"Я знаю, что я ничего не знаю"
"Новое – это хорошо забытое старое"
"Пессимист – это хорошо информированный оптимист".
Что общего у этих высказываний?
Отождествление противоречий.
Представим перечисленные выражения в виде синтаксической конструкции. Тогда ее устройство сразу же станет очевидным. И эта очевидность выявляется наличием двух антонимов. Антонимы, как мы помним со школы, это слова, противоположные по значению. Например: "знаю – не знаю", "новое – старое", "большое – маленькое", "плюс – минус" и т.д.
Обозначим одну смысловую часть высказывания как "+" (плюс), а другую, соответственно, как "-" (минус). И, если в плоскости линейной логики + и – всегда оппозитны, то в пространстве парадокса между ними устанавливается = (знак равенства). Здесь + и – никак не окрашиваются этическими оценками, но выражают просто суть наличия полярности. Какой полюс батарейки лучше: + или -? Просто условимся левую часть высказывания обозначать как "+", или А, а правую "-", или А-, или не А.
|
|
+ = -
В обыденном разумении новое (+) никак не может быть старым (-). Потому что новое – это новое, а старое – это старое. И иного быть не может, потому что иного не может быть никогда! – как речет обывательская мудрость, ревностно охраняющая территорию выстроенного ею по ранжиру порядка.
Но: вспомним Дэвида Бома с его открытием того, что хаос представляет собой такой же порядок, только более глубинный (или утонченный, или высокоорганизованный). И в фокусе этого, не логического, но Логосного порядка "Новое = Старое". О чем говорил еще премудрый Соломон словами Экклесиаста: "Нет ничего нового под Солнцем". (Еккл. 1:9).
Скомпонуем высказывание в матричную форму:
А, или (+) | = | - А, или антиА, или (-) |
Левая часть высказывания | Связка уравнения (отождествления, приравнивания), позиционирующаяся грамматическими единицами: - (тире) это есть то же самое, что | Правая часть высказывания, противоположная по значению левой части высказывания |
Новое | - это есть то же самое, что | Старое |
Но это только первый этап рождения парадоксального афоризма.
Хотя установленное равенство между (+) и (-) уже само по себе, образует ток, поскольку замыкает смысловую цепь, как при соединении полюсов электрической батареи, но движению полученной силы следует придать направление. Грамматически подобную функцию выполняют дополнения, определения и обстоятельства.
Дополнение – часть предложения, отвечающая на вопросы: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? (о) ком / чем? не смотря на что? вопреки чему? согласно чему?
|
|
Определение – отвечает на вопросы: какой? чей?
Обстоятельство: как? каким образом? в какой степени? где? откуда? когда? как долго? при каком условии? почему? отчего? зачем? для чего?
Тогда развернутая матрица парадокса примет следующий вид:
5 (без применения 3) | ||||
А, или (+) | = | Дополнение или Определение или Обстоятельство | - А, или анти А, или (-) | Конструкция: Только + Дополнение или Определение или Обстоятельство |
Левая часть высказывания | Связка (отождествления, приравнивания), позиционирующаяся грамматическими единицами: - (тире) это есть то же самое, что | кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? (0) ком / чем? не смотря на что? вопреки чему? согласно чему? какой? чей? как? каким образом? в какой степени? где? откуда? когда? как долго? при каком условии? почему? отчего? зачем? для чего? | Правая часть высказывания, противоположная по значению левой части высказывания (- А – это не А) | кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? (0) ком / чем? не смотря на что? вопреки чему? согласно чему? какой? чей? как? каким образом? в какой степени? где? откуда? когда? как долго? при каком условии? почему? отчего? зачем? для чего? |
Новое | - это есть то же самое, что | какое? - хорошо забытое (определение) | Старое | |
Новое | это | Старое | только хорошо забытое |
При этом в столбце 3 матрицы часто используется причастный оборот с оттенками значения "хорошо". Как в нашем примере: "новое – это хорошо забытое старое".
Попробуйте создать парадоксальные вариации на темы: "Маленькое – Большое", "Мертвое – Живое", "Тонкое – Толстое", "Свое – Чужое", "Острое – Тупое", "Законное – Незаконное" наподобие следующих оранжировок:
"Маленькое – это хорошо обглоданное Большое"
"Мертвое – это хорошо убитое Живое"
"Тонкое – это хорошо похудевшее Толстое"
"Законное – это хорошо проплаченное Незаконное"
и т.д.
Ниже представляются основные стилистические варианты образования парадокса.
• Сочетание взаимоисключающих глаголов:
Глагол А | Переход: что тем, что как раз | Глагол антиА |
Я знаю | что | ничего не знаю |
Я занимаюсь | тем, что | ничем не занимаюсь |
Когда я ничего не делаю | я как раз | и делаю что-то по настоящему |
• Утверждение через формулу "Чем лучше А, тем лучше (больше, меньше и т.п.) антиА":
"Чем хуже, тем лучше".
• Утверждение через формулу: "Лучший способ избавиться от А – это А":
"Лучший способ отделаться от искушения – предаться ему". (О. Уайльд).
• Формула "Нет А без антиА":
"Нет худа без добра". "Чтобы делала праведность без греха"?
• Оксюморон – мы рассматривали его в разделе "Контрапункт поэтики", но повторимся – возникает в результате такого перекрестного сочетания слов, при котором слова одной антонимической пары становятся определениями к словам другой антонимической пары: "знакомый незнакомец", "живой труп", "юный старик", "шумит Москва – родная, но другая - // И старше и моложе, чем была". (С. Маршак).
Или:
"Дорого вовремя время. Времени много и мало. // Долгое время – не время, если оно миновало". (С. Маршак).
• Амфитеза (от греческого amphy – кругом) – утверждаются оба противоположных явления или оба признака (А и не А) или (А и – А):
"Где морок, где существенность, о Боже? // И явь и греза – не одно ль и то же"? (Вяч. Иванов).
• Диатеза – синтаксическая конструкция, образованная антонимами с частицами ни или не, соединенными бессоюзно или союзами и, а:
"И не добрый, и не злой".
"Я не добрый, я не злой // Вообще я – никакой".
"Я ни за и ни против // От рожденья доныне. // Я, скорее, напротив // В середине".
|
|
Само по себе афористически-парадоксальное мыслетворчество оказывает чрезвычайно эффективный терапевтичекский и мистический результат. Вы постигаете при этом действе то, что недоступно рацио, устремляясь из оцепенелых доводов рассудка к интуитивному постижению того, что древние китайцы называли Дао:
"Ибо наличие и отсутствие порождают друг друга.
Сложное и простое создают друг друга.
Длинное и короткое поверяют друг друга.
Высокое и низкое тянутся друг к другу.
"До" и "после" следуют друг за другом".
(Дао дэ Дзин §2)
Ниже предлагаются "матрицы сборки парадоксов". Если же вы захотите разнообразить опыт соединения противоположностей, то просто загляните в словарь антонимов и, используя приведенные здесь формулы, сотворите свои медитативные афоризмы.
Матрица сборки парадокса №1. Категории пространства
Категория А | Категория антиА | Пример оксюморона | Пример парадокса |
Открытое | Закрытое | Открытое закрыто | Открытое – это хорошо замаскированное закрытое |
Просторно | Тесно | Тесный простор | Простор – это не замечаемая теснота |
Далеко | Близко | Близкое далеко | Нет более далекого, чем то, что кажется близким |
Бесконечное | Безначальное. Конечное | Бесконечный конец | Бесконечное – это без конца повторяющееся окончание |
Полное | Пустое | Полная пустота | Полное – это пустое, вывернутое наизнанку |
Верх | Низ | Верхний низ | Верх – это перевернутый низ |
Высокий | Глубокий | Высокая глубина | Путь к высокому лежит через глубокое |
Право | Лево | Правое лево | Когда стадо поворачивается, правые становятся левыми |
Впереди | Сзади | Впереди того, что сзади | Когда стадо поворачивается, первые становятся последними |
Вертикальное | Горизонтальное | Вертикальный горизонт | Вертикальное – это проснувшееся горизонтальное |
Поодаль | Рядом | Поодаль рядом | Поодаль – это всего лишь отодвинутое рядом |
Широко | Узко | Широкая узина | Широкое – это хорошо разросшееся узкое |
Длинное | Короткое | Длинная краткость | Длинное – это просто растянувшееся короткое |
Растянутое | Сжатое | Растянутая сжатость | Растянутое – это постаревшее сжатое |
Здесь | Нигде | Здешнее нигде | Здесь – лишь форма нигде |
Здесь | Где-то | Здешнее где-то | Здесь – это тоже, в конце концов, где-то |
Здесь | Там | Здешнее там | Мое здесь для кого-то – просто где-то там |
На воле | Взаперти | На воле взаперти | Ни на воле, ни взаперти мы не бываем по настоящему свободны |
Безграничное | Ограниченное | Безграничное ограничение | И безграничное имеет свои ограничения |
Свобода | Теснота | Свободная теснота | Стесненный собственной свободой |
Матрица сборки парадокса №2. Категории времени
|
|
Категория А | Категория антиА | Оксюморон | Парадокс |
Будущее | Настоящее | Мое будущее настоящее | Мое будущее – это мое настоящее |
Будущее | Прошлое | Мое будущее прошлое | Будущее начинается в прошлом |
Вечность | Миг | Вечный миг | Вечность, длящаяся миг |
Долго | Скоро | Долгое скоро | Долго – это скоро, заставляющее себя ждать |
Вовремя | Не вовремя/Опоздание | Как всегда вовремя – не вовремя | Вовремя – это легализованное не вовремя |
Всегда | Никогда | Всегдашнее никогда | Всегда – значит никогда |
Сейчас | Когда-то /Когда-нибудь | Когда-нибудь сейчас | Сейчас – это опомнившееся когда-то |
Время | Безвременье | Временное безвременье | Время – это безвременье, обзаведшееся часами |
Эпоха | Мгновенье | Эпохальное мгновенье | Эпоха – лишь мгновенье моргнувших век вечности |
Матрица сборки парадокса № 3. Категории эстетики
Категория А | Категория анти А | Оксюморон | Парадокс |
Красивый | Безобразный | Красивое безобразие | Красивое – приукрашенное безобразие |
Приятный | Отталкивающий | Приятно-отталкивающий | Приятное ценно отталкиванием |
Культура | Варварство | Культурное варварство | Культура – организованное варварство |
Великолепный | Ужасный | Ужасное великолепие | Великолепное вырастает из ужасного |
Гармония | Дисгармония | Гармоничная дисгармония | Гармония и дисгармония – родные сестры |
Изящный | Топорный | Изящная топорность | Изящное – это хорошо обтесанное топорное |
Вкус | Безвкусица | Безвкусица со вкусом | Вкус – это приправленная специями безвкусица |
Эстетика | Безвкусица | Эстетичная безвкусица | Эстетика – потребность безобразного в самолюбовании |
Прелестный | Уродливый | Прелестный урод | Прелестное – хорошо замаскированное уродство |
Матрица сборки №4. Категории психического
Категория А | Категория антиА | Оксюморон | Парадокс |
Радость | Грусть/Печаль/Уныние | Радостная грусть | Много радости – много печали |
Ум | Глупость | Умная глупость | Умное от глупого отличается только точкой зрения |
Альтруизм | Эгоизм | Закоренелый альтруизм эгоизма | Альтруизм – это эгоизм с самоотдачей |
Беззаботный | Озабоченный | Озабоченный беззаботностью | Беззаботность – признак тайной озабоченности |
Глубокий | Поверхностный | Поверхностно глубокий | Любая глубина – это поверхность чего-то |
Любовь | Ненависть | Любящая ненависть | Если любовь любит ненависть, то это - любовь |
Сознательный | Бессознательный | Бессознательно осознанный | Сознание – оправдание бессознательности |
Бодрый | Вялый | Бодрая вялость | Бодрость – это самонадеянная вялость |
Счастливый | Несчастный | Счастливое несчастье | Счастье – один из способов переживания несчастья |
Активный | Пассивный | Пассивный активист | Активность – это отчаявшаяся пассивность |
Благонадежный | Неблагонадежный | Неблагонадежная благонадежность | Благонадежность – миф неблагонадежных |
Разговорчивый | Молчаливый | Разговорчивый молчун | Разговорчивость истекает из избытка молчания |
Величавый | Жалкий | Величаво-жалкий | Величие – это жалость жалкого к самому себе |
Смелый/Отважный | Робкий/Трус | Отважный трус | Отвага – лучшее прикрытие для трусости |
А еще ниже прилагается корпус вербат "Ортодокс парадокса"