Контрольная работа

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Задание 1. Изучить основные акцентологические нормы русского языка. Расставить ударения в словах (в случае затруднений свериться со специализированным словарем):

августовский, агентство, апартаменты, асимметрия, апокалипсис, апостроф, арахис, баловать, бита, бряцать, быстрина, включат, во-первых, газопровод, гербовый, гофрированный, деньгам, дефис, диспансер, договор, донельзя, досуг, дремота, жалюзи, жерло, завидно, закупорить, зубчатый, иконопись, искоса, испокон, каучук, квартал, красивее, камбала, кремень, кашлянуть, лассо, мельком, мышление, напасть (сущ.), некролог, новорожденный, норовистый, начался, нормированный, обетованный, обобщить, обеспечение, оленина, оптовый, паралич, пломбировать, позвонят, не правы, поутру, премировать, принудить, раджа, решат, свекла, смягчить, сосредоточение, стиральный, сумерничать, столяр, с тортом, таможня, танцовщик, в туфлях, упрочение, формировать, ходатайство, холеный, христианин, шабаш (ведьм), щавель, щекотно, щиколотка, юродивый.

Задание 2. Распределить слова в два столбика: твердое произношение согласного перед Е; мягкое произношение согласного перед Е (В случае затруднений см. орфоэпический словарь.)

Если в одном слове в позиции перед Е представлены два согласных, один из которых должен произноситься мягко, а другой – твердо, данное слово необходимо заносить в оба столбика, подчеркивая произносящийся твердо (мягко) соответствующий согласный

агрессия, бактерия, брюнет, бутерброд, деканат, декольте, детектив, дефис, индекс, интерьер, кларнет, компресс, кофе, консервы, кредо, крем, лазер, лорнет, одеколон, претензия, прогресс, сервис, темп, террор, шинель.

Задание 3. Найти ошибки, связанные с неправильным словообразованием, исправить их.

а) Требования к кандидату: опыт дорогостроительных работ, знание английского и немецкого языков.

б) Любительской труппой был поставлен одноактовый балет «Спящая красавица».

в) Деньги были тотчас переданы в сильно похудавший за последнее время областной бюджет.

г) Это сообщение было мотивировано некомпетенцией автора опубликованного материала.

ж) Руководство предприятия отреагировало на необязательство горняков Кузбасса системой карательных мер.

з) Дотошливая покупательница, осмотрев шубу изнутри, обратила внимание на некачественные швы.

и) Концы полотенца надо завести так, чтобы после приложения к лицу оно имело форму клюва с отверстием для дыхания.

к) Главный режиссер цирка поставил фантастический спектакль – настоящее светопредставление!

Задание 4. Исправить лексические ошибки в высказываниях, определить тип недочета.

а) Партизаны молчаливо спустились в подвал и увидели там винтовки.

б) У меня большой словарный состав, и я им легко апеллирую.

в) К нам приехала известная исполнительница фольклорных народных песен.

г) Мой друг никогда не откладывал дело в длинный ящик.

д) В новгородской земле водилось много пушнины.

е) Больной испытывал нетерпимые муки.

ж) У американцев не принято спрашивать, какие доходы они зарабатывают.

з) Наш новый начальник перенял на западе раскованную и чопорную манеру поведения с коллегами.

и) Он установил столько мировых рекордов, что их помнят только отъявленные любители статистики.

к) У меня прогрессивная близорукость: зрение с каждым годом падает.

Задание 5. Поставить существительные в форму именительного падежа множественного числа (вопросы: кто? что?), выделить окончания.

адрес, берег, борт, бухгалтер, волос, выговор, год, диспетчер, договор, жернов, катер, купол, маляр, округ, ордер, оратор, пекарь, поросенок, прожектор, ребенок, свитер, табель, трактор, утенок, фельдшер, циркуль, цыган, шило, шофер.

Задание 6. Образовать форму родительного падежа множественного числа (вопросы: кого? чего?) существительных, выделить окончания.

абрикос, апельсин, басня, болгарин, ботинок, ведомость, гетры, грабли, гранат, дело, звено, киевлянин, колесо, кочерга, мемуары, няня, патиссон, плечо, полено, помидор, сапог, солдат, туркмен, туфля, чулок, южанин, ясли.

Задание 7. Определить род несклоняемых существительных, составить словосочетания с согласованными определениями или глаголами в прошедшем времени (в случае затруднений в определении значения несклоняемого существительного свериться с толковым словарем русского языка или со словарем иностранных слов).

Например: шимпанзе – крупный шимпанзе (м. р.); шимпанзе (м. р.) влез на дерево; шимпанзе (ж. р.) кормила детеныша.

авеню, бра, динго, жалюзи, жюри, кабальеро, кашне, колибри, коммюнике, контральто, либретто, пианино, пони, ситро, такси, Чили, эмбарго;

Задание 8. Определить значение и род аббревиатур, составить словосочетания с согласованными определениями или глаголами в прошедшем времени.

Например: АПН – академия педагогических наук, нескл.; жен. род. Российская АПН; АПН приняла новые стандарты.

БАМ, ГТС, НЛО, ТСН; ГИБДД, вуз, МИД

Задание 9. Повторить способы образования степеней сравнения прилагательных. Образовать сравнительную и превосходную простую и составную формы степеней сравнения от прилагательных.

близкий, горький, дешевый, зубастый, ловкий, слабый, тонкий, частый, яркий;

Задание 10. Изучить особенности склонения числительных разных разрядов. Просклонять словосочетания числительных с существительными.

219 463 книги, полтора килограмма, одна целая двадцать три тридцать пятых доли, 2006-й год, пятеро покупателей.

Задание 11. Списать предложения, заменяя цифры словами; поставить числительные в нужную падежную форму.

Озеро Байкал находится на высоте 453 (форма род. п.) метров и занимает площадь более 31 (форма род. п.) тысячи квадратных километров. Петербург был основан в 1703 году. Длительность ледникового периода исчисляется 600 (форма твор. п.) тысячами лет. Высшая точка на Западном Памире равна 7495 (форма твор. п.) метрам. Сложите 305 (форма вин. п.) с 2 567 (форма твор. п.). Венеция расположена на 18 (форма предл. п.) островах, которые соединены между собой 378 (форма твор. п.) мостами. Тверской купец Афанасий Никитин в 1466 году отправился по Волге в Закавказье. Объем собрания сочинений Льва Толстого составляет около 3200 (форма род. п.) печатных листов. Из 192 (форма род. п.) участников кросса до финиша дошли более 150 (форма род. п.).

Задание 12. Отредактировать тексты, исправив в них ошибки, связанные с нарушением грамматических норм. Прокомментировать ошибочные варианты: нарушение управления глаголов и отглагольных слов, нарушение согласования подлежащего и сказуемого, употребления личных местоимений, причастных и деепричастных оборотов и др. (В случае затруднений см. Приложение 2).

а) Сейчас диктор подтвердил о том, что шайбу забросил Фирсов.

б) Выросло целое поколение, для которых война – история.

в) Глядя на ветку сирени, мне вспомнилась молодость.

г) Его выступление было более удачнее.

д) Погода благоприятствует для хорошего темпа гонок.

е) Вот эта смелость, дерзость, сила любви к Родине, стремление уничтожить несправедливость особенно дорога мне в поэте.

ж) В комнате, возле печки, стояла девушка; она была жарко натоплена.

з) Прошу вас ответить на волнующий вопрос не только меня, но и многих других.

и) Согласно приказа администрации предприятия выходные дни были перенесены.

к) На конференции состоялся обмен мнений.

л) Самый старейший из участников пробега – мой дед.

м) Слушая музыку Моцарта, нас не покидает ощущение причастности к этому удивительному чуду.

Задание 13. Определить, какие из приведенных слов являются стилистически нейтральными, а какие имеют стилистическую окрашенность. С помощью словаря выяснить, к какому стилю принадлежат такие слова.

арбуз, барабан, билетерша, биссектриса, вода, всласть, голова, гуськом, дева, десант, дисциплинарный, домкрат, душечка, дылда, завзятый, крыло, тонна-километр, нос, небезызвестный, получать.

Задание 14. Определить, к какому стилю относится данный текстовый отрывок. Ответ мотивировать, указав на:

· лексическую,

· морфологическую,

· синтаксическую принадлежность языковых средств к заданному стилю.

В общем, все это чепуха, и мне весело. Только иногда, бывает, возвращаешься в общежитие мимо чужих домов, поглядишь в чужое окно, где между цветочками, закрывши глаза, сидит котенок, а за столом под большой лампой пьют чай, – и так заноет сердечко, так становится жалко себя, что села бы тут на ступеньки и заревела. Ученье учением, а, кроме ученья, охота подумать и о семье, и о будущих ребятишках. Что ни говори, а годы подошли для такой думки. (Антонов С. Подруга).

Приложение 1

Основные виды лексических недочетов

Тип недочета и правило Пример недочета
1. Употребление слова в несвойственном ему значении. Причиной этого типа недочеты часто являются паронимы – слова, имеющие сходное звучание и написание, но разные значения. 2. Нарушение лексической сочетаемости слов. Слова в русском языке сочетаются друг с другом в зависимости: а) от их смысла; б) от традиций употребления, вызванных языковой практикой (слова с ограниченной сочетаемостью). 3. Употребление лишнего слова: плеоназм (греч.) – излишество (ср.: мертвый труп убитого покойника). Слова, употребляющиеся в предложении, не должны дублировать друг друга по смыслу. Ср.: свободная вакансия, коллега по работе и др. 4. Употребления рядом(или близко)однокоренных слов: тавтология(недочет, наиболее очевидный в письменной речи). 5. Повторение одного и того же слова на небольшом текстовом пространстве (ошибка, наиболее очевидная в письменной речи). 6. Употребление в одном стиле элементов другой стилистической окраски.   7. Употребление слов грубой, просторечной окраски. 8. Неудачное употребление экспрессивно-эмоционально окрашенных слов. Кроме основного – лексического – значения многие слова русского языка содержат дополнительное – коннотативное – значение: положительное или отрицательное. Оно должно согласовываться с ситуацией речевого употребления.   9. Смешение лексики разных исторических эпох.   10. Неоправданное нарушение фразеологических (устойчивых) оборотов. Структура фразеологизма подобна структуре слова: его составляющие компоненты носят постоянный характер. Поэтому нарушением фразеологизма считается: а) замена одного из компонентов синонимичным; б) изменение форм слов в составе фразеологизма; в) замена элементов в связи с непониманием значения В нашей стране снизилось душевное потребление мяса. Хищное истребление лесов привело к образованию оврагов. В конце собрания слово представили известному ученому. Приходите к нам в магазин: у нас очень дешевые цены! Ты вперед меня выполнил задание. Узнав об аварии, начальник скоропостижно прибыл на объект. Наступила весна и прилетели пернатые птицы. Юбиляра тепло поздравили все коллеги по работе. Коллега – товарищ по работе, совместной деятельности. Употребляется в сочетании, конкретизирующем рабочее место (коллеги по сцене, по кафедре, по цеху). Он всегда находит выход из любой ситуации. В рассказе… рассказывается; в образе… изображена… Недавно я прочитал интересную книгу. Эта книга называется… В этой книге рассказывается… На семейное мероприятие в честь Дня рождения было приглашено много гостей. Призывник был слишком хлипкий, и комиссия не пропустила дохляка. Все детистрашнообрадовались. Благодаря урагану пострадали многие дома. В адрес новоиспеченного академика стали поступать поздравительные телеграммы. Пожарному пришлось бы совсем плохо, но к нему на помощь пришли дружки. Я сегодня испытал культурный шок. На читателя эта книга нагоняет жуткую эйфорию. О картине Васнецова «Богатыри»: На богатырях кольчуги, брюки, варежки. Львиная часть этих доходов была утрачена. Это событие сыграло в ее жизни большое значение. Эти события давно канули в лето. Но: в некоторых случаях допускается авторская переработка фразеологизма, которая рассматривается как прием выразительности. Ср.: Сколько волка ни наряжай, он все равно бабушкой не станет (В. Путин)

Приложение 2

Основные виды синтаксических недочетов

Тип недочета и правило Пример недочета и его редактирование
1. Нарушение ряда однородных членов: а) включение гиперонима (слова с общим значением) в ряд гипонимов (слов с частными значениями) б) нарушение соотнесенности форм различных частей речи: видо-временной соотнесенности глагольных форм, полных и кратких форм прилагательных и причастий и др. Правило:Однородные члены предложения должны соотноситься между собой по грамматической форме и по значению. 2. Неудачное употребление личных, возвратных и указательных местоимений: а) наличие в тексте двусмысленности в толковании значения местоимения. Правило:употребление местоимений в тексте не должно приводить к двусмысленности. Традиционно: местоимение относится к ближайшему существительному, совпадающему с ним по форме рода и числа; б) нарушение морфологической соотнесенности существительного и относящегося к нему местоимения (в форме рода и / или числа). Правило: при употреблении существительных, обозначающих совокупность множества предметов, но имеющих форму ед. ч. (типа студенчество, интеллигенция, народ), местоимение, соотносящееся с ними, также должно употребляться в форме ед. ч. 3. Нарушение конструкций с деепричастным оборотом. Правило: деепричастие должно обозначать действие того же лица, что и глагол-сказуемое, то есть действие подлежащего. Правило: в предложениях, не содержащих указание на лицо-подлежащее (сущ. или мест. им. п.), деепричастие может употребляться лишь при наличии глагола в неопределенной (инфинитивной) форме. 4. Неправильное употребление форм степеней сравнения имен прилагательных:   а) неправильное фонетическое формообразование; б) смешение простой и составной формы. Правило: в тексте должны употребляться либо простая, либо составлая формы степеней сравнения. Их объединение недопустимо; в) употребление форм сравнительной степени без объекта сравнения. Правило: сравнительная степень обозначает, что признак в одном предмете проявляется в большей или меньшей степени, чем в другом. Поэтому недопустимо использование форм сравнительной степени без объекта сравнения. 5. Неправильное употребление конструкций с причастными оборотами(нарушение согласования морфологической формы причастия с главным словом) 6. Неудачный порядок слов. Порядок слов в русском языке является относительно свободным (в отличие от ряда языков с фиксированным порядком слов). Однако порядок слов не должен приводить к искажению смысла высказывания. Правило: при употреблении двойных союзов (не только…, но и…; как…, так и… и др.) между собой должны сопоставляться непосредственно лишь однородные компоненты. 7. Нарушение согласования форм подлежащего и сказуемого в формах рода и числа. Правило: при существительных, обозначающих множество предметов, но имеющих форму ед. ч. (типа: поколение, группа, ряд, половина и др.) глагол должен употребляться в форме единственного числа соответствующего рода. 8. Нарушение управления сильноуправляющих частей речи: глаголов, существительных, прилагательных, причастий. Управление – способность различных частей речи требовать при себе постановки зависимого слова в определенном падеже. 9. Нарушение предложного управления: Правило: предлоги благодаря, согласно, вопреки требуют при себе формы дательного падежа. Правило: предлог по в значении «после» требует при себе предложного падежа.   10. Нарушение построения однородных синтаксических конструкций. В лесах северной полосы растут березы, ели, клены, разнообразные деревья и кустарники. Он выходит из дому; остановившись у подъезда, осмотрелся и сел в машину. Охота была удачная, но достаточно опасна. Я достала книгу из сумки и положила ее на стол. Брат поступил в драматический кружок; скоро он будет выступать на сцене. Мать Оли, когда она заболела, стала очень нервной. Профессор попросил ассистента прочитать свой доклад. Жюри пришлось очень трудно, но они выставили объективные оценки. Революционные настроения были распространены и среди интеллигенции; к их голосу прислушивались многие. Купечество стремилось подражать дворянам в образе жизни: они тоже строили роскошные дома. Глядя на природу из окна вагона, с меня слетела шляпа. Проводя большую часть своей жизни на работе, другая ее часть безвозвратно проходит мимо. Прочитав эту статью, у некоторых вовремя откроются глаза. Проезжая мимо березовой рощи, мне стало грустно. Тяжело на сердце, имея столько проблем. Ему постоянно скучно, не занимаясь никаким делом. Товары в этом магазине дешевше, чем в том. Я хочу рассказать о самом красивейшем месте в нашей области. Этот учение более умнее, чем тот. Пушкин – наиболее талантливейший поэт девятнадцатого века. Первый курс дисциплинированнее. Выступление этого оратора прошло более удачно. Этот музейный экспонат древнее.   Он оглядывается и видит напряженное лицо сына, внимательно прислушивающееся к их разговору. Есть немало произведений, повествующих о детстве художника, в мировой литературе.     Он всю жизнь не только мечтал увидеть море, но и неприступные скалы, и горные водопады, и пески пустынь. Против обвиняемого было возбуждено ряд уголовных дел. Те, кто пришли, остались довольны … Местоимение КТО требует при себе сказуемого в форме мужского рода(ср.: кто-то постучал);местоимение ЧТО требует при себе сказуемого в форме среднего рода(ср.: что случилось). Нужны шоферы для управления грузового автомобиля. Он был задержан за контрабанду наркотиками. А заслушаться есть чему! Согласно дипломатического протокола, стороны взяли на себя ряд обязательств. По завершению пресс-конференции депутат отправился на завод. Олег, после армии нигде не работавший и от скандалов которого все в семье намучились, в очередной раз стал требовать денег.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: