст воспроизводится буквально, без каких-либо изменений и дополнений, с воспроизведением выделений в тексте, которые применил цитируемый автор (для этой цели можно использовать светлый курсив).
|
|
Если необходимо без изменения смысла цитируемого текста исключить из него отдельные слова или обороты, то пропуски обозначаются сочетанием трех точек (…).
При необходимости акцентировать внимание в цитате на каком-либо положении цитируемого автора допустимо выделить это положение светлым курсивом с последующей оговоркой («курсив мой. – Инициалы имени и фамилии (курсивом) автора курсовой работы»; например: «курсив мой. – N. N.)).
Если возникает потребность внести в цитируемый текст уточняющий термин, этот термин заключается в квадратные скобки [ ], с соответствующей оговоркой: [… – N. N. ].
При непрямом цитировании, цитировании путем пересказа кавычки не применяются. Однако в этом случае автор должен следить, чтобы при пересказе была точно передана мысль цитируемого автора (или содержания цитируемого нормативного акта).
Особые требования предъявляются к цитированию содержания нормативных правовых актов. Общим правилом является то, что в научной работе допускается прямое цитирование ограниченного фрагмента текста нормативного правового акта. Буквальное воспроизведение статьи, а тем более всего содержания нормативного правового акта считается недостатком, поскольку предполагается, что как автор, так и читатель работы являются квалифицированными специалистами и, следовательно, знакомы с содержанием статьи или нормативного акта. Поэтому в данном случае целесообразно прибегнуть к обобщенному изложению содержания статей, серии статей или всего нормативного акта, с акцентированием внимания читателя на тех положениях, которые имеют существенное значение для целей производимого научного исследования.
|
|
При первом использовании нормативного правового акта приводится его полное описание (например: Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» (ред. от 5 апреля 2013 года)), на него делается библиографическая ссылка с полным описанием выходных данных. При последующем цитировании этого нормативного правового акта возможно приведение его наименования в сокращенном виде (например: Федеральный закон РФ «О полиции»).
Названия заведомо общеизвестных нормативных актов приводится в сокращенном виде (например: Конституция РФ; УК РФ; ГК РФ, УПК РФ, ГПК РФ и т. д.). В том случае, когда возникает необходимость приведения полного наименования кодекса, его вид (Уголовный, Гражданский, Трудовой, Налоговый и т. п.) приводится с заглавной буквы, а слово «кодекс» пишется со строчной буквы (например: Уголовный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс).
Ссылки на пункт, часть статьи, статью нормативного правового акта осуществляются с сокращением соответствующего слова («п. 2»; «ч. 1 ст. 32»). При ссылке на подпункт также производится сокращение («подп. 5»). Вместе с тем, если с указания на подпункт, пункт, часть статьи или статью начинается предложение (или, тем более, новый абзац) соответствующее слово пишется полностью (например:.
Указание на подпункт, пункт, часть статьи или статью цитируемого нормативного акта, по общему правилу, осуществляется в тексте, и лишь в порядке исключения указывается в сноске (например: «Объявление амнистии является предметом ведения Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (ст. 103 Конституции РФ)»; либо «В соответствии с Конституцией РФ (ст. 103) объявление амнистии относится к предметам ведения Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».