степень [в Раю. —Ред.]. Это получает каждый, кто проявляет обязательное терпение».
****Данный хадис указывает на то, что несчастья служат причиной для прощения грехов и
Вознаграждения. Ибн аль-Каййим считал, что они только смывают грехи. Если же они способствуют
Совершению благих дел, таких как терпение, удовлетворенность, покаяние, просьба о прощении, то
человек вознаграждается за то, что было вызвано несчастьем. Поэтому говорят, что смысл хадиса:
«великое вознаграждение — при великом несчастье, если человек проявил терпение и
Удовлетворенность».
Саад ибн Абу Ваккас рассказывал: «Однажды Пророка спросили: "Каких людей постигают самые
великие несчастья?" Он ответил: Пророков, затем самых достойных для подражания, а затем
Самых достойных для подражания после них. Человека постигают несчастья в зависимости от
Его веры, и они не покидают раба до тех пор, пока не оставят его шагать по земле безгрешным
(ад-Дарими 2/320, Ибн Маджа (4023), ат-Тирмизи (2400), Ахмад 1/172).
|
|
Если раб Аллаха познает, что самые великие несчастья постигали пророков и праведников, что в
Действительности они являются милостью, что уберечь от них может лишь Аллах, и что пророки и
Праведники не могут принести ни вреда, ни пользы даже себе, а тем более другим, то он поймет
Тщетность обращения к ним с целью обретения необходимого и избавления от печалей. В том, что
Пророков и праведников постигали несчастья, содержится великое множество тайн, мудростей, благ и
Счастливых последствий, которых не счесть. И тот, кто возрадуется несчастью, обретет благо-
Склонность Аллаха, ибо Он сказал: «Воздаяние их у Господа своего — сады Эдема, из-под которых
Текут реки и в которых они пребудут вечно. Аллах доволен ими и они довольны Им...» (Ясное
Знамение, 8).
Если Всевышний Аллах доволен каким-то человеком, то он обретает все блага и избавляется от
Всех зол. Довольство же раба состоит в том, что он отдается воле Аллаха и его переполняют
Прекрасные мысли о Нем и желание получить Его награду. Он испытывает спокойствие, довольство,
Лю-бовь к Аллаху, доверие к Нему, как сказал Ибн Масуд: «Поистине, Аллах по Своей
Справедливости сделал покой и радость в убежденности и довольстве, а беспокойство и печаль — в
Сомнении и негодовании Ибн Акиль, опираясь на этот хадис, считал, что довольство несчастьем
Является обязательным религиозным предписанием. Аль-Кади, Ибн Теймийа и Ибн аль-Каййим
Считали это не обязательным, а желательным.
ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ ТРИДЦАТЬ ПЯТОЙ
Для каждого очевидно, что терпение в покорности Аллаху и терпение в избежании грехов