ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ГОУ ВПО «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ХМАО-ЮГРЫ»
УТВЕРЖДАЮ
Зав. Кафедрой
______________
д.м.н., профессор Коваленко Л.В.
Методическая разработка практического (лабораторного) занятия для студентов 3 курса
Тема занятия «Методы лабораторной диагностики иммуноглобулинов сыворотки»
Методическую разработку подготовила проф., д.м.н. Болотская Л.А
Методическая разработка обсуждена и
утверждена на кафедральном совещании «15» мая 2013 года,
протокол № 11
Сургут 2013 г.
1. Продолжительность изучения темы:
всего 3 часа
из них на занятии 3 часа
самостоятельная внеаудиторная работа не предусмотрена
Место проведения занятия.
Аудитория, оборудованная мультимедийной техникой.
Цель занятия.
Познакомить студентов с основными группами методов определения антител, а также реакции взаимодействия антиген-антитело, методы идентификации антител.
Задачи занятия.
|
|
Объяснить основные лабораторные методы оценки гуморального звена иммунитета, этапы диагностики и правила интерпретации полученных результатов.
Дать характеристику реакциям взаимодействия антиген-антитело (преципитации, агглютинации, РСК, лизиса, нейтрализации).
Дать определение феномену конкуренции антигена с антителом. Принцип постановки РИА, ИФА, турбодиметрического метода.
Студент должен знать:
· методы оценки гуморального звена иммунитета;
· типы реакций взаимодействия антиген-антитело;
· современные подходы к формированию «групп риска» по иммунопатологии.
Студент должен уметь:
· оценивать и интерпретировать результаты клинико-иммунологического обследования при различных патологических состояниях;
· применить полученные знания в клинической практике; оценить состояние клеточного иммунитета.
Студент должен владеть:
· методикой клинико-иммунологического обследования;
· интерпретацией результатов клинико-иммунологического обследования.
Для усвоения темы необходимо вспомнить, повторить:
· Биология: учебник: в 2 т. / под ред. В.Н. Ярыгина. – М.: ГОЭТАР-Медиа, 2011. – Т. 2. – 560 с.
· Гистология, эмбриология, цитология: учебник / под ред. Ю.И. Афанасьева, Н.А. Юриной. – 6-е изд., перераб.и доп. – М.: ГОЭТАР-Медиа, 2012. – 800 с.
- из предшествующих занятий:
3. Компоненты иммунной системы.
Значение изучения темы (мотивация)
Иммунная система является одной из основных систем организма, знание строения свойств, функций антигенов и антител необходимо для понимания механизмов иммунных реакций в норме и при патологии.
|
|
Дисциплины, для которых будут использованы знания, умения и навыки, полученные на данном занятии:
инфекционные болезни, дерматовенерология, фтизиатрия, эпидемиология, оториноларингология, офтальмология, ревматология, акушерство и гинекология, факультетская и госпитальная терапия, поликлиническая терапия; общая и госпитальная хирургия; стоматология, онкология, гематология, детские болезни.
Задания к занятию:
- Вспомнить понятие антител, их свойства и биологические функции.
- Принцип определения содержания иммуноглобулинов, комплексов антиген-антитело.
- Реакции взаимодействия антиген-антитело (РСК). Принцип постановки реакций. Современные модификации. Интерпретация полученных результатов. Области применения.
- Методы идентификации антител (радиальной иммунодиффузии по Манчини, иммуноэлектрофореза, ИФА, РИА).
- Феномен, лежащий в основе метода радиальной иммунодиффузии. Сущность метода и принцип постановки реакции. Современные модификации данного метода. Интерпретация полученных результатов. Области применения.
- Феномен, лежащий в основе турбодиметрического метода. Сущность метода и принцип его постановки. Интерпретация полученных результатов. Области применения.
Самостоятельная работа студентов по темам:
К данной теме занятия самостоятельные работы не предусмотрены