Всевышний сказал: «А кто уповает на Аллаха, для того Он достаточен». (Развод, 3). Упование

Означает использование средств (совершение действий) для достижения определенной цели с

Ожиданием вознаграждения от Аллаха. Поэтому тот, кто уповает на Аллаха, прибегает к самому

Великому средству — к Аллаху, в руках Которого власть над всякой вещью. Однако совершенство

Упования не подразумевает отказ от действий. Смысл хадиса заключается в том, что верующий

Отказывается именно от нежелательных действий (макрух), к которым относятся заклинание и при-

Жигание раскаленным железом, несмотря на то, что он нуждается в них. Они являются порицаемыми

Средствами и подобны соломинке, за которую хватается утопающий. Истинный верующий всегда

Уповает на Всевышнего, и Он для него достаточен.

Вместе с тем, использование средств узаконено в Шариате, а отказ от них противоречит ему. Это

Относится и к лекарствам. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Аллах не послал

Ни одной болезни, не послав ее лечения (аль-Бухари 10/113 и 114 от Абу Хурайры). В другой ривайе

Говорится: У каждой болезни есть лечение, и если совпадают лекарство и болезнь, то по воле Аллаха

Наступает выздоровление (Муслим (2204) от Джабира; похожие хадисы приводятся Ахмадом 1/377,

И 453 от Ибн Масуда, Ибн Хиббаном (1394), Аль-Хакимом 4/196, Ахмадом 4/278 от

Других сподвижников). Усама ибн Шарик рассказывал: «Я был около Пророка, когда к нему пришли

несколько бедуинов и сказали: "О посланник Аллаха, принимать ли нам лекарства?" Он, да

Благословит его Аллах и приветствует, ответил: Да, о рабы Аллаха, принимайте лекарства, потому

Что Аллах, Всемогущ Он и Велик, не оставил ни одной болезни, не дав ей лечение, кроме одной. Они

спросили: "И что же это?" Он сказал: Это — старость» (Ахмад 4/278, Абу Дауд (3855), Ибн Маджа

(3436); достоверный хадис).

Ибн аль-Каййим сказал: «Эти хадисы содержат утверждение использования средств и

Обусловленных явлений, ложность утверждений тех, кто отрицает их, и повеление принимать

Лекарства. Последнее не противоречит упованию, так же как и удаление мучений голода и жажды,

Жары и холода их антагонистами. Подлинная убежденность в таухиде не усовершенствуется без

Использования средств, которые установил Всевышний Аллах для обусловленных явлений по Своему

Предопределению и Шариату. Отказ от них умаляет упование и ведет к недооцениванию повелений

Аллаха и Его мудрости. Это ослабляет упование, поскольку отказавшийся от использования средств

Полагает, что оставление их усиливает упование, тогда как это является недостатком,

Противоречащим упованию, сущность которого заключается в том, что душа полагается на


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: