Романтизм | Реализм | |
Определяющий принцип изображения | Преобладание субъективного начала в изображении мира | Стремление к объективности в изображении мира |
Основной конфликт | Между мечтой и действительностью | Многообразие конфликтов реальной действительности |
Тип героя | Исключительная личность в исключительных обстоятельствах; романтический тип не эволюционирует | Обыкновенный человек; типичный герой в типичных обстоятельствах; реалистический герой наделен развивающимся характером |
Концепция отношений личности и общества | Герой не обусловлен конкретно-исторически, всегда находится в конфликте с обществом, всецело погружен в мир собственных переживаний | Герой обусловлен социальной средой, исторической эпохой и индивидуальными особенностями его личности |
Позиция автора | Позиция автора близка позиции героя | Автор стремится к объективности. |
Жанровая структура | Стремление к смешению различных жанров в одном произведение, тяготение к лирическим и лиро-эпическим жанрам | Нет иерархии жанров; роман становится ведущим жанром |
Особенности поэтики | Стремление к творческой свободе | Отсутствие всяческих жестких норм |
А.С. ПУШКИН
|
|
(1799-1837)
Основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Пушкина
Период | Хронологические рамки | Особенности в формировании художественной системы |
Лицейский период | 1814-1817 | Формирование романтизма |
Петербургский период | 1817-1820 | Формирование романтизма |
Южная ссылка | 1820-1824 | Романтический период творчества |
Ссылка в Михайловское | 1824-1826 | Формирование реализма |
После ссылки (период скитаний) | 1826-1829 | Становление реализма |
Болдинская осень | Реалистический период | |
Последние годы | 1830-1837 | Реалистический период |