В приведённом автором в этой главе высказывании Ибн аль-Каййима в отношении снятия колдовства с околдованного подробно излагается то, что разрешается, и то, что запрещается, чего вполне достаточно.
Глава 28
О СУЕВЕРИИ
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Обращается внимание на высказывания Всевышнего: «Но, истинно, то, причиной чего они считают дурной знак, — от Аллаха...» (Преграды, 131) и «... Предзнаменование ваше — при вас будет...» (Йа Син, 19).
2. Отрицание того, что первопричиной болезни является инфекция, однако все блага и несчастья предопределил Всевышний Аллах, поэтому главной причиной любой болезни, в том числе и инфекционной, является воля Всемогущего Аллаха.
3. Отрицание существования дурных примет.
4. Отрицание вреда плачущей совы или других птиц такого рода.
5. Отрицание злополучности месяца сафар.
6. Доброе предзнаменование не относится к вышеизложенному, напротив, оно желательно.
7. Разъяснение смысла понятия «доброе предзнаменование».
8. Оказываемое тем самым на сердце отрицательное влияние ликвидируется Аллахом посредством упования на Него.
|
|
9. Молитва, которую следует прочитать тому, кто обнаружил это у себя.
10. Провозглашение веры в дурные приметы ширком.
11. Разъяснение смысла понятия «дурная примета».
Всевышний Аллах сказал:
«Но, истинно, то, причиной чего они считают дурной знак, — от Аллаха, однако большинство из них не знает!»* (Преграды, 131).
Всевышний сказал также:
«Те сказали: “Предзнаменование ваше — при вас будет. Разве если вам напоминают... Да, вы — народ, впавший в крайность!”» ** (Йа Син, 19).
*Всевышний ниспослал эти аяты о роде Фараона и сказал: «Когда наступает для них благополучие, они говорят: “Это — от нас”, — а когда постигает их бедствие, они по птицам связывают это с Мусой и теми, кто с ним...» (Преграды, 131). Семейство Фараона, когда его постигало несчастье, связывало его с Мусой и теми, кто были с ним, говоря: «Это всё из-за Мусы и его сподвижников!». Однако Аллах опроверг это, сказав: «Но, истинно, то, причиной чего они считают дурной знак — от Аллаха...». Ибн Аббас сказал: «Они считают последствием дурного предзнаменования то, что предопределил и предписал для них Аллах». В другой ривайе говорится: «Их несчастья — у Аллаха и от Аллаха».
Всевышний сказал: «Если случается с ним благое, они говорят: “Это от Аллаха”. А когда постигнет их зло, они говорят: “Это от тебя”. Скажи: “Всё от Аллаха!” Отчего же эти люди не могут понять учения? Всё доброе, что бывает с тобой, от Аллаха, а всё зло, что постигает тебя, от тебя самого...» (Женщины, 78—79).
Всё благо — в руках Одного Аллаха, и Он одаряет Своих рабов по Собственной воле. Он же удерживает от них зло из милости и благосклонности к ним. Когда же их постигает зло, это происходит по причине их грехов.
|
|
**Дурные предзнаменования отразятся на тех, кто посчитал их таковыми из-за их деяний, неверия и противоречия с призывающими к добру. Причина этого заключается только в их выборе этого и враждебности. Зло, которое их постигает, происходит по причине того, что они сами навлекли его. Именно так было предопределено Аллахом по Его мудрости и справедливости. Хотя Аллах знает об этом лучше.
Абу Хурайра рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
Инфекция — ложь, дурные приметы — ложь, плачущая сова — ложь, и злополучность месяца сафар — ложь. Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. (Аль-Бухари 10/182, Муслим (2220), [102]).
В рассказе Муслима есть следующее добавление: ...звёзды — ложь и злые духи — ложь. (Муслим (2220), (106) от Абу Хурайры с добавлением:...и звёзды — ложь, а также (2222) и (107) с добавлением:...и злые духи — ложь).
Аль-Бухари и Муслим передали хадис Анаса о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
Инфекция — ложь, дурное предзнаменование — ложь, а нравится мне доброе предзнаменование. Его спросили:«А что такое доброе предзнаменование?» Он сказал: Доброе слово*. (Аль-Бухари 10/181, Муслим [2224]).
Абу Дауд приводит с достоверным иснадом хадис Укбы ибн Амира, который рассказывал:
«Когда при посланнике Аллаха завели разговор о дурных предзнаменованиях, он сказал: Наилучшим будет доброе предзнаменование, которое не отвратит мусульманина от его дел. Если один из вас увидит что-либо, что ему не нравится, то пусть скажет: “О Аллах, только Ты несёшь всё благое, и только Ты отвращаешь всё злое! Нет силы и нет могущества, кроме как у Тебя!» (Абу Дауд [3719]).
Ибн Масуд рассказывал следующий хадис Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
Дурные приметы — ширк! Дурные приметы — ширк! А у каждого из нас... Но Аллах удаляет это, если уповать на Него. Достоверный хадис, рассказанный Абу Даудом и ат-Тирмизи. Последние слова принадлежат Ибн Масуду. (Абу Дауд (3910), ат-Тирмизи (1614), Ибн Хиббан (1427), Ибн Маджа (3538) Хафиз Ибн Хаджар сказал, что слова «А у каждого из нас...» также принадлежат Ибн Масуду. Аль-Мунзири сказал: «В хадисе есть скрытый смысл, предположительно: “А у каждого из нас в сердце находится хотя бы что-то от этого”»).
Ахмад приводит хадис Ибн Амра от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
Кто бросил какое-либо дело из-за дурной приметы, тот совершил ширк. Люди спросили: «А каково искупление этого?» Он ответил: Вам следует сказать: “О Аллах! Нет добра, кроме Твоего добра, и нет зла, кроме Твоего зла, и нет божества, кроме Тебя. (Ахмад 2/220, аль-Хайсами в «Маджму‘ аз-Заваид» 5/105 сказал, что один из рассказчиков хадиса — Ибн Лахйа — не является надёжным, однако остальные заслуживают доверия).
Он приводит также хадис аль-Фадла ибн аль-Аббаса:
«Дурная примета — это то, что толкает тебя на какой-либо поступок или отвращает тебя от него». (Ахмад 1/213; слабый хадис).
*Анас рассказывал, что «Пророк, когда он начинал какое-либо дело, любил повторять слова: “О Преуспевающий! О Благоразумный!”» (ат-Тирмизи (1616), достоверными хадис). Бурайда рассказывал, что «Пророк никогда не считал что-либо дурным предзнаменованием. Когда он посылал работника, он спрашивал его имя, и если оно нравилось ему, он радовался, а если оно не нравилось, то это было видно по его лицу». (Абу Дауд (3920), Ахмад 1/257, 319 и 347; хороший хадис).