Существуют способы, позволяющие последовательно развить не только читательский интерес, но и определенные навыки при работе с текстами

1. Подбираем текст с фактическими и/или логическими ошибками (например, из предложенных фрагментов «собрать» текст).

2. Сочетаем разные виды текстовой информации (блоки, фрагменты…) по теме (например, тексты разных стилей, жанров).

3. Сочетаем тексты со схемами, таблицами, иллюстрациями.

4. Предлагаем тексты с заданными условиями или требующие постановки задач учащимися.

5. Создаем модели по структурированию текстов (например, модель загадки).

Разные способы подачи информации - это своего рода интрига урока. Между тем вследствие такого подхода к обучению формируются важные навыки:

· видеть в тексте главное;

· читать разными способами (просматривать, вчитываться…);

· сравнивать известное с новым;

· открывать в известном необычное;

· вести диалог как с автором, так и с самим собой.

VI. Способы преобразования информации

1. Пересказ (полный, краткий, творческий).

2. Схема или таблицу.

3. Рисунок по ассоциации.

4. План (простой, сложный, цитатный; тезисный, образный).

5. Отзыв.

6. Реферат.

7. Аннотация.

8. Конспект.

9. Библиографическое описание.

10. Досье (конспект по теме, включающий не только пересказ, но и определения, понятия, цитаты, схемы, рисунки и пр.)

VII. Постановка вопросов к тексту

Какие вопросы в основном задают ученикам, работающим с текстами? «Кто?», «Что?», «где?», «когда?» - то есть вопросы, требующие запомнить информацию.

1. Знание: вопросы, требующие запомнить информацию.

2. Понимание: вопросы, которые позволяют понять смысл переданной информации и употребить ее не так, как в тексте: сравнить объекты, проиллюстрировать историю, выявить и разъяснить основную идею.

3. Приложение: вопросы на осознание полученной информации, которые помогут применить полученное знание в аналогичной ситуации. Для этого необходимо выбрать нужные факты, сообщить их, решить проблему.

4. Анализ: необходимо разбить информацию на малые части. Чтобы стала понятна ее структура. Такая операция позволит им увидеть разные точки зрения и обсудить их, затем ответить на вопросы «зачем», «почему», то есть определить мотивацию, причины, сравнить события или сделать вывод из полученных фактов.

5. Синтез: необходимо соединить малые части так, чтобы создать что-то новое (другой финал сюжета, решение проблемы) или предсказать развитие событий.

6. Оценка: оценить информацию на основании личного опыта, то есть выразить мнение, рекомендовать решение, обсудить тему, защитить определенную точку зрения. Подобные вопросы начинаются с выражения как вы считаете?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: