В отношении субъектов, участвующих в культурной деятельности применять эти критерии можно лишь с определенными оговорками и в очень ограниченных условиях. Это обусловлено:
а) принципиальным своеобразием «продукта» культуры, который имеет двойственное воплощение в виде экономического и
духовно-нравственного результата;
б) множеством субъектов, которые участвуют в сфере культуры, включая индивидуальных предпринимателей, государственных управляющих структур, общественных организаций и творческих личностей и т.п.;
в) различными формами участия каждого из субъектов. Одни
рассматривают культурную деятельность как способ заработать
на жизнь, другие воспринимают как метод воздействия на общественное или личное сознание, а третьи используют свое участие в культурных акциях и программах как способ прямой или косвенной поддержки культуры индивидуума или всего общества в целом.
Методология оценки эффективности поведения субъекта культуры
Хозяйственный субъект вне зависимости от того, к какой группе из числа охарактеризованных выше, может считать свою деятельность эффективной, если удалось решить несколько задач:
• не ухудшилось состояние материально-технической базы и ресурсов, владельцем которых ощущает себя данный субъект;
• наблюдается прирост капитала за определенный период времени и его величина превышает скорость инфляции в экономической системе;
• не произошло сколько-нибудь заметного падения духовно - нравственной нематериальной самооценки данного субъекта.
Эффективность хозяйствующих субъектов в реальной социально-экономической системе, по мнению Г.М.Галуцкого, может быть описана математической моделью в виде функции, зависящей от трех переменных параметров - факторов:
Экономического - получаемого дохода в денежном исчислении;
Психологического - улучшения личного самочувствия и духовного подъема от ощущения собственной значимости, продиктованной индивидуальными духовно-нравственными стереотипами;
Социального - получаемого в виде реакции всего общества на поведение данного субъекта.